Спецпроекты

Как ТТК покоряет рынок интерактивного телевидения

Телеком Инфраструктура Контент ТВ и радио

Уровень проникновения услуг платного ТВ в России еще не достиг мирового – в развитых странах он приближается к 100%. А значит, рынку есть куда расти в ближайшие годы. И этот рост в многом будет обеспечен за счет сегмента IPTV. Недавно на нем появился новый игрок – компания ТТК объявила о запуске услуги интерактивного телевидения.

По данным iKS-Consulting, по итогам 2016 г. число пользователей услуг платного ТВ в России увеличилось на 4,9% и достигло 41,2 млн домохозяйств. Таким образом, уровень проникновения платного ТВ в среднем по России достиг 72,8% от общей численности домохозяйств. При этом он сильно разнится от региона к региону. Так, в Центральном федеральном округе этот показатель составляет 84%, а в Дальневосточном – 55%.

Объем рынка услуг платного ТВ по итогам 2016 г. аналитики iKS-Consulting оценивают в ₽73,2 млрд, что на 8,7% больше показателя прошлого года. Показатель ARPU увеличился на 3,4% до значения ₽152. Наибольшие темпы роста числа абонентов – 21% – продемонстрировал сегмент цифрового ТВ. На 4,1% по сравнению с 2015 г. увеличилось число пользователей спутникового ТВ. В сегменте кабельного ТВ в большинстве случаев наблюдается переход от аналоговой к цифровой услуге, при этом рост числа абонентов практически прекратился (1,2%).

Эксперты «ТМТ Консалтинг» говорят о том, что 70% новых подключений в 2016 г. (более 1 млн абонентов) пришлось на технологию IPTV. Объем рынка платного ТВ они оценивают в ₽73,7 млрд (рост 9,6%). По их мнению, рост рынка обусловлен повышением тарифов, а также интересом пользователей к дополнительным услугам цифрового телевидения – видео-по-запросу, мультискрин, интерактивные сервисы, подключение дополнительных пакетов телеканалов.

Крупнейшими игроками рынка платного ТВ являются «Триколор» (спутниковое ТВ) и Ростелеком (IPTV, кабельное ТВ). Также в пятерку крупнейших компаний входят «Орион-Экспресс» (спутниковое ТВ), «ЭР-Телеком» (IPTV, кабельное ТВ) и МТС (IPTV, кабельное ТВ).

По данным TelecomDaily, на долю спутникового ТВ приходится 39% оказываемых услуг, 46% формирует кабельное ТВ и 15% – IPTV. По мнению генерального директора TelecomDaily Дениса Кускова, развитие интерактивного ТВ в регионах тормозится отсутствием строительства новых сетей большинством игроков, кроме Ростелекома, который обеспечил за 2016 г. чуть менее 50% всех подключений.

Цифровое будущее

На сегодняшний день уровень проникновения услуг платного ТВ в России все еще ниже, чем в развитых странах, где он составляет около 100%. Таким образом, этот рынок имеет неплохой потенциал для дальнейшего роста. И сегмент IPTV будет играть в этом далеко не последнюю роль. При этом кроме уже работающих на этом рынке операторов Ростелеком, «Билайн», МТС, «Мегафон», в сфере предоставления услуг IPTV пока еще есть место и для новых игроков.



Так, 31 марта 2017 г. о запуске услуги интерактивного телевидения объявил оператор связи ТТК. Компания предоставляет услуги ШПД в более чем 250 городах России и услуги кабельного ТВ в более чем 100 городах. Теперь абоненты оператора получили возможность подключить интерактивное телевидение и смотреть телеканалы в высоком качестве. При этом они могут смотреть и ставить на паузу как прямой эфир, так и передачи, которые были в нем 3 дня назад. Также абонентам доступна интерактивная телепрограмма (EPG) всех каналов с описанием.

Каналы в телепрограмме объединены в группы – спортивные, музыкальные, новостные, детские и т.д. ТТК провел опрос среди своих абонентов и выяснил, что 51% из них предпочитает смотреть по телевизору сериалы и кино, 24% – познавательные программы и 10% – спортивные трансляции. Эти данные компания учитывает при формировании пакетов каналов.

На сегодняшний день основных пакетов три. В пакет «Социальный» кроме основного мультиплекса входят новостные, познавательные, развлекательные, музыкальные каналы – всего 59. Существенно больше возможностей предоставляет абонентам пакет «Базовый» (90 каналов) и «Расширенный» (101 канал). Как рассказали в компании, наиболее популярны у абонентов каналы ТНТ, «1 канал», СТС, «Мульт», «РенТВ», «Карусель», «Россия 1», НТВ, «Пятница», ТВ3.

Кроме того, ТТК предлагает тематические пакеты каналов. Это «Спорт», «Детский», «Для взрослых», а также телевизионный пакет премиального фильмового контента AmediaPremiumHD, в который входит два канала. Подключив пакет, можно сразу после премьеры смотреть лучшие фильмы и сериалы от HBO, Showtime, Sony, Fox, BBCи др.

Планы на будущее

Сегодня интерактивное ТВ от ТТК доступно в 32 городах России. В планах компании до конца 2017 г. расширение зоны покрытия еще на 25 городов и подключение не менее 50 тыс. абонентов. По словам Романа Кравцова, президента ТТК, компания ориентируется не только на собственных ШПД-клиентов, в будущем она предложит услугу интерактивного ТВ и абонентам других операторов связи.

Будет расширяться и список услуг. В текущем году нему добавится SVOD – предоставление контента по подписке, TVOD – видеопрокат на 48 часов, OTT – возможность смотреть ТВ на различных устройствах клиентам любых операторов и «Мультискрин» – объединение устройств в группу для совместного просмотра.

Взгляд месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»

Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.