Разделы

Телеком Бизнес

Цифровая розница штурмует новые рубежи

За прошедшие месяцы 2006 года расстановка сил на рынке портативной цифровой электроники претерпела некоторые изменения. При этом тенденции, наметившиеся ранее, проявились более отчетливо.

Дорогой консолидации

Лидерами по темпам роста числа салонов в России за прошедшие 5 месяцев 2006 года стали «Цифроград» (59%) и DIXIS (33%), а «Евросеть», «Связной» и «Бета Линк» имеют примерно одинаковые показатели (около 14%). Немного медленнее росли «Ультра» и Divizion (12% и 11% соответственно). Однако дело не только в количестве, но и в качестве. К сожалению, очень немногие сети приводят показатели, характеризующие эффективность своих салонов, такие, например, как выручка с 1 кв. м торговой площади.

В целом, по оценке «Евросети», объем рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в первом квартале 2006 года по сравнению с его объемом за аналогичный период прошлого года снизился на 16,7% по количеству проданных телефонов, но вырос на 5,9% в долларовом исчислении. Это связано в первую очередь с ростом средней розничной цены телефона – она достигла $193. В 1 квартале 2006 года на российском рынке розничных продаж сотовых телефонов было продано 6,53 млн. сотовых телефонов на сумму $1,26 млрд, в то время как в январе-марте 2005 года эти показатели были равны соответственно 7,84 млн. телефонов и $1,19 млрд. Объем реплейсмента телефонов за 1 квартал 2005 года составил 67% от общего объема розничных продаж и был равен 4,37 млн. телефонов.

Основные тенденции на рынке цифровой портативной розницы, наблюдавшиеся в 2005 году и ранее, в 2006 году стали более отчетливыми. Так, продолжающееся укрупнение рынка привело к тому, что в апреле 2006 года одиннадцать крупнейших сотовых ритейлеров России контролировали, по оценке «Евросети» – до 86% рынка, в то время как в конце прошлого года они занимали около 76% рынка. По оценке генерального директора «Цифрограда» Владимира Пляко, сегодня около 70% рынка контролируется федеральными компаниями, а к концу года эта доля должна вырасти до 80%. По его мнению, на розничном рынке России продолжится консолидация: региональные игроки будут входить в состав федеральных сетей. При этом, как предполагают в «Бета Линк», общее число точек продаж будет сокращаться, а дальнейшая консолидация федеральных сетей приведет к ужесточению конкурентной борьбы за долю рынка не только по количеству салонов, но и по эффективности продаж.

В настоящее время, как отмечают сами «федералы», в регионах почти не осталось сетей, которые «можно было бы купить». А оставшиеся региональные сети все отчетливее осознают, что конкурировать с крупными игроками им уже не по силам, и сейчас, возможно, именно тот момент, когда еще можно успеть продаться за хорошие деньги. Впрочем, «регионалы» пытаются выжить и сохранить независимость. В основном, как отмечают в DIXIS, они ищут ниши, которые пока не интересны «федералам» – торговля б/у оборудованием, открытие монобрендовых салонов с операторами связи и т.д.

По оценке г-на Пляко в настоящее время почти 80% телефонов завозится в Россию по «белым» схемам, и этот процент будет расти. Августовский кризис послужил толчком к изменению условий работы основных игроков рынка. К настоящему моменту практически все крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников, отмечают в DIXIS. Вместе с тем в «Альт Телеком» отметили увеличение рисков в связи с таможней и снижение рентабельности из-за появления сильного «серого» рынка ввоза.

Ужесточение рыночной среды заставляет розничные сети продолжать диверсификацию своего бизнеса. Она, как и прежде, выражается в расширении товарных групп и ассортимента предоставляемых услуг. Так, в магазинах «Евросети» стали продавать коробочное ПО от компании Paragon Software Group, а «Альт Телеком» развивает услуги фотопечати.

Планов громадье

В планах крупнейших сотовых ритейлеров – продолжение региональной экспансии и как следствие увеличение продаж. «Евросеть» в 2006 году планирует реализовать около 12 млн телефонов и открыть более 4,5 тыс. точек продаж. Сеть «Цифроград» планирует увеличить число своих салонов до 2000 и занять 20% рынка. ГК «Связной» намерена инвестировать в развитие бизнеса около $30 млн. и к концу 2006 г. достичь объема продаж на уровне $1,5 млрд. Общее количество магазинов DIXIS в России к концу 2006 года должно достигнуть 2 тыс. Планируется, что франчайзинговые магазины должны составить 50% общего числа объектов сети.

Компания «Беталинк» ставит себе цель не только увеличить количество салонов в российских регионах, но и повысить их эффективность, в частности и с помощью товарной диверсификации и предоставлением новых услуг. Также в планах компании появление новых форматов магазинов, продолжение рекламных акций федерального уровня и повышение лояльности потребителя к брэнду. Питерская «Ультра» наметила довести число своих салонов до 500-600 к концу 2006 года. Амбициозные планы по региональной экспансии имеет и Divizion. До конца 2006 года компания планирует открыть более 100 салонов на Дальнем Востоке и сохранить 2 место по количеству салонов среди крупнейших федеральных сетей, представленных в округе. В планах развития «Альт Телеком» на ближайшие годы - 400 собственных магазинов. Параллельно с активным расширением на Северо-Западе розничная сеть «Телефорум» намерена развиваться в крупных городах с населением более одного миллиона человек на Урале и в Сибири. Планируется увеличение количества салонов до 160 (по состоянию на начало марта 2006 г. их насчитывалось около 120).

Виталий Солонин