Новая эра на рынке связи объявлена Ericsson
Львиная доля доходов операторов беспроводной связи во всем мире сегодня приходится на передачу голоса. В Ericsson уверены, что уже скоро главным бизнесом в этом секторе станет передача данных, большая часть которых будет отправляться не людьми, а машинами. Полную версию статьи читайте в №55 журнала CNews.Убедившись в стабильности спроса на домашних рынках, Ericsson несет новые модели сотрудничества в другие страны. В Риме уже запущен пилотный проект компании с местным поставщиком энергии, в котором "умными" счетчиками оборудовано более 1 млн квартир.
Ericsson прогнозирует, что к 2020 году число подключенных к сети устройств достигнет 50 млрд штук и значительная часть из них будет соединена по модели М2М.
Amazon Kindle – двойная революция
Конкуренция между операторами в привлечении "голосовых" абонентов уже не может дать им значимого прорыва. Именно поэтому многие игроки ищут новые пути для дальнейшего роста. Ярким примером такого развития стала американская компания Sprint Nextel – третий по величине мобильный оператор на рынке США. Серьезно отставая от пары лидеров (AT&T и Verizon), Sprint выступил в роли революционера в развитии М2М-сервисов.
В офисе Ericsson в Стокгольме ломают привычные представления о бизнесе телеком-операторов
Хотя сама технология появилась на рынке более 20 лет назад, начало массовому рынку М2М в США положил запуск в 2009 году Amazon Kindle – устройства для чтения с возможностью беспроводной оплаты и загрузки электронных книг. Инициатором проекта и его инфраструктурным партнером выступил Sprint. По итогам первого квартала работы сервиса компания объявила о рядовом подключении 110 тыс новых абонентов и о невероятных 1,1 млн новых устройств, подключенных к ее сети, – Amazon Kindle. Средний доход с пользователя "читалки" составлял только 2 долл. В сравнении с ARPU 56 долл. от обычного абонента Sprint это было немного, но общий размер доходов от сделки свидетельствовал о безусловном успехе.
Конкуренты оказались в нокдауне. В течение следующих шести месяцев AT&T и Verizon вслед за Sprint запустили собственные подразделения по разработке М2М-сервисов. Ридер Amazon Kindle стал не только революционным устройством для пользователей, но и открыл операторам связи глаза на новые возможности.
М2М-лихорадка
Под термином М2М в Sprint понимают сетевое взаимодействие всех устройств, кроме телефонов. Сейчас у компании уже более 400 уникальных продуктов, которые сертифицированы и могут быть подключены к сотовой сети, но при этом не являются телефонами. В Нью-Йорке, когда вы сидите на заднем сиденье такси, перед вами расположен беспроводной терминал оплаты для банковских карт. Сервис поддерживается Sprint. Также как и сеть автоматов Red Box, позволяющая за 1 долл. взять на прокат DVD с фильмом или игру.
В компании говорят, что М2М – это сложные системы. Если вам нужно создать приложение под Android или iOS, вы скачиваете пакет разработчика и в этой готовой среде создаете продукт. В М2М-решении все гораздо сложнее: нужно интегрировать железо, ПО, провести тестирование, а потом обязательно пройти сертификацию. Кроме того, в новом бизнесе возникает масса парадоксов, для разрешения которых операторам приходится создавать отдельные подразделения. Sprint открыл центр разработок, который спонсируется в том числе 40 компаниями-партнерами. Когда к оператору приходит, например, Coca-Cola и сообщает, что планирует подключить к беспроводной сети 1 млн аппаратов по продаже газировки, ее уже ждут там: вот парень, который поможет подобрать лучшие беспроводные модули; вот эксперт, который расскажет о специальном ПО, занимающееся мониторингом температуры диетической колы в автоматах и пересылать данные вам; вот человек, отвечающий за сертификацию. Вокруг операторов формируется новая экосистема разработчиков ПО и инфраструктуры.
Некоторых клиентов интересуют только частоты для передачи данных по минимальной цене. Другие – просят помочь создать решение. Каждый случай уникальный.
Россия – точки роста
Бизнес М2М быстро растет и в России. Основные точки роста – сети платежных терминалов и торговых автоматов, системы безопасности. В массовом сегменте наиболее заметны автонавигаторы с функцией мониторинга пробок.
По данным исследования GFK, по итогам 2010 года лидирующую позицию на рынке M2M-сервисов в нашей стране занимает МТС с долей 44% по числу SIM-карт (530 тыс на конец года, рост 105%). Для сравнения: у лидера в Северной Америке – компании AT&T – к концу 2010 года к сети было подключено уже 10 млн "умных" устройств.
По оценке МТС, в дальнейшем абонентская база сервисов М2М в России будет расти на 45–55% ежегодно и к концу 2015 года вырастет в 7,5 раз до 2,5 млн устройств. В 2011 году МТС ожидает роста абонентской базы М2М-сервисов на 60%.
В "МегаФоне" доход от услуг М2М составляет только 100 млн руб. в год. В компании ссылаются на относительную неразвитость рынка М2М в России и связывают это с низкими скоростями передачи данных в регионах. Аргумент довольно странный, так как большинство М2М-сервисов, по оценкам той же Sprint, потребляют не более нескольких сотен килобайт в месяц.
Также как и их иностранные коллеги, российские операторы пытаются избежать сценария, при котором они станут лишь "трубами" по передаче трафика. Открывая специализированные подразделения, компании "большой тройки" пытаются играть и роль системных интеграторов, самостоятельно создавать все более сложные М2М-продукты.
Оценить перспективы развития сотовиков в данном направлении сложно. Сторонние разработчики уверены, что способности телекомов чаще всего ограничиваются продажей трафика. Рано или поздно операторы будут вынуждены уйти с рынка разработки продуктов, уступив специализированным предприятиям. Управление М2М-сервисами им также придется перевести на профессиональные платформы. Так или иначе, большие деньги от общения машин манят многих. Быстрый рост спроса – бум инвестиций – букет инноваций. Это весьма вероятный сценарий развития М2М-рынка в ближайшие годы.