Мобильная связь: повышение тарифов не обосновано
Увеличение тарифов на услуги связи, мотивируемое российскими операторами "потерями" в виде убыточных показателей, как показывает анализ, не имеет под собой серьезных оснований. Однако отсутствие конкуренции в отрасли играет на руку "большой тройке" - "завязанным" на своих номерах пользователям остается лишь готовиться к оплате предыдущих "просчетов" операторов и надеяться на то, что новая правительственная команда направит свою деятельность, в том числе, и на защиту интересов потребителей.Между тем, в России ничего невозможного нет. Конкуренция фактически отсутствует. В странах Европе или Азии наличие четырех национальных операторов популярного сотового стандарта GSM - вполне обычное явление. В России же ситуация зависит от региона к региону.
Выбор потребителей крайне ограничен. Смена оператора ведет за собой изменение номера, а это крайне неблагожелательное событие для пользующихся услугами связи долгое время. В то время как в Европе не осталось ни одной страны, не предоставляющей услуги "переноса" номера, а в Азии подобные страны можно посчитать по пальцам, в России же в обозримом (и даже необозримом) будущем никаких мер по внедрению функции "переноса номера" MNP (Mobile Number Portability) не предвидится.
Единственной надеждой потребителей остается Федеральная антимонопольная служба. Однако ФАС до сих пор не смогла противодействовать ни единому повышению тарифов в области связи. Даже если она и заставит операторов снизить тарифы, решение будет компромиссным, учитывающим, в первую очередь, интересы игроков отрасли, а никак не конечных потребителей. Наглядным индикатором могут стать "авиакеросиновые" дела, приведшие к символическому снижению цен на топливо, но явно не к падению стоимости авиабилетов.
В новом русле
Приход новой профессиональной администрации отрасли во главе с Игорем Щеголевым подал определенные надежды на расширение спектра инициатив в законодательной и регуляторской сфере. Например, хочется надеяться, что удастся решить вопрос с "переносимостью" номера. Тем более солидный задел в виде материалов Рабочей группы Минсвязи РФ по данному вопросу позволяет подготовить все необходимые нормативные документы и внедрить услугу без промедления.
Оригинальной и новаторской может стать идея по развитию "зеленого" телекома
Активизация работ по конверсии военного спектра, а также введения платы за использование радиочастот всеми без исключения пользователями должны способствовать скорейшему выносу на повестку дня вопроса об организации конкурса по выдаче национальной лицензии в стандарте GSM (UMTS). Это будет хорошей подпоркой как скудеющему бюджету, так и дальнейшему росту конкуренции. Причем это должен быть новый конкурс, с жестко сформулированными требованиями, такими как, например, начало строительства сети в течение года с момента получения лицензии; 50% охват населения за два года, а 80% – за три; запрет на перепродажу или переуступку лицензии в течение 5 лет – с одной стороны, и т.п. Помимо этого, должен быть организован открытый и максимально прозрачный аукцион. Это позволит избежать ситуации, возникшей с печельно известными "конкурсами" на частоты в диапазоне 1800. Их лоскутная архитектура и непродуманные условия, изначально вряд ли мог ли бы привлечь серьезных инвесторов.
Оригинальной и новаторской стала бы идея по развитию "зеленого" телекома. Подобная тенденция только набирает силу в развитых странах, где потребители начинают интересоваться использованием их поставщиками услуг "зеленых" технологий – энергосберегающих, утилизирующих и регенерационных. Причем в некоторых, но пока еще немногочисленных случаях, наличие "зеленых" технологий может становится определяющим при выборе провайдера. В России в экономики порой слышны громкие призывы в духе брежневской застойной эпохи, однако дальше них никуда не идет. Но при активной поддержке правительства Россия могла содействовать внедрению "зеленых" технологий в самую передовую отрасль экономики России. Благо, заитересованность взаимная.
В России смена оператора влечет за собой изменение номера
Благоприятным ходом могла бы стать и временная (до года) отсрочка на развертывание сетей 3G по условиям лицензии.
Эффективное регулирование отрасли не только отвечает интересам потребителей, но и способствует повышению эффективности деятельности компаний. А пока пользователям надо готовиться к оплате неудачных решений менеджмента компаний и поддержания своим кошельком двухзначных прибылей в непростое для экономики время.