Разделы

Телеком

Властелины связи России: подробности восхождения

За широким фасадом «видимой» конкуренции на отечественном рынке связи скрывается лишь несколько крупных игроков. Именно они и ведут между собой борьбу за ценные активы и новые рынки.
Полный вариант статьи, включая карту сфер влияния, будет опубликован в сентябрьском номере журнала CNews.

Для того чтобы понять ситуацию в отрасли телекоммуникаций России как она есть, нужно подняться как можно выше. Через описания отдельных сделок или скандалов можно заглянуть за занавес официальных пресс­-релизов, но нельзя понять, как работает вся система целиком, нельзя разобраться в тех реальных механизмах, которые действительно приводят в движение представителей бизнеса и государства. Не претендуя на полноту картины, мы подготовили подробное описание активов ведущих инвесторов и карту некоторых связей между ними. Используя наше «руководство абонента», вы сможете гораздо быстрее ориентироваться в происходящем на рынке. Итак, наш обзор сосредоточится вокруг трех групп инвесторов: АФК «Системы», основным владельцем которой является Владимир Евтушенков; так называемой, «питерской группы», предположительно принадлежащей датчанину Джефри Гальмонду, и «Альфа-групп» во главе с Михаилом Фридманом.

«Питерские связисты»

Завеса таинственности над «питерской группой» связистов приоткрылась после начала судебного конфликта вокруг блокпакета акций сотового оператора «МегаФон». Основным владельцем активов данной группы назвал себя ранее неизвестный широкой публике датский юрист Джефри Гальмонд. Впрочем, оппоненты ставят эту информацию под сомнение, называя его только номинальным держателем акций. В любом случае, история успеха «питерской группы» связана с двумя личностями — Леонидом Рейманом и Валерием Яшиным.

В 1992 году нынешний министр связи Леонид Рейман стал заместителем начальника «Ленинградской телефонной сети» (ЛГТС) по развитию, а Валерий Яшин — директором этой компании. Именно после их прихода на руководящие должности в ЛГТС вокруг нее стал образовываться бизнес «питерской» группы. Тогда г-­н Гальмонд и начал проявлять интерес к ЛГТС. Первой компанией группы, основанной еще в последние годы существования СССР, стала Fixed Line Overlay Network (FLON). Предприятие занималось телефонизацией ленинградских гостиниц. Правда, через некоторое время «питерские» продали FLON, а вырученные деньги позволили им открыть новые предприятия, в частности, Complus Holdings, которая была зарегистрирована в Люксембурге. В дальнейшем этот офшор на паях с ЛГТС выступил учредителем целого ряда компаний связи. Уже в то время Джефри Гальмонд начал помогать ЛГТС решать различные юридические проблемы, прежде всего, связанные с ее приватизацией. В 1993 году компания была акционирована и переименована в «Петербургскую телефонную сеть» (ПТС).

«Свой» холдинг

В октябре 1994 года вышел указ президента России «Об особенностях государственного управления сетью электросвязи общего пользования РФ», согласно которому был образован холдинг «Связьинвест». В нем государство объединило 85 принадлежащих ему телефонных операторов. Согласно новой политике подобное слияние смогло бы обеспечить приток иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль. Руководство ПТС стало активно сопротивляться вхождению предприятия в холдинг. Ему даже удалось на некоторое время отсрочить передачу «Связьинвесту» всего госпакета ценных бумаг ПТС, что не позволило холдингу сразу стать контролирующим акционером оператора.

Воспользовавшись передышкой, «питерские» в 1994 году создали холдинг «Телекоминвест», 95 % акций которого получили ПТС и компания «Санкт-Петербургский междугородний международный телефон» (СПб ММТ). ПТС и СПб ММТ передали все свои активы в нерегулируемых государством телекоммуникационных сферах в «Телекоминвест». Ими стали компании, занимающиеся альтернативной телефонной связью, сотовой связью стандартов GSM и NMT, пейджингом, транкинговой связью, таксофонами, выпуском телефонных справочников и т. д. Позднее контрольный пакет «Телекоминвеста» был продан люксембургской структуре First National Holdings, которая принадлежала немецкому Commerzbank. Несмотря на то, что банк позиционировал себя как стратегического инвестора российских телекоммуникаций, на самом деле, он являлся всего лишь номинальным держателем акций «Телекоминвеста» в пользу все того же офшора Complus Holdings.

