Разделы

Бизнес Телеком Интернет Интеграция ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Облака Маркет

Александр Тугов, Selectel — о будущем облачных сервисов: «Я загружаю в облако программный код, а система сама решает, какие ей нужны ресурсы»

Облачный рынок России в 2020 г. вырос на 19,5%, сегмент IaaS/PaaS — на 33%, а выручка компании Selectel — на 43%. Александр Тугов, директор по развитию услуг Selectel, рассказал, как компании удается опережать среднерыночные темпы в 2 раза, и какие решения за этим стоят.

Market.CNews: Расскажите о Selectel. Как компания позиционирует себя на облачном рынке России?

Александр Тугов: История Selectel начиналась с размещения серверов для соцсети «ВКонтакте». Долгое время бизнес компании держался именно на крупных заказчиках. Однако с 2013 года доля топ-5 крупнейших компаний России в бизнесе Selectel снизилась с 80% до 11%, а доля топ-100 — с 93% до 45%. Общее число активных клиентов в 2020 году превысило 18 000 и растет в среднем на 16% ежегодно. Кроме того, Selectel много лет подряд входит в топ-5 крупнейших поставщиков IaaS по версии CNews Analytics.

Краткая справка о компании Selectel (цифры приведены по итогам 2020 года)

Параметр Значение
Выручка, ₽млн 4 018 (+43% YoY рост выручки)
Кол-во стоек, шт. 3 028
Площадь серверных, м2 8 850
Регионы присутствия Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ташкент
Число активных клиентов, шт. 18 281 (+14%)
Средний срок жизни клиента > 3 лет

Сегодня российский облачный рынок весьма многообразен: на нем представлено много провайдеров, у каждого из которых своя философия и техническая база. Некоторые поставщики позиционируют себя как нишевые игроки, специализирующиеся на кастомных разработках, другие относятся к масс-маркету.

tugov800.png
Александр Тугов, директор по развитию услуг Selectel

Наша миссия — быть максимально универсальным решением как для сегмента СМБ, так и для крупного бизнеса. Мы оказываем всю вертикаль инфраструктурных услуг от виртуального хостинга и аренды виртуальных серверов VPS до IaaS уровня Enterprise, используя при этом как Open Source, так и Closed Source решения.

tablitsa_1.png

Market.CNews: В чем разница подходов Open Source и Closed Source? С чего вы начинали и как пришли к идее, что нужно поддерживать оба типа решений?

Александр Тугов: Мы начинали с Open Source и по сей день продолжаем развивать свою собственную облачную платформу на базе OpenStack. Основной недостаток Open Source — отсутствие экосистемы Enterprise. Заметив этот тренд, в 2017 году мы запустили облако на базе VMware. Все эти годы наблюдаем стабильный спрос со стороны крупных клиентов к этому продукту. Причем раньше приходили в основном ИТ-компании, а сейчас активизировались заказчики из классических отраслей (не ИТ).

Если же сравнивать Open Source и Closed Source, то надо понимать, что Open Source — это по сути собственная разработка. Это набор унифицированных, но разрозненных блоков, из которых собирается единое решение. Open Source не равно Open Product и представляет собой лишь составные части будущего продукта. Среди преимуществ — возможность самим управлять разработкой, направлять ее в нужное русло. Есть и минусы — необходимость поддерживать штат разработчиков.

Если кажется, что Open Source бесплатный, то это не так. Да, вы экономите на лицензиях, но платите за разработку. На старте это несколько дороже, но при масштабировании становится выгоднее, так как выручка растет, а расходы на разработку остаются примерно такими же.

Преимущества и недостатки Open Source и Closed Source

  Преимущества Недостатки
Open Source Разработка под нужды бизнеса
Возможность управлять развитием продукта
Экономия на лицензиях
Нужен штат разработчиков
Отсутствие экосистемы Enterprise
Closed Source Проверенное протестированное ПО
Проще интеграция, миграция
Дорогие лицензии
Зависимость от вендора

Closed Source представляет собой готовое ПО, которое проверено и протестировано компанией, которая его выпустила. На это ПО есть мануалы по развертыванию, есть техподдержка. Например, VMware легко интегрируется в другие решения, гораздо проще происходит миграция из OnPrem, штат разработчиков может быть существенно сокращен.

Минусы — дополнительная стоимость лицензирования и невозможность контролировать направление развития. О втором пункте, кстати, вспоминают далеко не всегда. Тем не менее, покупая ПО, вы автоматически попадаете в зависимость от вендора в плане развития функционала этого ПО. Если что-то нужно сейчас, а в RoadMap это написано через год, то придется ждать год. А иногда в RoadMap нужного вам функционала вообще не написано…

Selectel практикует оба подхода, для нас это диверсификация. Кстати, мы опасались, что у заказчика может возникнуть проблема выбора. Но этого не случилось: разные сегменты клиентов сразу приходят на разные продукты — Openstack или VMware.

tablitsa_2.png

Market.CNews: Действительно ли облако настолько универсальное решение, которое подходит и крупным, и мелким компаниям? Не возникает ли перегрузок? Не наблюдается ли замедления сервисов по сравнению с собственным ЦОД?

Александр Тугов: В целом, да, облако — это очень универсальное и достаточно экономичное решение. В основе этих преимуществ лежит два фактора:

  1. Концепция «pay as you go» плати только за то, что используешь.
  2. Гибкое выделение ресурсов. Пользуясь своим ЦОД и своими серверами, в какой-то момент вы достигнете предела производительности. В случае IaaS предела практически не существует: вы просто выкупаете дополнительный пул ресурсов, и работа приложений продолжается без снижения производительности.

