Разделы

Телеком Интернет Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура Веб-сервисы

Billing. IT Telecom: круг сжимается

В Москве прошел очередной, седьмой форум Billing. IT Telecom. Списки участников по сравнению с предыдущим годом стали короче. Отчасти это следствие смены приоритетов участников, отчасти – результат консолидации рынка. Но главное - биллинг все чаще воспринимается не как отдельный продукт, а как часть комплексного ИКТ-решения.

Александр Щукин (Alcatel-Lucent) также считает, что рынок биллинга сильно изменился за последние годы: произошло много слияний, поглощений, трансформаций. К необходимости консолидации рынок привели ценовая конкуренция и стандартизация. На мировом рынке OSS/BSS в течение последних двух лет Watchmark приобрел Comnitel и Metrica, создан Vallent; Micromuse приобрел Quallaby и был куплен IBM Tivoli; Concord куплен Computer Associates; Kenan Billing приобретен Comverse; Granite куплен Telcordia; Comptel купил Incatel; Cramer приобретен Amdocs, и т.д.

Участники форума отмечают, что рынок становится и интереснее, и сложнее. Более требовательными к продуктам и услугам становятся заказчики. Наступает период, когда все начинают задумываться о сервис-ориентированной архитектуре – с тем, чтобы без задержки предоставлять пользователям услуги по запросу, чтобы опережать конкурентов. По оценке некоторых докладчиков, возможен и такой вариант развития рынка, который наметился сегодня на Западе. Так, в Европе и США вместо приобретения биллинговых решений многие операторы переходят к модели их использования на основе аутсорсинга.

В работе форума приняли участие более 50 российских и зарубежных операторских компаний
В работе форума приняли участие более 50 российских и зарубежных операторских компаний

Дмитрий Моисеев ("Восточный ветер") отметил, что биллинг развивается вместе с рынком сотовой связи. По его словам, мобильная связь сегодня – это давно уже не только передача голоса. Во многих развитых странах до 20% расходов на мобильную связь абоненты тратят именно на неголосовые услуги. В России масштабный рост абонентской базы сотовых сетей также спровоцировал интенсивное увеличение выручки от VAS и даже привел к формированию новой аудитории потребителей. Однако для всех операторов введение неголосовых услуг требует иных подходов к тарификации и системам биллинга. Основная проблема, с которой сталкиваются мобильные операторы при расширении спектра услуг, тесно связана с масштабированием системы. Биллинговые системы, установленные операторами несколько лет назад, в большинстве своем были спроектированы как замкнутые комплексы, а с увеличением количества обслуживаемых абонентов и появлением новых сервисов затрудняется эффективное масштабирование всей системы, и очевидной становится потребность в новой, модульной архитектуре биллинга.

Актуальным вопросом сегодня также является создание развитой системы взаиморасчетов с операторами-партнерами. Такая подсистема должна производить учет и анализ передачи трафика между операторами, расчет его стоимости в соответствии с условиями соглашений, формирование данных для выставления счетов партнерам, контроля счетов, выставляемых партнерами.

Очевидным становится и тренд, связанный с приоритетами операторов в отношении выбора биллинговых систем. Если раньше заказчики выбирали россыпь продуктов, ориентируясь, в основном, на их функциональные возможности, то сейчас эта россыпь никого не интересует: все стремятся приобрести интегрированные решения.

Ведущие операторы сегодня отходят от выбора вендора по принципу только функциональности и сосредотачиваются на выборе поставщика как партнера, с которым готовы сотрудничать длительное время. Поскольку биллинговые проекты длятся годами, очень важным моментом становится налаживание доверительных отношений между заказчиком и поставщиком.

IPTV срастили с биллингом

Планируя форум Billing. IT Telecom, организаторы (компания "Экспосистемс"), видимо, решили сразу убить двух зайцев, совместив с этим мероприятием еще одно - Международный IPTV Forum Russia/CIS, посвященный развитию индустрии IP-телевещания.

Надо отметить, что, судя по наполненности зала, интерес к новому детищу организаторов был заметно выше. Пресса даже высказывала предположения о том, что новое мероприятие может со временем "поглотить" Billing. IT Telecom. Ведь с распространением IPTV биллинг становится "обслуживающим сервисом" и для этих технологий. Некоторые участники биллингового форума (например, Amdocs) проявили свою активность сразу на двух мероприятиях, и в своих выступлениях делали акцент на постепенном сращивании этих направлений.

На IPTV-форуме обсуждались вопросы развития видео-услуг на базе широкополосного доступа и транспортных сетей, рыночные и регулирующие условия, оказывающие влияние на индустрию, особенности взаимодействия участников рынка. Форум собрал ведущих операторов связи, телевещателей, контент- и сервис-провайдеров, чтобы дать оценку существующим проблемам развития бизнеса, маркетинга и технологий.

Докладчики отметили, что, несмотря на то, что этот рынок в России находится на начальном этапе развития, заметен его значительный потенциал. О нем свидетельствуют темпы роста числа ADSL-абонентов крупнейших операторов широкополосного доступа, бурное развитие услуг платного кабельного и эфирного телевидения, значительное число IPTV-проектов различного масштаба, запущенных за последние два года в России.

Элеонора Ершова / CNews