Разделы

Телеком

Услуги связи: за плохое качество можно не платить

Состояние и надежность систем связи - важнейшая составляющая современного бизнеса. Выработка объективных критериев оценки качества предоставляемых услуг операторами проводной связи является одной из самых актуальных проблем. Использование таких субъективных оценок, как «быстро», «медленно», «тормозной канал» совершенно неприемлемо. Если качество связи не соответствует определенным критериям, клиент имеет право не оплачивать услуги оператора.

Неоценимый Ethernet

Данные нормы оценки не распространяются на внутригородские каналы связи, которые зачастую являются одной из основных причин неудовлетворительной работы канала в целом. Для преодоления этого недостатка при оценке внутригородских каналов используются характеристики и нормы, применяемые для оценки междугородних и внутризоновых каналов связи, но с определенными поправочными коэффициентами, которые варьируются в зависимости от их типов и возможностей. Однако, как уже упоминалось выше, по-прежнему нерешенной остается проблема стандартизации параметров и норм для оценки каналов связи с Еthernet-окончаниями. Для таких каналов до сих пор четко не определены не только нормы, но и характеристики. Оператору связи приходится пользоваться стандартами, основанными на эмпирических данных и практическом опыте.

Однако наиболее часто для оценки качества Еthernet каналов используются следующие показатели:

  • круговая задержка - время, за которое зондирующий пакет достигает точки назначения и возвращается обратно(вычисляется с использованием утилиты рing),
  • сквозная задержка прохождения пакета (de1ау) - время, за которое зондирующий пакет достигает точки назначения (вычисляется как 1/2 круговой задержки),
  • вариация задержки (jitter) - разница между временем задержек, возникающая при передаче серии зондирующих пакетов за определенный промежуток времени,
  • процент потерь пакетов (расket 1оss) - отношение принятых пакетов к общему количеству пакетов, которые были переданы за определенный промежуток времени.

Для тестирования Еthernet-каналов существуют специальные измерительные приборы, а также целый набор утилит iperf, рing, Fast рinger и т.п.). На основе полученных данных необходимо сделать вывод о пригодности или непригодности канала связи, для чего необходимо иметь утвержденные нормы на измеряемые характеристики. Согласно эмпирическим данным для нормального функционирования канала необходимо, чтобы значения находились в следующих пределах: de1ау - 0-15мс, jitter - 0-5мс, расket loss - 0-0,5%.

Клиент имеет право

Оператор, предоставив клиенту канал связи, соответствующий принятым стандартам или внутренним требованиями, обязан обеспечить сохранение всех показателей качества в течение всего периода использования. Для этого оператор реализует целый комплекс мероприятий, который включает в себя регламентные работы на каналообразующем оборудовании, линейно-кабельных сооружениях. Часть этих работ необходимо проводить с отключениями связи, что не всегда удобно клиенту. В этом случае, учитывая плановый характер проводимых работ, их организуют таким образом, чтобы причинить наименьшие неудобства клиенту (например, в ночное время, в выходные дни).

В случае же возникновения аварийной ситуации одним из основных способов избежать прерывания связи или значительно сократить его продолжительность является резервирование (аппаратное и сетевое). Только использование резервирования позволяет операторам связи добиться высоких показателей надежности и довести его до уровня 0,9999. Организация резервирования более целесообразна для узловых точек сети операторов и для межузловых соединений. Для снижения финансовых затрат на организацию резервирования необходимо оптимальным образом распределять резервные ресурсы, особенно в случае сетевого резерва. Резервирование же клиентских «продлений» целесообразно организовывать только в случае необходимости обеспечения высокой надежности канала связи (специфические технологические процессы и задачи) и наличии финансовых возможностей у клиента.

Важно отметить, что определенная база для оценки качества и надежности проводных каналов связи существует и успешно применяется. В тоже время остаются нерешенными некоторые актуальные вопросы стандартизации требований и норм качества внутригородских каналов связи и каналов с Ethernet окончаниями. Дальнейшая проработка и принятие соответствующих международных стандартов, в которых четко были бы регламентированы необходимые нормы, позволит значительно упростить процесс обеспечения качества предоставляемых услуг и повысить их надежность. Нельзя забывать и о том, что, при сохранении существующих темпов роста числа организуемых каналов связи, через некоторое время возникнет острая необходимость унификации предъявляемых к ним требований, так как эмпирический подход не может быть призван легитимным для всех участников телекоммуникационного рынка.

Илья Каминецкий / CNews