Но бывают нюансы. Например, у одного из наших клиентов очень нагруженная база данных, для которой не хватает скорости даже самых быстрых облачных дисков. В этом случае мы предлагаем Bare Metal.

Bare Metal — это физические серверы, которые мы продаем по облачной подписке. Их производительность заметно выше, и они могут быть интегрированы в IaaS заказчика. Используются для размещения высоконагруженных сервисов, например, баз данных.

Основное отличие Bare Metal от Dedicated — в длительности аренды. Если Dedicated рассматривают, как правило, для долгосрочной аренды, то Bare Metal можно взять на 1 день. Благодаря отсутствию гипервизоров и другим факторам производительность таких серверов выше, чем у облачных виртуальных машин (ВМ). Кроме того, они дешевле в пересчете на производительность. Впрочем, требуют некоторых затрат на настройку базового ПО.

Важное преимущество Selectel — мы готовы объединить облачные ВМ и Bare Metal серверы в единую сеть, которой заказчик будет управлять из одной и той же панели. Фактически клиент получает симбиоз облачных и физических ВМ.

Market.CNews: Многие провайдеры говорят о необходимости дорабатывать облако под нужды клиента. Как вы это прокомментируете?

Александр Тугов: Есть две крайности — стандартизация и кастомизация. 100% стандартизация — пример мировых облачных гигантов. Они предоставляют определенный функционал, а получить что-то нестандартное практически невозможно. При этом обеспечивается высокая экономическая эффективность.

100% кастомизация — индивидуальная работа интегратора для решения бизнес-задачи клиента. В итоге может быть реализован любой функционал, но за него придется дорого заплатить.

Примеры кастомизации IaaS от Selectel:

  • Вынос части сервисов клиента в отдельные серверные стойки с целью создания так называемой «песочницы» для доработки и отладки;
  • Реализация частной инсталляции, когда клиент «вырастает» из публичного облака;
  • Перенос части данных в защищенный сегмент (например, медицинские карты пациентов, юридически значимую информацию и т.д.);
  • Сборка сервера (процессоры, память, графика, диски) на заказ;
  • Возможность перенести свои серверы в наш ЦОД (Colocation), объединить их с облачной инфраструктурой IaaS и управлять всем вместе из одной панели управления;
  • Настройка любой нестандартной базы данных и предоставление ее «как услуги».

Мы практикуем универсальный подход. У нас много готовых «кубиков», но есть и отдел администрирования для кастомизации клиентских инфраструктур. Недавно был создан новый отдел — Customer care, у которого, кстати, очень интересный KPI — рост выручки клиента.

Market.CNews: KPI сотрудников Customer care — рост выручки конечного клиента?

Александр Тугов: Именно. Мы заинтересованы в росте бизнеса наших клиентов, так как это означает и рост нашего бизнеса.

Если мы видим быстрорастущий или уже большой бизнес, наша цель вовремя предложить им масштабироваться, предупредить о рисках перегрузки нынешней инфраструктуры и о возможных изъянах в архитектуре.

tablitsa_3.png
Динамика выручки одного из клиентов Customer Care. Виден резкий рост из-за роста бизнеса в период карантина, спад в период совместной оптимизации архитектуры и расходов и дальнейший рост вместе с ростом бизнеса

С другими клиентами мы обсуждаем планы развития бизнеса, предлагаем подходящие ИТ-решения, показываем единые точки отказа и узкие места. Нам нужно, чтобы клиент максимально эффективно пользовался нашими сервисами.

У нас есть клиенты, которые сейчас входят в топ-100 крупнейших компаний России, а начинали с аренды 1-2 серверов. Мы достаточно гибки, чтобы компания могла развиться от пары серверов VPS до десятка стоек, все это время оставаясь нашим клиентом.

tablitsa_4.png

Market.CNews: За чем, на ваш взгляд, будущее облачного рынка?

Александр Тугов: За платформами PaaS. Исторически первым по модели «как сервис» стал продаваться софт (SaaS). Позже активный рост показала облачная инфраструктура (IaaS), которая лежит в основе большинства SaaS. Этот рост продолжается и сегодня. Но будущее — за платформенными сервисами.

Будущее облачных сервисов: я загружаю в облако программный код, а система сама решает, какие ей нужны ресурсы. Я получаю только готовый результат — результат работы программного кода.

Давайте вспомним, как 20-25 лет назад мы обсуждали количество транзисторов в одном процессоре, плотность их размещения и другие технические нюансы. Сегодня начинка нас мало интересует. Мы перешли на уровень выше и оперируем готовым «железом» — серверы, ПК, ноутбуки.

Применительно к IaaS мы оперируем ядрами vCPU и гигабайтами оперативной памяти RAM не потому, что нам это действительно надо, а потому, что приходится это делать. На самом деле клиенту нужны не ядра, а работающие сервисы.

Будущее облачных сервисов выглядит следующим образом: я загружаю в облако программный код, а система сама решает, какие ей нужны ресурсы, в каком количестве и с какими характеристиками. Я не вижу этого и получаю только готовый результат — результат работы программного кода.

Однако это отдаленная перспектива. Сегодня можно говорить о том, что IaaS практически достиг апогея своего развития. Все, что можно было придумать, уже придумано. Следующий шаг — развитие платформенных сервисов. Среди них — Kubernetes-as-a-Service, DBaaS, Cloud Storage (S3), облачные функции и другие. Причем точно так же, как мы сейчас не видим транзисторы в серверах, ПК и телефонах, при использовании платформ мы не будем видеть, какая инфраструктура и сколько ядер за ними стоит.

Короткая ссылка