Разделы

Телеком Инфраструктура Маркет

Телекомы конкурируют за счет ИТ

Сегодня абонентам уже недостаточно просто дозвониться, все более востребованными становятся услуги мобильного доступа в интернет. Операторы связи вынуждены "налегать" на ИТ, чтобы постоянно предлагать клиентам новые сервисы. Фактически стоит говорить о полноправном партнерстве двух отраслей ИТ и телекоммуникаций в целях повышения удовлетворенности пользователей. О том, чем еще живет телеком-рынок, говорили участники круглого стола "ИТ в телекоме: что нужно потребителю?", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

Кризис традиционных телекоммуникаций

Очевидно, что ресурсы экстенсивного роста бизнеса за счет привлечения новых абонентов практически исчерпаны. Так, по данным Международного Союза Электросвязи, по количеству пользователей мобильных телефонов Россия занимает 5 место в мире, уступая только странам, значительно превосходящим ее по населению — Китаю, Индии, США и Бразилии. Причем уровень мобильной телефонизации составляет 155% - это сильно превышает общемировой показатель 87%.

В области фиксированной связи также царит жесткая конкуренция, идет борьба за удержание каждого частного и, особенно, корпоративного клиента. Маржинальность в сегменте B2B стремительно падает, юрлица не хотят больше платить за те же услуги, что получают и физлица, по повышенным тарифам. Конечно, наиболее остро это заметно в Москве, но и в регионах этот процесс не заставит себя долго ждать — при широком выборе поставщиков услуг лояльность потребителей поддерживать чрезвычайно трудно.

Андрей Литвинович, директор по ИТ "Акадо Телеком", охарактеризовал ситуацию в традиционном секторе фиксированной связи и доступа в интернет как кризисную — из-за конкуренции поставщики вынуждены снижать цены на услуги, что неизбежно сказывается на их качестве и ассортименте. Сильное давление оказывает и рост мобильной связи, и более всего — мобильный интернет. Поэтому операторы активно развивают программы лояльности, отчасти даже перенося методы маркетинга из потребительского сегмента в корпоративный.

При этом операторы продолжают испытывать "проклятие трубы" – даже при падении прибыли и других негативных рыночных факторах они должны держать свою сеть в тонусе, т. е., находить ресурсы для инвестиций в развитие инфраструктуры, чтобы обеспечивать растущие потребности абонентов.

Инструментом выживания для традиционных операторов становятся информационные технологии, в двух аспектах. Во-первых, это касается расширения спектра услуг в сторону поставки контента, предоставления финансовых услуг (платежи ЖКХ и др.), обеспечения безопасности и комфорта (умный дом). Эти проекты реализуются совместно с системными интеграторами, которые часто становятся полноправными партнерами оператора в новом бизнесе и также несут все риски, связанные с запуском нового сервиса.

Конечно, "облака" спасут телеком

Современная международная практика показывает, что провайдеры "облачных" решений – это не только компании-вендоры ПО, арендующие мощности "облачной" платформы у Amazon или Salesforce. Это также телеком-операторы, строящие собственные центры передачи данных, в которых с помощью ИТ-интеграторов они разворачивают SaaS/IaaS-продукты и выводят их на рынок часто под собственным брендом. Российская история подобных взаимоотношений коротка – проекты запускаются при партнерстве крупного вендора ПО (Microsoft, IBM) и оператора связи ("Вымпелком", Orange Business Services) и по текущему ценовому предложению ориентированы в большей степени на сегмент СМБ, но не на SOHO или крупный бизнес. Основными причинами такой ситуации эксперты называют неразвитость услуг связи, предоставляемых операторами, и, как следствие, соотношение "цена/качество", сообщает CNews Analytics.

Участники конференции согласились, что сегодня заказчики уже не боятся "облаков" и готовы переводить свои бизнес-приложения и данные в ЦОДы операторов, однако этот процесс не будет быстрым. Сдерживающим фактором, наряду с привычными опасениям по поводу защиты информации, являются сомнения клиентов в надежности и качестве самой связи, а это как раз целиком на стороне операторов.

Конкуренция операторов — на пользу абонентам

Наличие конкуренции является показателем зрелости рынка, возможность выбора поставщика услуг положительно сказывается на общей удовлетворенности клиентов. К сожалению, этого нельзя пока сказать о рынке связи в России, который сильно концентрирован. В мировой практике для оценки степени монополизации используют индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI), а в США он сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках "антитрестовского" законодательства.

Михаил Косинов, руководитель рабочей группы "Требования", Международного Союза Электросвязи (МСЭ), говоря о разработке дорожной карты развития конкуренции, отметил что значение HHI в нашей отрасли связи является слишком высоким, при таком рынке поставщики диктуют условия потребителям.

В качестве одной из первоочередных мер по развитию конкуренции рабочая группа МСЭ настаивала на введении переносимости мобильных номеров, Mobile number portability (MNP). Соответствующий федеральный закон был принят Государственной Думой 14 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 19 декабря 2012 года. С 1 декабря 2013 года россияне будут избавлены от "мобильного рабства".

Следующим шагом было бы развитие виртуальных операторов, mobile virtual network operator (MVNO), которые предлагают свои пакеты услуг и тарифные планы, используя существующую инфраструктуру связи. Виртуальный оператор может точнее фокусировать свою маркетинговую стратегию и удовлетворять запросы даже небольших групп потребителей, чего не в состоянии себе позволить гиганты телеком-индустрии.

Поддержал тезис о важности конкуренции и Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи. Это подтверждают проведенные ComNews Research исследования: в регионах, где помимо "большой тройки" работают локальные операторы мобильной связи, стоимость "малой корзины" (категории тарифов с низкой стоимостью услуг) в 2-5 раз меньше, чем в Москве и области, при том что доля абонентов региональных операторов в масштабах страны очень мала.

Другим негативным фактором для рынка связи в целом является неэффективность использования спектра частот госкомпаниями, которые он выиграли по конкурсам в ряде регионов или получили иным способом. Фактически, это можно расценивать как искусственное сдерживание конкуренции.

В итоге следует сказать, что развитие конкуренции является главным приоритетом для отрасли связи. Без реальной рыночной конкуренции говорить об удовлетворенности потребителей качеством услуг было бы, по меньшей мере, наивно.

Станислав Макаров / CNews

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик CNews Analitycs
Тема: ИТ и телеком: синергия на благо потребителя
Презентация Яковлев Александр, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu Technology Solutions
Тема: Храним большие данные. Опыт внедрения и построения хранилищ для Телеком-операторов
Презентация Литвинович Андрей, директор по информационным технологиям АКАДО Телеком
Тема: ИТ-потребности телекоммуникационного сектора: новые вызовы
Презентация Косинов Михаил, руководитель рабочей группы Инфокоммуникационного союза «Требования»
Тема: Операторы и поставщики услуг: сотрудничество или конкуренция?
Презентация Скачать архив целиком