Мобильный интернет для B2B: секреты популярности
Сектор мобильного ШПД активно развивается, показывая стабильный рост как в области инфраструктуры, так и в материальном выражении. Однако, как кажется, данный сегмент близок к насыщению, причем наиболее это заметно для B2B. Как в данной ситуации поведут себя операторы и насколько изменит рынок появление LTE?Однако некоторым аналитикам кажется, что рынок мобильной передачи данных достиг того этапа, когда рост потребления уже не компенсирует сезонную динамику, а второму кварталу всегда присущ некоторый спад. Такое впечатление, что сектор застыл на грани насыщения. Во 2Q2012 выручка мобильных операторов по этому направлению VAS впервые за 2 года показала отрицательную поквартальную динамику. По данным AC&M-Consulting, в 1Q2012 операторы заработали 754,8 млн долл, а во 2 - 753,7 млн долл. В рублевом выражении выручка от передачи данных выросла, но рост оказался самым незначительным за последние 2 года.
С чем связано это явление – не вполне понятно. Собственно, представители операторов не вполне согласны с наблюдениями аналитиков. Так, по мнению Евгения Григорьева, руководителя департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом", в бизнес-сегменте выручка от мобильного интернета продолжает расти и показывать положительную динамику. Рост доходов от услуг мобильного интернета на бизнес сегменте без учета международного роуминга 3Q2012 по сравнению с 2Q2012 составляет около 20%.
С ним согласны и в пресс-службе "Ростелекома". По словам представителя компании, мобильная передача данных - один из основных драйверов роста бизнеса оператора. Появление новых и развитие текущих сервисов B2B на базе мобильной передачи данных будет положительно влиять на динамику роста выручки.
Если нет бизнес-кейса
Если подводить итоги прошедшего года, совершенно ясно другое: несомненно, главным событием если не для всей отрасли, то для направления мобильного ШПД является запуск сетей LTE.
С приходом LTE у мобильных интернет-провайдеров появилась возможность дифференцировать тарифы на ШПД. То есть за высокие скорости, которые дает LTE, можно установить повышенную плату. Однако консультант AC&M-Consulting Михаил Алексеев полагает, что "LTE - не технология, а путь эволюции мобильной связи. Ее особенность в том, что пакеты данных могут одновременно передаваться по нескольким частот¬ным каналам. Так что у LTE нет своего бизнес-кейса, так же как нет его у 3G".
Однако, согласно данным отчета Analyson Mason, у операторов, существуют три бизнес-модели внедрения LTE: повсеместное развитие LTE, ставка на hot-зоны с ограничением по покрытию и LTE для маркетинга - для общего развития бренда оператора.
Бизнес-модели распространения LTE
Источник: Analyson Mason, 2012
Наиболее вероятно, что "большая тройка" выберет вариант номер три — имиджевый. В престижных районах Москвы и городов-миллионников будет обеспечено сплошное покрытие, причем надо еще решить множество задач по созданию единой или нескольких сетей, работающих в различных диапазонах. Политика "Ростелекома" пока остается тайной. "Скартел" должна получить самые лакомые части спектра, причем до сих пор вокруг нее идет практически война. LTE-бизнес-кейс компании зависит от того, чем все закончится.
Первые коммерческие сети LTE, которые обеспечивают наилучшие на сегодняшний день характеристики передачи данных в мобильных сетях, как известно, появились в России только летом 2012 года. Застрельщиком стала компания Yota.
Физически в Москве пока только одна LTE-сеть — от "Скартела", "МегаФон" и "Ростелеком" предоставляют на ней услуги в качестве виртуального оператора. Радиоресурс сети делится между операторами. Безусловное преимущество "МегаФона" - то, что у него есть собственные GSM- и 3G-сети. Соответственно, его абоненты находятся в обслуживании сразу в нескольких сетях, а тарификация работы с LTE-устройствами "МегаФона" зависит от того, в какой сети в настоящий момент находится пользователь.
"ВымпелКом" планирует начать строительство сетей LTE с малых городов. Представители оператора уже направили заявки на радиочастотную экспертизу в 24 городах Астраханской, Калининградской, Ленинградской и Новгородской областях, Ставропольском крае, республиках Марий Эл, Чувашии и Калмыкии с общей численностью населения 3 миллиона 870 тысяч человек. Развернуть сети 4G там планируется до 1 декабря 2013 года.
Чей бизнес-кейс окажется наиболее выгодным для сегмента SME – покажет время.