Спецпроекты

"Телеком Идея": как стартапы продавали себя МТС

Телеком Бизнес SMB Мобильная связь Контент Навигация Кадры SMB Телеком
В Высшей школе экономики (ВШЭ) прошел заключительный отбор участников организованного оператором МТС конкурса молодежных инновационных проектов в сфере телекоммуникаций "Телеком Идея". Из 156 проектов в финал вышли всего 18. Представление проектов-финалистов, длившееся почти целый день, дало возможность всем желающим увидеть, в каком состоянии сейчас находится то, что в отечественных СМИ принято называть "стартаперским движением".

"В бета-версии преимущественно реализованы возможности создания приложений для небольших, "микроформатных" соцсетей. Тестирование показало, что сервисом, по факту, пользуются для создания студенческих приложений (расписание занятий, общение с преподавателями), фотоальбомов (свадебные и детские фото с ограничением доступа) и т.п. Для дальнейшего развития проекта мы ищем порядка 950 тыс. долл., а на самоокупаемость планируем выйти на второй год. Наш проект рассматриваем в качестве дополнительного standalone сервиса, расширяющего возможности "обычных" и деловых пользователей", – сообщил основатель проекта Вячеслав Семенчук.

"Университет в кармане": инновации в области контента

"Путеводной звездой" для тех, кто хочет учиться на "отлично" и ценит при этом свое время, может стать интерактивная программа обучения, а также облачный сервис, реализованный в рамках проекта "Университет в кармане", о котором рассказал его руководитель, Максим Приходько, органично сочетающий опыт как преподавателя, так и разработчика.


Разнообразие проектов с трудом укладывалось в рамки конкурса, очерченные 4-мя номинациями.

"Основой проекта "Университет в кармане" является постоянно пополняемая база знаний по 500 предметам и более 6 тыс. тестов, наряду с платными интеллектуальными сервисами", - пояснил спикер. - "В отличие от поисковых систем, возвращающих "ответы", чем то очень похожие на написанные в строке поиска запросы, база знаний позволит получить действительно содержательный ответ на вопрос, заданный на естественном языке. Каждый такой ответ будет снабжен гарантированно качественным, достоверным объяснением из общепринятого источника, - проще говоря, текстом из учебника, сканом страницы учебного пособия и т.д., - что даст уверенность в том, что он действительно правильный", - обещает г-н Приходько. "Вопрос-ответный" сервис - лишь малая толика того, что задумано сделать в рамках проекта, а планы его основателей простираются вплоть до выпуска сертифицированных электронных учебников и далее.

События вокруг "Университета в кармане" развиваются стремительно: идея родилась в марте этого года, а в апреле уже был получен первый грант от компании Microsoft, на который был сделан работающий прототип. Осенью разработчики обещают запустить облачную платформу по дистанционному обучению и тестированию, а к 2015 г. выйти на уровень продаж в 1 млн долл. Компания МТС рассматривается командой проекта в качестве "лидера в области доставки мобильного контента пользователям".

GeoFace: "Здравствуйте, я вас знаю"

Проект GeoFace облегчит задачу тем, кто хочет вступить в контакт с незнакомым человеком, оперативно почерпнув о нем открытые сведения из интернета, либо же, допустим, узнать о том, что кто-то из заочных друзей по социальной сети находится неподалеку. Мобильное приложение GeoFace может стать полезным инструментом и в умелых руках маркетолога, организующего локальные акции. "Можно оценить интересы людей, находящихся на данной территории, и принять решение - стоит или нет проводить сейчас маркетинговое мероприятие", - пояснил руководитель проекта Андрей Попов. Монетизировать проект, соответственно, планируется через платное приложение для iOS и аккаунты для компаний, контекстную мобильную рекламу и пр. Сотрудничество с МТС, в частности, позволит оператору привлечь дополнительный пользовательский трафик.

Интернет "белый" и "черный"

Инновации в области контента могут быть направлены не только на его расширение, но и ограничение, особенно если мы говорим о детях. Проект по созданию "системы ограничения доступа к нецелевым ресурсам сети интернет" изложил Вадим Каптур, который в настоящее время пишет докторскую диссертацию по данной теме. С чисто прикладной и узкотехнологической точки зрения предполагается запустить систематическую работу по составлению "черных" и "белых" списков, фильтровать контент при помощи межсетевых экранов, оптимальным образом настроить и использовать DNS- и proxy-сервера.

На порядок более масштабна и интересна идеологическая сторона проекта, концепцию которого планируется положить в основу создания межгосударственного центра по повышению доверия к ИКТ и защите детей в интернете для региона СНГ на базе Одесской национальной академии связи им. А. С. Попова, где работает г-н Каптур, а также квалифицированно помочь оператору связи в деле фильтрации контента и прочего. "Регион СНГ в качестве целевого рынка был выбран не случайно", - пояснил автор проекта. "Ведь мы имеем близкую языковую среду, которая отражается на интересах пользователей и просматриваемых ими ресурсах". Для того чтобы окупиться менее чем за 2 года, проекту понадобятся инвестиции в размере 160 тыс. долл., около половины которых планируется потратить на разработку обучающих on-line курсов.

М2М-конструктор для взрослых

Группа петербургских проектировщиков создала конструктор систем телеметрии, позволяющий по краткому описанию автоматически генерировать схему контроллера, печатной платы, до 90% базового ПО, пакет проектной документации и прочее. За счет устранения рутинной составляющей конструктор, по словам его создателей, позволяет им в десятки раз снизить время разработки (с 6 мес. до 6 дней), а также обещать заказчикам существенное снижение затрат – примерно в 16 раз.

Данная рационализация могла бы оставаться "секретом фирмы", если бы ее не оформили в виде проекта "Конструктор M2M-систем" и не представили на суд экспертов. "При помощи "конструктора" мы уже реализовали несколько внедрений по автоматизации газорегуляторных станций, домовых распределительных шкафов и индивидуальных тепловых пунктов, ведем проект для сети трансформаторных подстанций и др. Свой сегмент рынка мы оцениваем примерно в 300 млн долл., а растет он примерно на треть в год. Мы планируем выйти также на американский рынок управления недвижимостью, предложив на нем сначала готовые наборы, а затем – средства для разработчиков. Снижение стоимости оплаты за трафик МТС позволило бы нам взаимовыгодно сотрудничать и расширять клиентскую базу", - сообщил представитель проекта Виталий Клебан.

FT Control – облачная платформа для мониторинга

Многих беспокоит, что около 80% объектов недвижимости не защищены никакими охранными системами, а потенциальный объем этого рынка в РФ эксперты оценивают цифрой около 20 млрд. долл. "Еще Абрахам Маслоу говорил о потребности в безопасности как о базовой для каждого человека. Но на сегодняшний день эта потребность удовлетворяется недостаточно. Каждый человек, в том числе и с низким достатком, хочет чувства защищенности. Ему важно знать, что происходит с его близкими и имуществом. Теряя связь с тем, что ему дорого, он чувствует раздражение, неудовлетворенность, дискомфорт," - справедливо полагает собственник и директор FT Group Ярослав Соковнин, представивший облачную платформу для мониторинга объектов FT Control.


Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Тема месяца

Обзор: ИКТ в госсекторе

Рейтинги CNews

• Топ-100 ИКТ-тендеров для федеральных ведомств • Крупнейшие поставщики • ИКТ-бюджеты регионов