Разделы

Телеком

DMTEL впервые в России выставил операторам интегральные оценки

Надежная мобильная связь является инструментом не только для обеспечения комфорта и безопасности граждан, но и для решения рабочих задач в удаленном режиме независимо от местонахождения абонента. Массовый переход на удаленный формат работы и учебы значительно повысил требования к качеству услуг связи и интернета. Компания DMTEL провела масштабное исследование столичных сетей мобильной связи операторов «большой четверки», выставив по итогам интегральные оценки.

Интегральные оценки качества мобильной связи в Москве

Специалисты DMTEL оценили качество услуг связи в сетях операторов «Билайн», «МегаФон», «МТС» и «Tele2». Комплексная оценка и сравнение характеристик качества услуг мобильной связи были выполнены на территории Москвы в период с 11 октября по 2 ноября 2021 г. на маршруте протяженностью 3892 км. Полный текст отчета доступен по этой ссылке.

Впервые в России компания использовала для сравнения рейтинги операторов, рассчитанные на основе интегральных оценок качества услуг. Единая интегральная оценка особенно актуальна в условиях масштабного внедрения разнообразных цифровых технологий в повседневную жизнь абонентов. Для комплексной оценки использовались показатели, характеризующие доступность, стабильность и качество коммуникаций.

Итоговые интегральные оценки качества услуг связи были рассчитаны на основе совокупности показателей и отражают качество услуг в сети каждого оператора. Расчет единой интегральной оценки выполнен на базе значений интегральных оценок для двух категорий услуг: телефонная связь и мобильный интернет.

Распределение итоговых оценок качества услуг связи

Наилучшие результаты продемонстрировал «Билайн», который занял верхнюю строчку рейтинга качества услуг в Москве. Лидирующие позиции как по качеству телефонной связи, так и по качеству передачи данных оператору обеспечил высокий технический потенциал сетевой инфраструктуры. Вторую строчку рейтинга занял «МегаФон», заметно уступив лидеру по итоговой оценке. При том, что отставание по качеству услуг голосовой связи составило всего три балла, значительное влияние на снижение итоговой оценки оказал разрыв в 25 баллов по качеству услуг передачи данных. «МТС» находится на третьей позиции в рейтинге. Однако оценка качества услуг передачи данных в сети «МТС» соответствует второй позиции. К снижению итоговой оценки привело заметное отставание по качеству телефонной связи. Замыкает рейтинг «Tele2», заметно уступая конкурентам по качеству в каждой категории.

Все итоговые оценки существенно ниже максимального значения 1000 баллов. Это указывает на возможность дальнейшего улучшения качества услуг связи в сети каждого оператора.

Голосовая связь

Несмотря на развитие услуг мобильного интернета, основным способом дистанционного общения в сетях операторов мобильной связи остается разговор по телефону в реальном времени. Поэтому для абонентов важны быстрое и успешное соединение и отсутствие обрывов и искажений голоса собеседника.

По качеству услуг голосовой связи наилучшие результаты демонстрирует «Билайн». «МегаФон» отстает от лидера всего на 3 балла и опережает «МТС» на 24 балла. «Tele2» существенно уступает конкурентам — отставание от «МТС» составляет 62 балла.

Распределение итоговых оценок качества услуг голосовой связи

В целом все операторы демонстрируют высокие показатели доступности и надежности мобильной связи — доли отказов и обрывов ниже 1%.

В сети «МегаФона» отмечены наилучшие значения показателей качества принимаемой речи. Уступая «МегаФону», «Билайн» опережает «МТС» и «Tele2» по качеству речи (оценивается в баллах по шкале Mean Opinion Score, MOS). В частности, доля значений показателя качества передачи речи ниже установленного значения 2,6 балла MOS (условный порог приемлемого качества) в сети «Билайна» примерно в 2,5 раза выше, чем у «МегаФона».

