Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура Мобильная связь

Десятки лет рабства. Россиянам мешают переносить номер между сотовыми операторами. Они идут на все, лишь бы удержать абонента

Российские операторы связи постоянно мешают россиянам переносить свой номер в другую сеть, следует из статистики ВЦИОМа. «Мобильное рабство» в стране на уровне закона отменили в конце 2013 г. но жители страны по-прежнему максимально страдают, желая сменить оператора и при этом сохранить прежний номер телефона.

Вас и здесь неплохо кормят

Жители России по-прежнему испытывают многочисленные трудности при переносе своих мобильных номеров от одного оператора к другому. Такое право им гарантировано законом, хотя и только в пределах домашнего региона – как сообщал CNews, так называемое «мобильное рабство» было отменено в декабре 2013 г. Спустя почти 12 лет, в марте 2025 г., власти захотели расширить действие этой отмены на тех, кто переезжает в другой регион. Но, как выяснилось, даже в домашнем регионе смена оператора с сохранением номера – почти невыполнимый квест.

Это следует из результатов опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива». В той или иной мере об имеющимся у них гарантированном законом праве сохранения номера при смене оператора в той или иной мере осведомлены о такой возможности 98% россиян.

Согласно результатам опроса, с начала 2023 г. воспользоваться услугой переноса номера хотел почти что каждый четвертый россиянин – таковых набралось 23%. Другими словами, опция очень популярна – жители России перестали терпеть постоянное повышение тарифов и теперь смотрят, в какой сети расценки выгодные, и переходят туда. Также за последние годы в стране появилось множество виртуальных операторов со своими тарифами, так что теперь можно выбирать не только между участниками «Большой четверки».

Ничего не работает

По данным ВЦИОМа 40%, кто попытался сменить оператора с сохранением номера, успеха в этом начинании не добился. Многочисленные препятствия на пути к этой цели расставлял оператор, к которому уже подключен номер.

Накупить гору SIM-карт от всех операторов тоже не выйдет - власти в России теперь ограничивают количество SIM-карт на один паспорт

Конкуренцию «Большой четверке» в последние годы навязывают виртуальные операторы, созданные банками – «СберМобайл» (Сбербанк), «Т-Мобайл» («Т-Банк») и пр. Согласно статистике ВЦИОМа, переход с сохранением номера от оператора «Большой четверки» к банковскому оператору «оказался труднее (55% переходов), чем переход к другому небанковскому оператору (62% переходов)».

В чем причина

Самый популярный барьер при переносе номера из одной сети в другую – избыточная продолжительность этого процесса. На это указали 11% тех, кто все же смог перенести номер, и 9% тех, кто этой цели не достиг.

Второе место нежелание оператора отпускать абонента и его назойливость в предложении услуг (9% и 7% соответственно), необходимость посещения в офис оператора (по 6%), а также невесть откуда взявшиеся ошибки в персональных данных (5% и 4%). В последние годы в России идет борьба с «серыми» SIM-картами – россиян буквально угрозами заставляют предоставлять оператору свои паспортные данные – через приложение или при личном присутствии в офисе. За неподчинение им угрожают блокировкой номера, а ведь к нему вполне могут быть привязаны мессенджеры и банковские сервисы. При этом даже после этого россияне по-прежнему сталкиваются с некорректно внесенными персональными данными при попытке переноса номера.

По информации ВЦИОМ, те, кто так и не смог сменить оператора, назвали еще две причины этого. Одна из них – невнятные условия перехода, вторая – невозможность получить ожидаемый тариф. На них указали по 4% участников опроса.

Также желавшие перенести номер припомнили операторам связи их внезапно возникающую безграничную любовь к бюрократии. Процесс подключения нового абонента большинство из них полностью цифровизировали, и в некоторых случаях даже бумажный договор на руки не выдают, тогда как для переноса номера по-прежнему нужно заполнять чрезмерное количество документов, сетуют респонденты.

Отдельно были отмечены взимание операторами платы за перенос номера, различные штрафы и пени, а также непредоставление компенсации за неиспользованные услуги по предоплаченному тарифу.

Операторам добавить скорости и информативности

Главная претензия россиян к операторам при переносе номера – их чрезмерная медлительность. Недовольных тем, сколько времени заняло это мероприятие оказалось 46-52%, гласит статистика ВЦИОМа.

Нынешнее законодательство дает операторам ровно восемь дней на перенос номера абонента из одной сети в другую. 59% тех, то пытался пройти через эту процедуру, считают нужным сократить процесс перенося до одного-двух дней, 25% – до трех-пяти дней.

39% перенесших свой номер смогли сделать это за пять дней, а 29% ждали больше отведенных законом восьми дней.

Также операторам явно нужно повысить качество работы своих сотрудников. Это, опять же, следует из статистики ВЦИОМа – около 38% опрошенных выразили недовольство качеством работы представителей предыдущего оператора (у которого забирали номер).

40% тех, кто по тем или иным причинам не смог перенести номер, указывали на низкую полноту информации о том, как происходит этот процесс, и что для этого нужно делать.

Геннадий Ефремов