Разделы

Телеком Мобильная связь ИТ в торговле

В четвертом квартале 2015 г. продажи смартфонов в собственной рознице МТС выросли в 1,5 раза

В четвертом квартале 2015 г. продажи смартфонов в собственной рознице МТС выросли в 1,5 раза за год в штуках на фоне падения рынка на 14%. Позитивный результат операторского ритейла стал следствием увеличения числа магазинов и радикального снижения цен на интернет-гаджеты.

Операторская розница МТС к концу 2015 г. стала первым по величине непродовольственным ритейлом и третьей по количеству магазинов розничной сетью в России. К концу года МТС контролировала 5 166 салонов, темпы расширения ритейла МТС в декабре достигли исторического максимума — ежедневно в стране начинали работу больше пяти новых магазинов МТС.

Низкие цены на смартфоны, планшеты и аксессуары, расширение розничной сети и развитие онлайн-ритейла, позволили МТС на 54% по итогам четвертого квартала 2015 г. увеличить продажи смартфонов в то время как на рынке продажи упали на 14%. Как утверждают в операторе, покупатели приходили, чтобы купить смартфон по лучшей цене именно в МТС, поскольку устройства здесь стоили на треть дешевле, чем у других ритейлеров — в среднем p7,4 тыс. рублей в МТС и p11,4 тыс. – в других магазинах.

На фоне роста продаж смартфонов, в октябре-декабре в рознице МТС снизились до минимального за два года уровня продажи модемов и роутеров — основным устройством для выхода в интернет теперь являются смартфоны, которые пользователи все чаще используют в том числе как точку доступа, раздавая с них интернет на несколько устройств и отказываясь от использования модема. В 2015 г. смартфоны генерировали уже 39% всего интернет-трафика в сети МТС, в то время как доля модемного трафика снизилась до 37% с 45% в 2014 г.

«Снижая цены на смартфоны и планшеты, МТС популяризирует интернет среди новых групп пользователей, многие из которых приобретают смартфон на смену обычному телефону и стремятся сохранить привычный им традиционный профиль потребления. Подобный подход позволяет пользователям традиционных услуг оценить преимущества мобильного интернета, а МТС — вовлечь в ряды интернет-пользователей тех абонентов, которые прежде никогда не пользовались дата-сервисами», — отметил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко.

В 2015 г. покупатели выбирали смартфоны по потребительским характеристикам и цене, все меньше внимания уделяя бренду: впервые в истории больше половины продаж смартфонов в натуральном выражении пришлось на устройства B-брендов — их доля в продажах в четвертом квартале достигла максимальных значений в истории (59%), а в среднем по 2015 г. составила 55% (рост на 10 п.п. за год). Максимальную выгоду из новой рыночной ситуации извлекли китайские B-бренды: Alcatel, ZTE, Lenovo, Asus (Тайвань) и др., которые увеличили долю на российском рынке смартфонов в натуральном выражении в четвертом квартале до 36%. В целом, в 2015 г. 29% проданных в России смартфонов были выпущены китайскими брендами, это на 17 п.п. больше, чем год назад.

Единственным A-брендом, для которого 2015 г. закончился позитивно, стал Samsung: он не только остался самым популярным брендом смартфонов в России (каждый пятый проданный в России смартфон под брендом Samsung), но и увеличил долю на рынке в деньгах до 23% по итогам четвертого квартала 2015 г. с 22% годом ранее.

В рознице МТС в пятерку самых популярных брендов смартфонов в октябре-декабре 2015 г. вошли Samsung, Alcatel, МТС, Ark и Sony на которые пришлось 93% всех проданных гаджетов. Самыми продаваемыми операторскими смартфонами и в четвертом квартале, и в целом по году стали устройства МТС (1,7% рынка смартфонов в натуральном выражении по итогам 2015 г.). К концу года оформилась новая ниша для операторских гаджетов: теперь под брендами сотовых операторов продается ограниченная линейка устройств для массового рынка (недорогой LTE-смартфон, 3G-смартфон по «первой цене», фаблет и т. п.).

Развитие LTE-сетей, которые к концу 2015 г. работали уже в 83 регионах России, привело к росту спроса на 4G-устройства, которые в прошлом году впервые стали по-настоящему массовым товаром: с учетом продаж в четвертом квартале, в 2015 г. в России было продано больше LTE-смартфонов, чем за все предыдущие годы вместе взятые (6,7 млн против 6,1 млн). В четвертом квартале уже каждый третий смартфон, который купили россияне, поддерживал доступ к LTE-сетям (доля в продажах 37%, рост за год на 16 п.п). Повышенный спрос на LTE-гаджеты наблюдался в городах-миллионниках: Волгограде, Казани и Нижнем Новгороде и др.

Технология LTE стала главным фактором роста российского рынка смартфонов в деньгах — в четвертом квартале 2015 г. на LTE-гаджеты пришлось уже две трети выручки от реализации смартфонов в России (68% или около p60 млрд). Высокий спрос на LTE-устройства позволил закончить 2015 г. шестипроцентным ростом рынка смартфонов до p260 млрд. Средний чек на LTE-смартфоны в рознице МТС в 2015 г. составил p13,5 тыс.— на 39% ниже, чем в среднем по рынку (p22 тыс.).

Фаблеты в России в четвертом квартале установили новый рекорд в продажах в России (2,7 млн устройств) и по итогам 2015 г. впервые обошли по объему продаж планшеты: смартфонов с диагональю больше пяти дюймов за год было продано в 1,3 раза больше, чем планшетов (7,6 млн фаблетов против 5,8 млн планшетов). По объему выручки российский рынок фаблетов в 2015 г. вдвое превысил рынок планшетов: p102 млрд — фаблеты, p51 млрд — планшеты. Выручка от продаж фаблетов в четвертом квартале – p38 млрд, планшетов – p15 млрд.

Причина популярности смартфонов с большим экраном — в росте спроса на мультимедийный контент и развитии LTE-сетей, благодаря которым пользователи получили возможность смотреть онлайн-видео в хорошем качестве на большом экране где угодно и когда угодно. Кроме того, для абонента фаблет является основным устройством для выхода в сеть, в то время как планшет — дополнительным.

Михаил Иванов