Разделы

Телеком Бизнес

Мировой телеком завязывает с глобализацией

Объявленные в конце мая убытки Vodafone в $21,8 млрд. (а с учетом ранее списанных активов и все сорок) – крупнейшие в британской корпоративной истории – особо никого не удивили. С начала года компания демонстрировала результаты, не оставлявшие ни малейшей надежды на оптимизм в ближайшем будущем. Лидеры телекома задумались, на что сменить планы по глобализации. Может, на конвергенцию?

Еще в начале года появились сообщения о трениях между акционерами и руководством крупнейшего сотового оператора Vodafone. Последовавшее за ним объявление о продаже компанией крупного актива в Японии не удивило, хотя и заставило приподнять брови представителей телекоммуникационного сообщества. Японское подразделение Vodafone долго оставалось неприбыльным, занимая третье место на самом «продвинутом» рынке мира. Слухи о его продаже ходили давно, но особо в них никто верил, будучи уверенным в том, что оператор справится с «временными» (но длящимися годами) трудностями.

Вслед за этим поползли слухи о продаже другого едва прибыльного актива в далекой от Лондона части света – Австралии. Аналитики бросились наперебой гадать, продажа каких еще активов может последовать. Наступившую паузу восполнили заявления о проведении реструктуризации в компании, разделившей оператора на три ключевых направления – европейский рынок, рынок развивающихся стран, а также инновационно-коммерческое. Стоит отметить, что речь шла не об обычной кампании по снижению издержек, а именно об изменении в стратегии.

Пауза закончилась в начале мая, после завершения сделки в Японии, с появлением новостей о начале переговоров с американской Verizon о продаже доли Vodafone в совместном предприятии Verizon Wireless. Это уже звучало логичным и ни у кого не вызвало удивления. Для справедливости стоит отметить, что аналитики постоянно указывали на возможность продажи данного актива одним из первых, как непрофильного для оператора, прежде всего в связи с использованием технологии CDMA.

Желание акционеров поскорее урвать хороший кусочек в эпоху быстро надувающихся сырьевых «пузырей» понятно и объяснимо. Но какое влияние могут оказать данные события на телекоммуникационную отрасль?

Уроки глобальности

К началу этого года Vodafone оставался единственным оператором сотовой связи, имевшим присутствие на всех населенных континентах мира. Лидирующие позиции компания по-прежнему занимает в Европе. Стремительно развивавшаяся в конце 90-х прошлого века, покупая новые и консолидируя под свою торговую марку существующие активы, компания несколько замедлила развитие в последние годы. За исключением прошлогоднего приобретения в Турции и доли в индийском операторе BSNL, Vodafone перешел к технологическому партнерству. Возможно, убытки от неприбыльных активов были бы и не так заметны, если бы не неудача с развитием технологий 3G, когда на лицензионных аукционах были потрачены огромные, но неизвестно когда окупаемые средства.

И все же, несмотря на замедлившийся в последние годы рост, никто из конкурентов на рынке сотовой связи не мог похвастаться подобными размерами. Ближайщая к Vodafone, Telefonica Moviles, мобильное подразделение испанской Telefonica, демонстрировала уверенный рост лишь за счет бурного развития сотовой связи в Латинской Америке. За исключением пары-тройки операторов (например, неспешного Telenor или агрессивного Hutchinson, масштабы деятельности и присутствие в мире которых несравнимы с Vodafone) для большинства других операторов попытка глобальной деятельности обернулась потерями. Японский NTT DoCoMo, имевший активы в Европе, Азии и Америке распродал большую часть из них с убытком, ограничив свою деятельность лицензированием платформы i-mode, сумевшей добраться даже до России. Американские компании – например, SBC и AT&T Wireless - постепенно распродали свои немногочисленные иностранные активы, полностью переключившись на внутренние рынки.

Ряд операторов не верили в звезду всемирной славы, но, имея свободные средства и интерес в расширении своей деятельности за пределы национальных рынков, проводили осторожную экспансию в границах своего континента или региона. К удачным примерам стоит отнести сингапурский Singtel в азиатско-тихоокеанском регионе или упомянутую выше Telefonica в Латинской Америке. Активно действовала на рынках Африки, а затем и Ближнего Востока южноафриканская MTN. Очевидно, подобной практике стоит придерживаться и российским компаниям, ищущим возможности для роста зарубежом.

Вести о распродаже активов на далеких континентах подают слабые сигналы о провале глобальных амбиций даже признанного лидера сотовой связи. Несмотря на волну консолидаций и поглощений, в ближайщем будущем подобные явления в отрасли возможны лишь в рамках определенных географических регионов. Потеря Vodafone своего «геополитического» статуса должно заставить призадуматься руководство компаний, мечтающих о дальнейшем продолжении своего роста за счет экспансии на внешних рынках. К тому же, привлекательных активов осталось немного, а число претендентов на них растет с каждым годом. И даже самые, казалось бы, перспективные активы на поверку могут приносить лишь головную боль.