Разделы

Телеком Интернет Бизнес Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура

От идеи до бизнес-кейса: какие стартапы нужны МТС

Телекоммуникационный бизнес не мыслим без инноваций. Пожалуй, это одна из самых технологически зависимых отраслей, для существования которой нужен неиссякаемый поток свежих идей – они ложатся в основу бизнес-кейсов и обеспечивают успешный рост телеком-компании. МТС, ведущий российский оператор связи, делает ставку на молодых изобретателей. Конкурс инновационных проектов «Телеком Идея» прошел в России уже в четвертый раз в рамках корпоративной социальной ответственности МТС. Он собрал перспективные разработки в области ИТ со всей страны.

И вот молодому талантливому изобретателю Ксении Гнитько пришла в голову мысль создать такую технологию аутентификации, которая позволит из биометрических данных человека создавать пакет, однозначно указывающий на то, что действие совершает именно он. «Отпечаток пальца, роговица, голос несут большое количество информации. Но для того чтобы узнать человека, нужно совсем немного. Фиксируемые специальными датчиками, биометрические данные представляют собой цифровой поток. Устройство, задействующее специальную математическую модель, убирает случайные элементы и объединяет оставшуюся информацию в один пакет. Это ровно та часть данных, которой достаточно, чтобы можно было идентифицировать человека, но нельзя было им представиться. При этом крайне важно, что данный пакет нельзя использовать повторно», – комментирует свою идею автор.

Большой плюс биометрической аутентификации в ее простоте: куда удобнее коснуться датчика пальцем, чем придумывать, запоминать и вводить сложные пароли, которые к тому же необходимо периодически менять, как требуют того нормы безопасности.

Ксения Гнитько и Владимир Назаров исследуют вопрос, как отпечатки пальцев могут быть использованы для доступа к информационным ресурсам

В настоящий момент идет работа над созданием прототипа. Разработчики считают, что его испытание может занять около трех месяцев, а уже через год после этого рынку сможет быть представлен готовый продукт. В первую очередь решение ориентируется на финансовый сектор, ведь безопасность механизмов аутентификации – слабое место сервисов дистанционного банковского обслуживания. Впрочем, данная технология может представлять интерес для любой компании, заботящейся о защите как материальных ценностей, так и личных данных потребителей своих услуг – не только клиентов банков. В качестве перспективы развития создатели говорят об использовании технологии в разработке систем класса IAM (Identity and Access Management) для разграничения и контроля доступа пользователей – сотрудников компаний – к корпоративным информационным ресурсам. Если проект окажется жизнеспособным, а поводов усомниться в этом на сегодня нет, то сценарии фантастических фильмов, в которых герои открывают двери офиса, лишь произнеся кодовое слово или прикоснувшись к специальному сканеру ладонью, скоро могут стать реальностью, – технологические ограничения, существующие ранее, уже сняты.

Читай по губам

Иногда гениальное – это действительно просто, и, чтобы увидеть очевидное, достаточно лишь соединить несколько привычных явлений, существующих в жизни порознь и, как правило, не пересекающихся. Яркая телеком-идея, удостоенная звания победителя в номинации «Инновации в программных продуктах», заключается в создании приложения для распознавания речи, которое позволяет преобразовывать голосовые данные в текст в режиме реального времени без использования клавиатуры. Это проект «РеалСпикер – распознавание речи» из Казани. Фундаментальное отличие представленного на конкурсе сервиса от аналогов в том, что он задействует видео. Автор идеи и руководитель проекта Виктор Осетров вспоминает: «Обучаясь лингвистике, я понял, что существующие системы распознавания речи, использующие только аудиоданные, неэффективны. И однажды, заблудившись, я обратился за помощью к девушке, которая оказалась глухонемой, но смогла прочесть по губам то, что я говорю. Это натолкнуло меня на мысль, что при добавлении видеоканала в качестве источника информации и при синхронизации аудио- и видеопотоков мы можем значительно улучшить решения для распознавания речи и сделать их более качественными».

Сервис уже запущен, имеет 250 тыс. загрузок и 2 тыс. платных пользователей. Главное преимущество продукта «РеалСпикер», как отмечают участники проектной команды, – более высокая точность работы и цена, более низкая, чем у аналогичных решений. Это дает основания считать, что запланированная на ближайшее время международная экспансия сервиса будет успешной.