Распределение градаций качества принимаемой речи

Было использовано пять градаций экспертных оценок воспринимаемого качества речи, которые характеризуют степени удовлетворенности абонентов на маршруте драйв-теста:

  • «неприемлемо» — низкая разборчивость речи и наличие искажений, при которых невозможно продолжать разговор;
  • «плохо» — возможность обмена речевой информацией, но со значительными ограничениями, в частности, искажениями звуков и снижением разборчивости речи, которые могут приводить к необходимости многократно повторять отдельные слова;
  • «удовлетворительно» — возможность обмена речевой информацией, но с ограничениями, в частности, искажениями звуков и снижением разборчивости речи, которые могут приводить к необходимости повторять отдельные слова;
  • «хорошо» — качество и разборчивость речи, достаточные для успешной коммуникации;
  • «отлично» — наилучшее качество, при котором практически сохраняются натуральность и тембр голоса собеседника, а слушающий практически не ощущает разницу между разговором по телефону и живой речью.

Такая градация позволяет сопоставлять клиентский опыт и результаты автоматизированной объективной оценки качества принимаемой речи в современных сетях мобильной связи.

Принципиально новый уровень качества звука обеспечивают современные технологии. В частности, масштабное применение нового поколения аудиокодеков высокой четкости HD+ (EVS) для голосовых вызовов в сетях 4G (VoLTE) позволяет сохранять натуральность и тембр голоса собеседника. При этом практически не ощущается разница между разговором по телефону и живой речью. Кроме того, кодек EVS охватывает весь улавливаемый человеческим ухом спектр частот, что дает возможность транслировать по телефону «живую» музыку.

В сетях «МегаФона» и ««Билайна» голосовые вызовы на основе технологии VoLTE и современного кодека EVS SWB (24,4 Кбит/с) были доступны на 98% исследуемого маршрута. В сети «МТС» относительная протяженности участков, на которых используются технология VoLTE и кодек EVS SWB, почти в три раза меньше — 37%. В сети «Tele2» технология VoLTE не зарегистрирована, практически на всем маршруте голосовые соединения реализуются по сети 3G на основе широкополосных кодеков AMR WB (12,65 Кбит/с).

В итоге «МегаФон» и «Билайн» демонстрируют близкие результаты по доле оценок «отлично» (87% и 84% соответственно) и значительно опережают конкурентов по качеству речи. При этом в сети «МегаФона» отмечена наименьшая доля оценок «неприемлемо» (0,37%). В сети «МТС» доля оценок «отлично» составляет 32%. Для сети «Tele2» такие оценки отсутствуют. В сетях «Билайна», «МТС» и «Tele2» доля оценок «неприемлемо» составляет примерно 1%.

Единые интегральные оценки качества телефонной связи в целом объективно отражают технический потенциал и относительные позиции участников рейтинга. «Билайн» незначительно опережает «МегаФон» по совокупности характеристик, «МТС» отстает от лидеров, опережая «Tele2».

Мобильный доступ в интернет

Распространение дистанционного формата общения, удаленной работы и учебы предполагает активное использование онлайн-приложений и обмен данными. В этой связи для абонента особенно важна возможность быстро и успешно получать доступ к интернет-ресурсам, отправлять или загружать данные, а также в реальном времени воспроизвести контент без задержки и искажений.

Распределение итоговых оценок различных сервисов передачи данных

Согласно итоговой интегральной оценке, значительно опережая конкурентов, лидирует «Билайн». «МТС» находится на второй строке рейтинга, заметно опережая «МегаФон» и «Tele2». Наименьшая итоговая оценка зарегистрирована в сети «Tele2».

При оценке качества мобильного интернета важно учитывать неоднородность оценок качества сервисов. В частности, в сети «Билайна» отмечены наивысшие показатели качества сервисов передачи данных со стороны/в направлении интернет (HTTP Downlink и HTTP Uplink) и наименьшие — качества воспроизведения видео и загрузки web-страницы. «МТС» занимает в основном вторую строчку в рейтингах оценок качества сервисов. «МегаФон» демонстрирует максимальную оценку качества воспроизведения видео с YouTube, но заметно отстает от лидеров по качеству сервисов HTTP DL и HTTP UL и занимает третью позицию. Наименьшая итоговая оценка «Tele2» обусловлена заметным отставанием от конкурентов по качеству сервисов HTTP DL и HTTP UL.

