Разделы

Телеком

ZTE в России ставит на VAS

Китайский производитель телекоммуникационного оборудования ZTE Corporation провел форум, посвященный услугам с добавленной стоимостью (VAS). Представители компании рассказали о финансовых итогах года и поделились своим видением основных тенденций развития телекоммуникационного рынка.

VAS спасет вас

Как известно, сотовые операторы всего мира активно борются за повышение среднего дохода с одного абонента (ARPU). В этом им помогают услуги с добавленной стоимостью (Value Added Services, VAS), например сервис CRBT (Color Ring Back Tone) – «цветной» тон посылки вызова. В этом случае вызывающий абонент после набора номера слышит не монотонные гудки, а персональный звуковой сигнал, например, музыкальный отрывок или личное приветствие.

Как отметила менеджер по продукту компании ZTE Светлана Дрофич, в Китае услуга CRBT имеет довольно большой успех. Например, число активных пользователей «цветного» сервиса у оператора China Mobile, запустившего его в 2003 году, выросло в настоящее время до 30 млн. Ожидается, что к концу текущего года проникновение этой услуги у оператора составит почти 12%.

Число пользователей и проникновение услуги CRBT у сотового оператора China Mobile, 2003-2005

dia-4

Источник: ZTE Corp

Не менее очевиден успех CRBT и в других странах. Например, из 16 млн. абонентов южнокорейского оператора SK Telecom более трети подписалось на эту услугу. В ответ на действия конкурента два других местных оператора были вынуждены предложить аналогичный сервис.

Основные характеристики услуг, предоставляемых на базе платформы MyRing корпорации ZTE, включают в себя установку мелодии по умолчанию, личную библиотеку мелодий, копирование и дарение мелодий, назначение мелодии для номера абонента, группе номеров, по времени суток и пр. К усовершенствованным функциям относятся выбор специальной корпоративной мелодии, «музыкальная шкатулка» (пакетная услуга, предоставляющая группы CRBT, мелодии в которых периодически изменяются), «музыкальный альбом» (комплекты мелодий) и выбор мелодии по номеру звонящего. В будущем ZTE планирует дополнить пакет другими функциями. Один из таких сервисов, например, позволит формировать мультимедийный сигнал, сочетающий в себе голос, видео и музыку в комбинированном виде. Политика тарификации услуги CRBT подразумевает ежемесячную плату ($0,6 – 1,3) и плату за изменение мелодии через веб-интерфейс ($0,1-0,2). Предполагается, что сервис CRBT позволит сотовым операторам увеличить ARPU по меньшей мере на $2.

К концу мая 2005 года CRBT-платформа от ZTE была установлена в сетях всех китайских операторов. Наиболее успешный проект реализован в компании Hunan Mobile China - к маю текущего года число пользователей службы достигло 2,6 млн., в среднем к ней подключаются 10 тыс. абонентов. Зарубежные проекты ZTE реализованы в Индии и Пакистане.

Бессмертный SMS

О тенденциях развития услуг VAS в Западной Европе, в частности о потребительских услугах передачи данных в мобильных сетях, рассказала Иден Золлер (Eden Zoller), старший аналитик консалтинговой компании Ovum, штаб-квартира которой расположена в Лондоне. По ее мнению эти услуги становятся все более актуальными и на развивающихся рынках России, Индии и Китая. В целом по миру основную долю доходов (66%) приносят услуги передачи сообщений (SMS, MMS, IM и пр.), далее следуют развлекательные и информационные услуги.

Доходы от предоставления услуг мобильной передачи данных, млн. долл. *

dia-5


* включают доходы, полученные как от предоставления контента, так и за счет передачи трафика

Источник: Ovum, 2005

Среди услуг передачи сообщений в настоящее время с большим отрывом лидирует SMS, и только со следующего года рост доходов от передачи коротких сообщений плавно будет снижаться, в то время как MMS и тестовые сообщения следующего поколения (электронная почта, мгновенные сообщения, длинные текстовые сообщения и др.) будут набирать силу. Несмотря на это доля SMS в доходах операторов будет оставаться превалирующей вплоть до 2009 года.

В целом же в Западной Европе рост доходов от услуг передачи данных в мобильных сетях имеет явную тенденцию к росту. Лидером среди операторов этого региона является O2 – в Швейцарии они приносят ему четверть всех доходов.

Не только VAS

Корпорация ZTE пытается освоить и другие перспективные ниши. В частности, рынок call-центров, который в Китае развивается бурными темпами. Так, к ноябрю 2004 года общее число агентов контакт-центров в КНР достигло 139 860, а размер инвестиций в центры обработки вызовов оценивается в $2,5 млрд. Среднегодовой темп роста (CAGR) числа агентов в Китае составил 11%, инвестиций - 18%. Среди международных проектов ZTE – поставки оборудования call/contact-центров в Пакистан, Саудовскую Аравию, Замбию, Анголу, Египет, Индия и Белоруссию.

Виталий Солонин / CNews