Разделы

Телеком

Услуги связи: за плохое качество можно не платить

Состояние и надежность систем связи - важнейшая составляющая современного бизнеса. Выработка объективных критериев оценки качества предоставляемых услуг операторами проводной связи является одной из самых актуальных проблем. Использование таких субъективных оценок, как «быстро», «медленно», «тормозной канал» совершенно неприемлемо. Если качество связи не соответствует определенным критериям, клиент имеет право не оплачивать услуги оператора.

Обращаясь к телеком-оператору по вопросу предоставления каналов для организации корпоративной сети связи, компания предъявляет ему достаточно много требований. Однако, очевидно, что ключевые из них – это надежность и стабильность связи, то есть обеспечение определенного уровня качества. Потребитель услуг связи, будь то коммерческая, государственная или общественная организация, использует предоставляемые каналы в самых различных целях. Перерывы в предоставлении услуг могут повлечь за собой серьезные последствия и негативно отразиться на работе не только одного отдельно взятого подразделения, но и всей компании в целом.

Действительно, определенная база для оценки качества и надежности проводных каналов связи существует и успешно применяется, однако в тоже время остаются нерешенными актуальные вопросы стандартизации требований и норм качества внутригородских каналов связи и каналов с Еthernet-окончаниями, построенные на базе технологии . При этом IР-протокол является одним из самых распространенных и универсальных, а потому каналы «продления», имеющие Еthernet-окончания, с каждым днем становятся все более востребованы клиентами. Еще несколько лет назад достаточным считался FastEthernet (100 Мбит/с), а сегодня уже повсеместно используется Gigabit Еthernet и даже внедряется 10 Gigabit Еthernet. Такое стремительное наращивание пропускной способности каналов Еthernet и их повсеместное проникновение требует более внимательного и тщательного рассмотрения вопросов обеспечения качества услуг, предоставляемое с использованием данной технологии.

Стандарты качества

Для унификации характеристик качества и определения критериев для принятия решения о пригодности или непригодности каналов связи “Международным союзом электросвязи” (МСЭ, ITU-Т) был выпущен ряд стандартов. Среди них основными являются G.821, G.826, М2110, М2120. Первый из них впервые был опубликован в 1980 году и определяет долговременные (требующие длительного периода измерений - не менее 1 месяца) нормы для битовых ошибок каналов со скоростью 64 кбит/с. В нем определены следующие параметры качества:

  • ВЕR (Bit еггог гаtе) - отношение количества ошибочно принятых бит к общему количеству переданных бит,
  • ЕS (еггогеd sесоnd) - период в 1 с, в течение которого наблюдалась хотя бы одна битовая ошибка,
  • SES (sеvеге1у еггогеd sесоnd) – период в 1 с, в котором ВЕR >10-3,
  • US или UАS (unаvаilаblе sесоnd) - период времени, начинающийся после 10 последовательных SЕS и прекращающийся после 10 секунд без SЕS.

Для тестирования используются специальные измерительные приборы, которые позволяют определять все требуемые показатели, а также имеют множество дополнительных «полезных» функций (сохранение и распечатка результатов измерений, построение графиков, сравнение результатов и т.д.). Учитывая постоянное увеличение скорости передаваемых по каналам связи данных, в 1993 году был принят новый стандарт G.826, который определял долговременные нормы на каналы со скоростями от 2048 кбит/с и выше.

Оба упомянутых стандарта серии G предполагают проведение измерений в течение длительного периода времени (30 дней и более), что в реальных условиях совершенно неприемлемо. Поэтому в 1995 году были опубликованы стандарты М.2100 и М.2110 (1997 год), определяющие оперативные критерии (период измерений составляет 15 мин, 24 часа). При этом регламентируются не только критерии пригодности или непригодности каналов, но и область перехода, когда требуется дополнительное тестирование канала Согласно данным стандартам по уровню ВЕR состояние канала связи можно разделить на три группы:

  1. нормальное - ВЕR<10–6,
  2. пониженное - 10–6<ВЕR<10–3 (требуется дополнительное тестирование),
  3. неприемлемое - ВЕR>10–3 (аварийное состояние).

На основе стандартов МСЭ министерство связи РФ издало приказ №92 от 10.08.96 «Нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов магистральных и внутризоновых первичных сетей». В данном приказе регламентированы все нормы качества, описываемые в рассмотренных стандартах МСЭ, применительно к российским условиям. Данный приказ является единственным действующим нормативным актом, определяющим порядок оценки качества цифровых каналов связи, организованных на территории России. Именно согласно ему оценивается качество услуг связи.

Аналитика по теме: "Российский рынок мобильного контента"

Не менее важным параметром, характеризующим канал связи и всю сеть связи в целом, является надежность. Оператор обязан предоставлять услугу связи с некоторой надежностью, которая определяется вероятностью того, что у клиента в произвольный момент времени будет сервис. Для характеристики надежности используется коэффициент готовности, который как раз и равен вероятности того, что в произвольный момент времени канал связи будет исправен. Этот коэффициент вычисляется как отношение времени неисправности канала к общему времени использования. Чем выше коэффициент, то есть чем он ближе к 1, тем надежнее канал связи и менее вероятны прерывания сервиса.