Разделы

Телеком Интернет Бизнес Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура

Как оценить потенциал бизнес-идеи? Опыт МТС

Не каждый инновационный проект способен привлечь инвесторов. Некоторые стартапы, увы, обречены на неудачу. И дело не только в том, что они, возможно, лишены технологической базы, хотя она, безусловно, чрезвычайно важна. «Убить» даже самую перспективную идею может недостаточная проработанность и неумение самих инноваторов ее презентовать. Довести молодой проект до нужного уровня – вот задача популярных сегодня и очень нужных акселерационных программ. Одна из них реализована оператором связи МТС. В программе приняли участие проектные команды – финалисты конкурса «Телеком Идея». Шесть наиболее ярких бизнес-идей были представлены экспертному совету.

Чем же данная идея может быть интересна телеком-оператору? Авторы предполагают, что оператор связи может выступать не только владельцем облачного хранилища, а поставщиком комплексной услуги, включающей продажу самого гаджета, передачу трафика, реализацию справок о подлинности информации и платную правовую поддержку. Перспективными можно считать и партнерские проекты с госорганами, цель которых – безопасность на дорогах, а также компаниями, производящими автомобили. Сейчас проект находится на стадии подачи патентных заявок. Пилот, по прогнозам команды проекта, может быть реализован уже в течение года.

Игры на рабочем месте

Еще один проект, удостоенный внимания экспертного совета, связан с актуальным на сегодня трендом игрофикации (иначе – геймификации). Это явление считается прорывным и заключается в применении игрового подхода в неигровых процессах. С помощью специальных технологий с использованием элементов игры удается, например, привлекать и, что важно, удерживать клиентов того или иного интернет-сервиса, повышать вовлеченность пользователей корпоративных информационных систем в решение прикладных задач. Огромный потенциал игрофикации – в применении в сфере управления персоналом, в разработке мотивационных программ для работников. Данные технологии, используемые вместе с инструментами управления call-центром, способны повысить эффективность операторов.

Важна не только идея, но и умение ее преподнести: начинающие изобретатели должны были ярко представить свой проект всего за шесть минут

Именно эту идею – игрофикация в организации работы call-центров – представил Александр Плесовских из Екатеринбурга. Создаваемый программный продукт обеспечивает интерактивное взаимодействие с каждым из операторов с помощью игровых элементов. Это могут быть любые понятные пользователю, однозначно трактуемые знаки, позитивно или негативно маркированные: грустный или веселый «смайлик», кулак с поднятым вверх или опущенным вниз большим пальцем, символы «плюс» или «минус», восклицательный знак и т.д. Сотрудников call-центра могут вовлекать в свою игру даже герои известных фильмов или компьютерных квестов, действующие в рамках разработанного сценария.

Погружение в некое игровое пространство превращает рутинные процессы в подобие игры с таким ее составляющими, как: получение приза за правильное действие, соревнование, борьба за лидерство. Увлеченность игрой способна мотивировать работника куда больше, чем простое «надо». Сигналами – положительными или отрицательными – могут оцениваться скорость ответа оператора на звонок, длительность интервала между звонками, способность самостоятельно проконсультировать клиента и т.д. Кроме того, возможна и реализация балльной системы: за каждое действие начисляется определенное количество баллов и по сумме баллов определяется лидер, который удостаивается какой-либо награды. Одним словом, возможности для использования технологий игрофикации неисчерпаемы, и каждый руководитель может достигать нужной именно ему цели с помощью этого нового, но определенно перспективного инструмента для повышения мотивации сотрудников.

Участники акселерационной программы волновались, ведь на кону – готовность МТС инвестировать в проект

Преимущество данного решения заключается в том, что разработанный софт представляет собой надстройку над системой, с которой работают сотрудники call-центра. Это позволяет провайдеру предоставлять сервис любой компании с учетом ее потребностей и пожеланий и легко управлять предоставляемой услугой. В роли такого провайдера может выступать оператор связи, и именно поэтому идея оказалась весьма интересна МТС.

Инвесторы предпочитают не рисковать

Цель одного из представленных в demo day проектов – помочь пожилым людям встроиться в бурный процесс цифровизации общества и в полной мере использовать его достижения. Группа изобретателей из Владимира представила приложение для планшета, которое учитывает ограничения людей преклонного возраста. Сергей Пятигорский рассказал, что сама по себе идея не нова: в мире существует огромное количество самых разных гаджетов, специально разработанных для слабовидящих или слабослышащих пользователей. Но разработчики подобных устройств, учитывая самые очевидные физические отклонения пожилых людей, не принимают в расчет такие факторы, как, например, ограничения ментального характера. Многим из нас знакома ситуация, когда даже попытка объяснить бабушкам и дедушкам, что есть компьютер, как он устроен и что такое окна и папки, которые мы видим на экране монитора, вызывает отторжение и нежелание даже слышать о высоких технологиях.

Авторы проекта «Планшет для пожилых» уверяют, что при разработке интерфейса необходимо задействовать метафоры привычных физических объектов для того, чтобы названия иконок соответствовали реальным предметам: папка с фотографиями должна называться «Фотоальбом», папка с текстами электронных книг – «Книги» и т.д.

Команда инноваторов. Неделя насыщенной работы в тесном сотрудничестве с профессионалами дала ценнейший опыт

Но дело не только в интерфейсе. Ни одно из популярных на сегодня приложений для гаджета, рассчитанных на пожилого пользователя, не учитывает такую особенность человека старшего возраста, как мелкая дрожь рук. Стандартизированные датчики не всегда чувствительны к специфическим касаниям, и это существенно усложняет для пожилого человека поиск «общего языка» с электронным устройством. Инновационный же планшет создан с расчетом на эту особенность.

Эксперты, принимающие решение о том, готов ли проект к реализации, признались, что идея, безусловно, достойна внимания, однако необходимо провести более тщательное исследование рынка. По справедливому замечанию жюри, готовность покупателей – а это, как правило, дети и внуки нынешних пенсионеров – приобретать планшет для своих родных, автоматически не означает, что продукт действительно будет востребован конечными потребителями, пожилыми людьми, которые очень консервативны и чаще всего негативно относятся к вторжению новых технологий в свои размеренные жизни. Однако нельзя исключить, что после дополнительного раунда доработок проект найдет своего инвестора.

Мария Чимиричкина