В Москву

В мае 1999 года премьер-­министром России стал выходец из Санкт-Петербурга Сергей Степашин, который назначил Леонида Реймана на пост заместителя Госкомитета по связи. Еще через несколько месяцев кресло премьера занял другой петербуржец — Владимир Путин, назначив Реймана министром связи. В это же время Валерий Яшин возглавил холдинг «Связьинвест», с влиянием которого до этого он всеми силами боролся.

После подобных кадровых перестановок «питерская группа» связистов начала выходить на общероссийский уровень. Дочернее предприятие «Связьинвеста» — «Центральный телеграф» — создало компанию Sonic Duo, которая получила GSM-лицензию на Москву и вошла в «большую тройку» столичных игроков. Правда, через некоторое время «Связьинвест» вышел из проекта из-за нехватки средств, а контрольный пакет Sonic Duo отошел действующей в интересах «питерской группы» компании LV Finance. Таким образом, у «питерской команды» появились активы не только на Северо­-Западе, но и в центральном регионе. LV Finance одобрила сделку по слиянию московского Sonic Duo и питерского «Северо-­Западного GSM». Вновь образованная компания получила название «МегаФон».

«Питерские» проекты

В 2000 году «питерские» приобрели компанию «Аккорд­Тел», владевшую пакетами акций 39 операторов сотовой связи. Установление контроля над «Аккорд­Тел» открыло «питерским» доступ к входящим в эту структуру региональным GSM- и NMT-активам. В итоге «МегаФон» получил статус всероссийского оператора. Кроме того, от «Аккорд­Тела» к «питерским» перешла компания «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ). На тот момент она уже была монополистом дальней связи в сотовом сегменте, а вскоре стала главным конкурентом «Ростелекома» на рынке услуг дальней фиксированной связи.

В 2003 году «Связьинвест» помог «питерской команде» в создании еще одного сотового оператора — «Скай Линк». Тогда же холдинг отказался от планов перевода своих аналоговых NMT-операторов в цифровой стандарт третьего поколения CDMA2000 и продал их «Скай Линку». Последний на сегодняшний день является единственной компанией в России, имеющей право на предоставление услуг сотовой связи третьего поколения (3G).

Сегодня у «питерских» появился еще один проект — создание общероссийского оператора фиксированной связи. Для этого группа установила полный контроль над «Петерстаром», а швейцарский фонд Emergent Telecom Ventures (ETV) приобрел малоизвестных, но перспективных столичных операторов «Комет» и «Глобус­телеком». ETV был основан Мохамедом Амерси и бывшим президентом испанского телекоммуникационного холдинга Telefonica Хуаном Вилланогой. Перед покупкой операторов оба основателя вошли в совет директоров «МегаФона». Именно поэтому большинство экспертов говорит об аффилированности швейцарского фонда с «питерскими связистами». К тому же, ETV консолидировал контрольный пакет магистрального интернет-провайдера «РТКомм.ру», созданного несколько лет назад «Связьинвестом» для выделения своего интернет-бизнеса в единую структуру.

Стоит отметить, что в последнее время «питерские» активно присматриваются и к рынку финансовых услуг. В прошлом году предприятия «Связьинвеста» и «Почты России» переуступили этой группе контроль над «Связь-банком». Последний, тесно сотрудничая с отделениями почтовой связи, имеет все шансы стать конкурентом Сбербанка и сравниться с ним по величине филиальной сети. Также от «Ростелекома» к «питерским» перешел один из крупнейших пенсионных фондов России — «Ростелеком­-Гарантия».