Разделы

Телеком Мобильная связь Контент ИТ в торговле

Мобильную музыку губят жадные провайдеры

Рынок мобильной музыки сегодня переживает расцвет. Два года назад на российский рынок пришла услуга Ring Back Tone. Сейчас она довольно популярна среди пользователей. Однако пик спроса на рингбектоны уже позади. Они утратили эффект новизны, да и к ценовой политике абоненты теперь подходят гораздо критичнее. Перед операторами встал вполне резонный вопрос — как оживить интерес к RBT?

Арендная модель может быть востребована абонентами при условии, что стоимость аренды мелодии будет значительно ниже, чем стоимость покупки (по аналогии с арендой, например, автомобиля). Если же цены на аренду и покупку сопоставимы, то, как только оператор перестает подогревать интерес к услуге с помощью рекламы, пользователь сразу начинает искать более дешевые альтернативы. Распространение медиаплееров iPod и программного обеспечения iTunes, а также создание аналогов этой связки многими из производителей мобильных телефонов (Sony Ericsson W880i Walkman, Nokia 5300 XpressMusic, Motorola ROKR, Samsung SGH-X830 и др.), приводит к тому, что процесс альтернативной загрузки с использованием компьютера уже не воспринимается пользователями как сложный (а именно это работало в качестве стимулирующего фактора на ранних этапах продаж рингтонов). Согласно данным аналитической компании M:Metrics, пользователи в США и Европе предпочитают загружать музыку в мобильный телефон со своих компьютеров, а не приобретать у оператора.

Доля абонентов, покупающих музыку и загружающих ее с ПК*

Страна США Велико-
британия
Германия Франция Испания Италия Итого (средний показа
тель)
Кол-во опро
шенных (чел.)
30567 15225 15301 12840 13039 12631  
Слушают музыку, загру
женную на мобильный телефон с ПК
2,9 12,2 8,4 4,4 8,8 10 9,3
Загружают музыку на мобильный телефон с порталов операторов 0,7 2,7 0,5 0,5 2,4 1,3 1,6

* В процентах от количества опрошенных

Источник: M:Metrics, март 2007

Из приведенных данных напрашивается вывод — чтобы пользователь согласился покупать качественный лицензионный контент, цена на него должна быть значительно ниже, чем та, которая предлагается на данный момент. При этом схема тарификации услуги не имеет большого значения — главное, чтобы тарифы не были агрессивными по отношению к пользователям. Однако снижению цен препятствуют правообладатели контента, а именно звукозаписывающие компании и контент-провайдеры, боясь потерять часть прибыли.

Отношение пользователей к DRM-защите контента iTunes*

Отношение пользователей к DRM-защите контента iTunes

* Исследование проводилось во Франции, Германии, Великобритании и США. Количество опрошенных – 181737 человек

Источник: Informa Telecoms & Media, декабрь 2006

Борьба идет не только на уровне небольших поставщиков контента, но и активно поддерживается гигантами в области медиаиндустрии — Universal, Sony BMG, Warner и EMI, которые обладают правами на 70% музыкальных композиций, продающихся во всем мире.

Заметим, что с таким сопротивлением медиасиндикатов рынок сталкивается не в первый раз. Достаточно вспомнить "Betamax case", Audio Home Recording Act (AHRA), пиратские DVD и банкротство бесплатной пиринговой сети обмена музыкой Napster.

Сегодня правообладатели и контент-провайдеры снова пытаются ограничить потребление контента техническими средствами. В частности, DRM-защита музыкальных интернет-магазинов построена таким образом, что все композиции, покупаемые в них, могут быть прослушаны только на определенных устройствах. Например, треки из iTunes пользователь может слушать только на плеере iPod и на пяти ПК. По мнению правообладателей, такая система позволяет "привязать" владельца определенной марки плеера к соответствующему магазину и наоборот. Однако по данным компании Apple, в среднем пользователь iPod покупает лишь 3% музыки, остальные 97% загружаются из сторонних источников бесплатно. Очевидно, при таком проценте лицензионной музыки ни о какой "привязке" речи идти не может.

Покупатели против провайдеров

Чтобы повысить спрос пользователей на мобильную музыку в целом и на услуги RBT в частности, операторам придется вести борьбу с поставщиками контента и правообладателями за снятие ограничений, связанных с распространением контента и ценами на него. При этом речь не идет об отмене авторских прав. Сама по себе концепция авторского права правильна — создатель должен получать вознаграждение за свои произведения. Неправильной, на наш взгляд, является реализация этой концепции. Вместо увеличения доступности контента и, как следствие, объемов продаж, компании-правообладатели предпочитают расширять свой рынок за счет того, что вынуждают пользователей к повторной покупке. Достигается это путем введения искусственных ограничений, а такой подход, как показывает практика, пользователям не нравится.

Эффективным рычагом давления на поставщиков контента для оператора может стать наличие альтернативных путей снижения стоимости. Например, вариантом RBT способны стать мелодии, записанные самим пользователем — в данном случае снимается вопрос отчисления денег правообладателям. Если же говорить об альтернативных решениях для мобильной музыки, то тут существуют сервисы потокового вещания. Например, американский сервис-провайдер Melodeo запустил сервис потокового вещания треков iTunes на мобильные терминалы, но пока в тестовом режиме. Компания не будет продавать копии песен для сохранения на сотовых телефонах абонентов — разработанное приложение будет только проигрывать песни из списков iTunes пользователя. Так что стоимость сервиса может быть минимальной.

Как пример успешности такого подхода можно привести историю развития рынка стоковой фотографии. До 2005 г. на рынке доминировало несколько крупных агентств, таких как Corbis и Getty Images, продающих фото высокого качества за большие деньги (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов). Но в 2005 г. начали появляться новые игроки рынка, так называемые микростоки (Fotolia, Shutterstock, iStockphoto и др.), которые размещают в своих каталогах любительские фото по низкой цене — 1-2 долл. Постепенно микростоки отвоевали значительную долю рынка (30-40%) за счет изданий, которым часто требуются типовые фотографии хорошего качества, но не представляющие художественной ценности. На сегодняшний день доходы отдельных микростоков достигают 10 млн долл.

Такой же сценарий можно предложить и для индустрии мобильного контента: создать микростоки, на которых музыканты-любители смогут размещать собственноручно подготовленный мобильный контент. При условии низких цен, он может занять значительную долю всего рынка мобильной музыки — до 30%, при этом из цепочки полностью исключаются посредники — контент-провайдеры.

Основной проблемой при реализации в этом случае становится недостаточная гибкость схемы лицензирования авторского права, но в этой сфере работа активно ведется группой Creative Commons — некоммерческой организацией, выступающей за реформу авторских прав и создавшей семейство лицензий, разрешающих более свободное использование творческих работ. Эти лицензии уже активно применяются в рамках крупнейшего фотохостинга Flickr, и ничто не мешает перенести эту практику и на музыкальные произведения.

Таким образом, очевидно, что мобильный музыкальный контент, в том числе и рингбектоны, востребован пользователями и занимает значительную нишу на рынке мобильной связи. И чтобы стимулировать его потребление, необходимо перейти к демократичной ценовой политике. Ведущие мировые операторы это понимают, единственное препятствие, которое необходимо преодолеть, — условия, выдвигаемые контент-провайдерами и правообладателями. Однако для борьбы с ними у операторов есть сильный рычаг — контент, создаваемый пользователями.

Татьяна Васина

Учебный центр CNews, курс: «Новые технологии работы со СМИ. Модернизация пресс-службы ИТ компании» 7 сентября