Находка для ритейлера

Залогом успеха стартапа порой может стать точно сформулированная бизнес-идея и проработанное предложение, которое фокусируется на конкретной задаче, ориентируется на узкую целевую аудиторию и за счет этого имеет большой отклик потенциальных потребителей. Высокую оценку жюри и первое место в номинации «Маркетинговые и управленческие инновации» получил проект «МастерГис» из Набережных Челнов. Это интернет-сервис, позволяющий оценить потенциальную площадку для строительства торговой точки с позиции эффективности инвестиции.

Анатолий Ушатиков предлагает ритейлеру инструмент, с помощью которого можно в режиме онлайн оценивать эффективность инвестиции в строительство торговой площадки

Предпосылки возникновения идеи – в высокой конкуренции в отрасли розничных торговых сетей. Сегодня нередко в борьбе за «место под солнцем» побеждает тот ритейлер, которому удается заполучить выгодные площадки для развертывания нового магазина. Анатолий Ушатиков, лидер проекта «МастерГис», рассказывает: «Наш сервис позволяет провести оценку перспективности строительства торговой точки в режиме онлайн и помогает владельцу определить, каким будет ее оборот с учетом индивидуальных для каждой местности показателей. В его основе – математическая модель оценки, которая опирается на такие данные, как проходимость будущей торговой точки, количество жителей в районе и площади уже существующих в данной местности конкурирующих магазинов». Примечательно, что проектная команда в числе своих клиентов видит не только крупные сети, но и торговые точки формата «магазин у дома», что является несомненным преимуществом перед аналогичными системами.

Предлагаемая модель оценки уже апробирована в Набережных Челнах. Информация, которую она использует, постоянно обновляется. Есть два механизма актуализации данных: самостоятельный сбор и сотрудничество со структурами, как например: БТИ, маркетинговые и статистические агентства – и тут речь идет о централизованной покупке у них интересующих сведений. Кроме того, ценнейшим источником информации могут стать данные биллинга операторов связи – агрегированная информация о локализации абонентов в разное время суток, а также о суммах, которые жители района готовы ежемесячно тратить на мобильную связь, что позволяет оценить платежеспособность населения. В планах создателей проекта – тиражирование решения на всю территорию России.

Расширяя горизонты

По признанию членов жюри «Телеком Идеи», выбрать наиболее интересные проекты оказалось невероятно сложной задачей. Но вне зависимости от присуждаемого места все инноваторы поразили нешаблонностью, нестандартностью мышления и готовностью выходить за любые рамки, предлагая действительно что-то новое. «С каждым годом судить конкурсантов становится все труднее. Для понимания и оценки проекта сегодня уже не всегда хватает знаний, ведь многие из идей находятся в смежных с телекомом областях. Приходится возбуждать свой мозг на получение новой информации. И это здорово, потому что в конечном итоге мы получаем совершенно новый, качественный продукт», – констатирует Сергей Елпатьевский, директор департамента управления, внедрения и поддержки услуг фиксированной мобильной связи МТС на бизнес-рынке.

Сергей Елпатьевский: Конкурсанты, предлагая свежие идеи, абсолютно точно попадают в тенденции рынка и наши ожидания. Мы должны развить их продукты и сделать их интересным бизнесу и обществу

Однако привычные рамки раздвигают не только проекты, участвующие в смотре. «В этом году сам конкурс разрушает границы и выходит на международный уровень, – рассказывает Елена Шанина, директор по связям с общественностью АФК «Система». – Теперь он будет представлен и в Индии, где, я надеюсь, получит такой же большой резонанс, как в России». К сотрудничеству привлечена успешно работающая дочерняя компания «МТС Индия». Ожидается, что более 40 индийских учебных заведений пришлют свои инновационные идеи на рассмотрение, а число проектов, участвующих в телеком-смотре, перешагнет тысячный рубеж.

Туда же, в Индию, а точнее – в индийский инновационный образовательный тур, отправятся и победители конкурса. А пока все инноваторы, прошедшие отборочный тур, приняли участие в не менее ярком и насыщенном событии – уникальной акселерационной программе. Стартапы подверглись доработке в тесном сотрудничестве с менторами – сотрудниками МТС, что сделало проекты более зрелыми и готовыми для презентации топ-менеджменту компании. В итоге часть бизнес-идей удостоилась внимания телеком-оператора с точки зрения дальнейшей реализации. «Конкурсанты, предлагая свежие идеи, абсолютно точно попадают в тенденции рынка и наши ожидания. Со своей стороны мы должны вместе с ними развить их продукты и сделать их интересным бизнесу и обществу», – подчеркивает Сергей Елпатьевский. Об итогах акселерационной программы МТС читайте здесь.

Мария Чимиричкина