ИКТ в ТЭК: дело государственной важности
Сегодня в энергетическом секторе сложилась непростая ситуация. С одной стороны, уровень ИТ уже настолько высок, что позволяет эффективно внедрять различные системы управления, успешно проводить процессы интеграции и консолидации энергопредприятий, создавать информационные системы на государственном уровне. С другой стороны, резкие колебания цен на рынке нефти и газа, постепенное истощение нефтегазовых ресурсов заставляют ведущие корпорации пересматривать свою политику. О новых методологиях и стандартах, проблемах и путях их решений говорили участники конференции "ИКТ в ТЭК", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.Антон Пономаренко: Подчас за технологической стороной теряется изначальная идея внедрения
CNews: Насколько российские предприятия ТЭК восприимчивы к инновационным ИТ-решениям по сравнению с зарубежным коллегами?
Антон Пономаренко: Без сомнения, за последние полтора десятилетия российский ТЭК прошел огромный путь к осознанию важности ИТ-решений. С одной стороны, выход компаний на международные финансовые рынки и принятые стандарты финансовой прозрачности потребовали внедрения современных систем управления деятельностью предприятия. С другой стороны, международная практика, международный опыт также оказали определенное влияние. Да и люди к управлению компаниями пришли другие, с более рациональным, менее консервативным мировоззрением. Тем не менее, российский опыт внедрения инновационных решений имеет определенную специфику.
Если говорить о зарубежном опыте, то во главу угла ставятся сервисы, которые получает пользователь, и экономическая эффективность от их внедрения. В нашей стране огромное внимание уделяется технологиям, самой структуре решения. Позитивный момент в том, что это дает возможность специалистам заказчика уже на этапе внедрения получить своеобразный on job тренинг по эксплуатации системы. Однако подчас за технологической стороной теряется изначальная идея внедрения.
Антон Пономаренко, руководитель направления по работе с предприятиями ТЭК компании Polycom.
CNews: Каковы особенности управления ИТ-проектами в ТЭК, из вашей практики?
Антон Пономаренко: Ответ на этот вопрос вытекает из сказанного выше. Технологическая сторона дела подчас заслоняет организационную и экономическую. Заказчик стремится проникнуть в самую глубину решения, вплоть до структуры используемых протоколов, в то же время более глобальные вещи – организация процессов, регламент использования подчас упускаются из виду. На мой взгляд, более широкое использование ресурса системных интеграторов могло бы исправить ситуацию, но, к сожалению, часто такое привлечение носит достаточно ограниченный характер, да и выработанным таким образом рекомендациям компании не всегда следуют.
CNews: Как развивается ваше предложение для предприятий ТЭК в настоящее время?
Антон Пономаренко: Откровенно говоря, ТЭК является для нас не самым емким сегментом, по сравнению, например, с госструктурами и финансовым сектором. Частично это обусловлено объективными причинами: технологическими - «плохие» каналы, и социальными - отсутствие квалифицированных специалистов и отсутствие соответствующих навыков у пользователей. Наши решения в таких условиях не всегда могут использоваться даже на 50% своих возможностей. Тем не менее, за последний год мы испытали буквально взрывной рост продаж в этом секторе. Это связано прежде всего с внедрением стандарта высокой четкости и миграции заказчиков на этот стандарт. У нас существует ряд специализированных решений для ТЭК, опробованных как на международном опыте, так и на опыте российских внедрений. Большую роль мы отводим нашим партнерам, которые располагают широкими возможностями для кастомизации наших решений и их тонкой настройки под конкретные условия.
CNews: В какой мере, по вашему мнению, ИТ способны влиять на сокращение издержек бизнеса в области ТЭК?
Антон Пономаренко: При грамотном внедрении ИТ, безусловно, являются колоссальным ресурсом сокращения издержек. Могу привести один пример. Одно из предприятий ТЭК, внедрив систему видеоконференцсвязи и, главное, изменив соответствующим образом регламент утверждения бюджета, сумела сократить издержки на командировки, связанные только с процессом принятия бюджета, почти на тридцать миллионов рублей. И это учитывая стоимость внедрения системы, возросший трафик и, соответственно, стоимость аренды канала!
Но часто бывает и наоборот, непроработанное внедрение казалось бы эффективного решения приводит лишь к усложнению бизнес-процессов и увеличению издержек. Причина, на мой взгляд, в отсутствии системности в анализе бизнес-процессов. Если оптимизация имеет характер латания дыр, в конечном итоге, мы получим клубок из разнородных систем, стоимость владения которыми существенно превысит ту ценность, которую они имеют для корпорации.
CNews: Спасибо.