Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь Инфраструктура

Российский телеком с трудом подстраивается под регулятора

Телеком в России стремительно развивается, и на этой почве постоянно возникают новые бизнес-идеи и услуги. Неудивительно, что нормативно-правовое регулирование в отрасли отстает от динамики ее развития. И когда регулятор устанавливает правила игры, участникам рынка приходится менять свои бизнес-процессы и подходы к документированию деятельности. Об этом шла речь на бизнес-завтраке "Нормативно-правовое регулирование в телекоммуникационной отрасли", который 25 ноября 2010 г. провели юридическая компания "Пепеляев Групп" и CNews Conferences.

Вообще, законодательство в области авторского права вызывает много споров и нареканий, и не только в России. Очевидно, что прежняя модель авторского права давно устарела и требует пересмотра, поскольку зачастую провоцирует возникновение абсурдных ситуаций и препятствует прогрессу общества в целом. Но пока мировое сообщество не выработало новых подходов к этой проблеме. А в это время в России вводятся новые платежи, направленные против пиратства. Широкую дискуссию в обществе вызвал авторский сбор в 1% на "болванки", а новый законопроект (находится в государственной думе на рассмотрении) предлагает обязать операторов связи отчислять 2% в резерв авторских вознаграждений. Но этой инициативе еще предстоит пройти обсуждение.

Регулятор регулирует, да не вырегулирует

Стоит сказать также и о мобильных платежах. Потенциально это огромный рынок, поскольку мобильные телефоны сегодня есть практически у всех, чего нельзя сказать о банковских карточках. Несомненно, что эта сфера требует четкого регулирования, но при этом потребуются изменения как в законе "О банках и банковской деятельности", так и в законе "О связи". Соответствующий законопроект уже подготовлен.

Не утихают споры и насчет правового регулирования в интернете. Несет ли провайдер ответственность за контент своих пользователей? Здесь речь идет не только о нарушении авторских прав, но также и о размещении материалов экстремистского характера, порнографии и других противоправных действиях. В части претензий правообладателей к провайдерам судебная практика пока не дает однозначного ответа на этот вопрос: по двум идентичным делам двумя судами (ФАС Московского округа и ФАС Северо-Западного округа) были вынесены прямо противоположные решения. Видимо, необходима дополнительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой области.

С 1 января 2010 г. начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, образовался новый гигантский рынок, который насчитывает 160 млн потребителей. Чтобы у импортеров не возникло соблазна использовать более низкие ставки или более простые процедуры в одной стране — участнике Таможенного союза, а фактически реализовать свой товар в другой, на переходный период сохраняется принцип резидентства – декларировать ввозимые товары придется в той стране, где планируется их продажа или использование.

Александр Косов, руководитель группы таможенного права и внешнеторгового регулирования "Пепеляев Групп", говорил о том влиянии, которое оказывает таможенный союз на бизнес телеком-компаний.

В принципе, по масштабам импорта (а тем более экспорта) сектор телекоммуникаций занимает отнюдь не первое место. Но тем не менее вопросы отношений с таможенной службой остаются острыми для многих компаний. Если говорить о телефонных трубках, то это скорее бизнес дистрибуторов электроники, а не операторов связи. Однако сейчас все операторы мобильной связи выпускают телефоны под собственными брендами и поэтому тоже сталкиваются с проблемами, общими для всех импортеров. Казалось бы, логично по гарантии вывезти обратно неисправные телефоны и взамен ввезти новые, не платя повторно таможенную пошлину. Однако на практике это никому не удается — ведь серийные номера у новых аппаратов будут другие, поэтому таможня требует снова платить пошлину.

Другая проблема, с которой встречаются импортеры, связана с внедрением информационных технологий в таможенных органах и переходом к электронному декларированию. Видимо, желание отчитаться об успехах на этом направлении иногда сильнее здравого смысла: на некоторых постах таможенникам запрещено принимать декларации в бумажном виде. Конечно, электронное декларирование должно быть удобнее. Кроме того, оно ставит барьер на пути коррупции. Но в условиях недостаточной надежности информационных систем и каналов связи, если система недоступна, то импортеры несут убытки в связи с задержкой оформления, оплачивают простой транспорта и штрафные санкции по контрактам. Парадоксально, но в этой ситуации юристы борются за право своих клиентов подавать декларации в бумажном виде — против электронного документооборота. Из этого можно сделать вывод, что новые технологии нельзя насаждать силой, административными мерами. Бизнесу и обществу нужно дать возможность привыкнуть к новым реалиям и также работать над повышением надежности и удобства электронных систем.


Презентации и материалы с бизнес-завтрака

Презентация Наталья Иващенко, "Пепеляев Групп". Рынок телекоммуникаций и законодательная база: изменения 2010 г. и законодательные инициативы
Презентация Александр Косов, "Пепеляев Групп". Таможенный союз: изменения для телекоммуникационных компаний
Презентация Правовое регулированые деятельности телекоммуникационных компаний. Информационный бюллетень
Презентация Скачать все материалы (архив)