Еще одним важным критерием комплексной оценки качества услуг является относительная продолжительность времени возможного использования различных типов сервисов и приложений в направлении абонентского устройства (downlink).

Распределение типов сервисов и скоростей (Downlink)

Исследование показало, что абоненты всех операторов могут успешно пользоваться типовыми сервисами и приложениями, для которых достаточно скоростей 1 Мбит/с и ниже, практически на всем маршруте драйв-теста. В части сервисов на основе скоростного доступа к интернет-ресурсам (выше 8 Мбит/с) лидирует «Билайн». «МегаФон» и «МТС» демонстрируют близкие результаты и опережают «Tele2». В сети «Tele2» отмечена наибольшая относительная протяженность участков, на которых невозможно успешно загружать контент, требующий высоких скоростей, например, видео в формате Full HD. Важно отметить, что все операторы обеспечивают возможность успешно воспроизводить видео высокой четкости в форматах HD 1280x720 или Full HD 1920x1080 на значительной части маршрута (не менее 95%).

Использование технологии LTE (не менее 99% маршрута), а также функции агрегации частотных радиоканалов LTE CA, режима разнесения антенн MIMO и модуляции высокого порядка (64QAM и 256QAM) отмечено в сетях всех операторов. При этом в сети «Билайна» практически отсутствуют участки без LTE (всего 0,14%), а функция LTE CA зарегистрирована почти на всем маршруте (92%). Кроме того, «Билайн» значительно опережает конкурентов по относительной протяженности участков, на которых используются MIMO 4x4 и модуляция 256QAM.

«МТС» отстает от лидера в части технического потенциала. Функция LTE CA не зарегистрирована на значительной части маршрута (33%), а режим MIMO 4x4 отсутствует на 92% маршрута.

В сети «МегаФона» относительная протяженность участков, на которых не используются функция LTE CA и режим MIMO 4x4 составляют около 17% и 100% соответственно.

Рациональное использование современных технологий, функций, режимов и типов модуляции заметно повышает потенциал сети «Билайн» в части высоких скоростей. Это обеспечивает стабильность предоставляемой абоненту скорости передачи данных с учетом возможного увеличения количества пользователей аналогичными услугами.

В результате незначительное отставание «Билайна» по отдельным показателям качества услуг передачи данных не влияет на итоговую оценку, что подтверждает самый высокий потенциал сети и лидирующую позицию оператора, а также объективность единой интегральной оценки.

В ходе тестирования была также дана оценка относительной продолжительности времени возможного использования различных типов сервисов и приложений в направлении от абонентского устройства (uplink).

Распределение типов сервисов и скоростей (uplink)

Исследование выявило, что абоненты всех операторов могут успешно пользоваться типовыми сервисами и приложениями, для которых достаточно скоростей 0,6 Мбит/с и ниже практически на всем маршруте драйв-теста. В части сервисов на основе скоростного доступа к интернет-ресурсам (выше 5 Мбит/с) «Билайн» и «МТС» опережают «МегаФон» и «Tele2»: практически на всем маршруте обеспечивается возможность трансляции видео высокого качества в формате Full HD (около 95% и 93% соответственно).

Потенциал роста

Проведенное DMTEL исследование показало, что «Билайн» не только занимает лидирующую позицию в рейтинге оценок качества услуг мобильной связи, но и демонстрирует самый высокий потенциал сети. «МегаФон» отстает от лидера, но опережает «МТС» по итоговой оценке. Сеть «МТС» уступает сети «МегаФон» и находится на третьей позиции в рейтинге итоговых оценок. Интегральная оценка качества услуг передачи данных в сети «МТС» соответствует второй позиции, к снижению итоговой оценки привело заметное отставание по качеству телефонной связи. «Tele2» занимает четвертую позицию и уступает конкурентам как по качеству услуг телефонной связи, так и по качеству услуг передачи данных.

В сети каждого оператора были выявлены проблемные участки на маршруте, охватывающем важную часть автомобильных дорог и территорий социально значимых объектов Москвы. Это указывает на риски заметного снижения качества услуг, вплоть до невозможности воспользоваться связью, не только на проблемных участках, но и прилегающих к ним территориях.