Разделы

Телеком Бизнес

«Низы» не хотят революций в лицензировании связи

В продолжение неоднозначного закона «О Связи», успешно «продавленного» всесильным Министерством по связи и информатизации через Государственную Думу РФ в прошлом, 2003 г., - подготовлен неприятный сюрприз участникам рынка IP-телефонии и операторам выделенных сетей связи. Члены Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) стремятся воспрепятствовать новой инициативе со стороны регулирующих органов.

Одно из громких достижений 2003 г. Минсвязи РФ — принятие закона «О связи». Здесь его назвали главным условием развития информационного общества в России. Несмотря на сотни отвергнутых поправок и отсылочных статей закон был подписан президентом России и с 1 января 2004 г. вступил в силу.

Как отмечали экперты около трети статей закона (точнее — 28) имеют отсылочный характер и требуют специальных постановлений правительства, которые должны обеспечить их непосредственное применение. С целью «закрытия» «отсылочных» статей закона «О Связи», требовалось не менее 36 постановлений правительства. С этой целью были сформированы рабочие группы. По словам Бориса Антонюка (в то время — заместитель министра РФ по связи и информатизации) в состав этих групп должна были войти представители альтернативных операторов связи.

Исключений не будет

К середине марта 2004 г. силами Минсвязи был подготовлен и представлен общественности проект постановления правительства России с названием «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий». Он начинается со слов: «В связи с введением в действие Федерального закона „О связи“ Правительство Российской Федерации постановляет».

На первый взгляд, формирование однозначного перечня услуг, требующих лицензирования, кажется прогрессивным шагом. Согласно этому документу количество таких услуг ограничено, всего их 30. Тогда как в действующем с 1994 г. «Положении о лицензировании деятельности в области связи в РФ» — лицензироваться должны все услуги. Однако, более внимательное изучение документа «высвечивает» множество «скользких» формулировок и свидетельствует об обманчивости первого впечатления. «Поправить» горячие головы взялась Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ), силами членов которой разработаны предложения по корректировке проектов «Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии» и «Перечня лицензионных условий, на основании которых устанавливаются лицензионные условия на деятельность в области связи».

Неоднозначные формулировки могут привести к тому, что проблемы могут возникнуть и с предоставлением международных услуг передачи данных. Дело в том, поясняет вице-президент "Транстелекома" Алексей Рокотян, что в состав услуг, оказываемых по лицензиям на телефонную связь, по сути попадает почти вся электросвязь — и прямые (некоммутируемые) каналы, и передача данных. С учетом того, что по сегодняшней ситуации в международной и междугородней телефонной связи действует монополия, возникает риск фактической монополизации и других услуг, развивающихся сегодня в условиях свободной конкуренции. «В связи с возможностью неоднозначной трактовки, перспективы дальнейшего предоставления нами международных каналов и услуг передачи данных по окончании срока действующих лицензий оказывается под вопросом», — отметил Рокотян. Он также добавил, что остальные проблемы, на которые обращает внимание АДЭ, также вызывают беспокойство. «Напрямую они нас касаются в меньшей степени, чем других компаний, но проблемы у наших клиентов затронут весь рынок и нас в том числе, потому что мы — оператор для операторов», — сказал Рокотян.

Напомним, что большинству участников рынка связи в России разрешено заниматься лишь внутризонной (между городами одной зоны, то есть региона) и местной телефонией (в пределах одного города или муниципального образования). Все звонки на дальние расстояния — международные и между разными регионами — операторы должны осуществлять через посредника-монополиста — компанию «Ростелеком». На переговорах по вступлению в ВТО была достигнута договоренность о его пятилетней монополии. Однако и в этом правиле есть исключения – это выделенные сети связи компаний «Голден Телеком» (номера имеющие префиксы «501», «502», «478»), «Комстар» («503»), Газтелеком («477»). Поскольку технически операторам выделенной связи весьма трудно соединять своих абонентов через «Ростелеком», для них была оставлена возможность работать напрямую.

Такое особое положение вызывало вопросы и новый проект постановления готов покончить с ними. Если документ примут, то операторы выделенных сетей получат отдельные лицензии, но продолжат оказывать междугородние услуги. Однако, при переходе на обычную нумерацию, придется получать новую лицензию и, по-видимому, она уже будет такой «как у всех».

Отобрать для себя

Другим камнем преткновения стала IP-телефония. О намерении регулировать IP-телефонный трафик Минсвязи заявило еще в ноябре прошлого года. И, если проект постановления будет принят, то операторам IP-телефонии, в дополнение к обычным лицензиям передачи данных, придется получать специальные лицензии на IP-телефонию (понятно, что «неугодные» могут остаться в режиме «вечного ожидания»).

Но дело обстоит гораздо хуже — передачу голосового трафика по интернет-каналам предлагается ограничить рамками местной и внутризонной связи, остальной трафик должен передаваться через «священную» монополию «Ростелекома». Однако такой запрет означает прекращение работы для многих IP-операторов. В итоге получится, что «говорить» с компьютера на компьютер — пожалуйста, но использовать по этой технологии телефон — нельзя по причине ограничений со стороны «священного» монополиста. В реальности, телефонный IP-звонок из Москвы в Америку сейчас обходится в 7-12 центов, а, с использованием услуг «Ростелекома», — не менее 45 центов.

По мнению Игоря Масленникова, генерального директора компании CTI (Center of Telephony Integration), «эти документы являются попыткой повернуть вспять ход истории». Однако делается это весьма завуалированно, и под лозунгом как бы прогрессивным. Напомним, что авторы проекта постановления собираются регулировать телефонный трафик вне зависимости от технологического способа его передачи. Тем самым IP-телефония как бы приравнивается к традиционной. «Между тем, IP-телефония и телефония классическая различаются настолько сильно, что ни одна страна в мире пока не решилась регулировать IP-телефонию так же, как и традиционную», — отметил г-н Масленников, у России есть шанс "попасть в историю".

При этом в Минтранссвязи считают, что такое регулирование сделает взаимоотношения операторов с клиентами более прозрачными. Ведь ранее, по мысли министерства, никаких специальных требований по качеству сервиса или набору предоставляемых услуг IP телефонистам не предъявлялось, в отличие от операторов традиционной телефонии. Однако участники рынка сомневаются в «благих намерениях» чиновников.

«Если документ («Перечень лицензионных условий…») будет принят правительством РФ, то ряд услуг, в том числе такие распространенные, как IP-телефония и dial-up, вообще не смогут предоставляться на законных основаниях! Компании, предоставляющие эти услуги, будут вынуждены закрыться, — комментирует для CNews.ru возможные последствия принятия упомянутого документа Дмитрий Красильников, директор по маркетингу компании «Корпорация ОСС». — Если это произойдет, то можно говорить о неминуемой смерти или поглощении "за копейки" небольших и средних операторов, возникновении "черного" рынка, возникновении монополии узкой группы привилегированных операторов, обрушении рынка IP-телефонии и dial-up, исчезновении конкуренции, массовой безработице специалистов, работающих в небольших и средних компаниях».

«Главное, что цель этих действий — не что-то улучшить, а вернуть времена величия "Ростелекома" и "Электросвязей", когда звонок стоил $2-3 за минуту, — считает Игорь Масленников. — Эта попытка обречена на провал, технологически «закрыть» IP-телефонию не удастся». Действительно, не понятно как именно регулирующий орган намерен проверять соблюдение IP-операторами введенных ограничений.

Другая стороны вопроса — обесценивание инвестиций и критика со стороны международного сообщества. «Инвесторы (как российские, так и зарубежные), уже вложившие большие средства в российские телекоммуникационные компании, будут активно судиться с Минсвязи, — продолжает Дмитрий Красильников. — Кроме того, этот документ радикально противоречит принципам ВТО, в которое вступает Россия, а также принципам свободной конкуренции, прописанным в ГК и Конституции России».

Но как такой документ вообще мог выйти в свет? Примечательно, что в Минсвязи обещали привлечь к участию в рабочих группах по разработке постановлений правительства независимых операторов, но этого так и не произошло. Как сообщил CNews.ru Игорь Масленников, — его компания не принимала участие в этих рабочих группах. «И другие компании, с которыми мы работаем, тоже не участвовали», — отметил г-н Масленников, который уже несколько лет работает в сфере IP-телефонии и хорошо знаком с отраслью. Такое же мнение в беседе с обозревателем CNews.ru высказал Дмитрий Красильников. Участники рынка считают, что этот документ готовился келейно в глубинах Минсвязи или "Ростелекома". По мнению г-на Масленников, возможно, министерские начальники (не те, кто готовил текст документа, а те — кто его будет подписывать) пока не в достаточной мере понимают к чему может привести принятие этого документа. Но, если он будет принят, то его авторам и инициаторам, скорее всего, придется не сладко, потому что он породит больше проблем, чем решит, и проблем качественно иного уровня.

Сергей Шалманов / CNews.ru