Разделы

Телеком Навигация Маркет

ГЛОНАСС дорос до потребителей

Система ГЛОНАСС к 29 годам со дня своего рождения, наконец, достигла стадии зрелости, когда ее использование происходит не только по велению властей, а исходя из качественных показателей.

Хронология создания: «плавающая» группировка

Первый спутник ГЛОНАСС был запущен 12 октября 1982 г., а в составе 12 спутников навигационная система была принята в опытную эксплуатацию в 1993 г. Для охвата ею всего земного шара орбитальная группировка должна была насчитывать не менее 24 космических аппаратов. Это число было достигнуто в 1995 г., однако к 2001 г., из-за недостаточного финансирования программы, численность группировки сократилась всего до 6 спутников.

В том же году была принята целевая федеральная программа по развитию ГЛОНАСС до 2011 г., и запуски спутников возобновились. В 2011 г. группировка была вновь доведена до полного состава с запуском последних недостающих спутников в октябре.

По данным информационно-аналитического центра Роскосмоса, на сегодняшний день в составе группировки ГЛОНАСС находится 28 спутников. Из них по целевому назначению используются 23 космических аппарата, на этапе ввода в систему - 2 аппарата, а 3 спутника выведены на техобслуживание.

Восстановление группировки не всегда шло гладко. Помимо того, что сроки очередных запусков спутников периодически переносились по разным причинам, в декабре 2010 г. три спутника, которые должны были завершить формирование группировки, после запуска так и не долетели до орбиты, вместо этого приземлившись в районе Тихого океана.


Текущее расположение спутников ГЛОНАСС (по данным Роскосмоса на 11:42 по МСК, 12 октября)

Как впоследствии выяснилось, в разгонный блок ракеты, которая должна была доставить спутники по назначению, по ошибке залили около полутора тонн лишнего топлива, что и привело к аварии.

Из бронетранспортеров в смартфоны

Как и спутниковая система GPS, ГЛОНАСС изначально задумывалась для навигации в военных целях: например, для управления танками, бронетранспортерами и другим спецтранспортом во время военных действий, или для более точного наведения ракет. Но в основном ГЛОНАСС использовался для военных учений, а также при разработке и испытаниях военной техники.

В конце 1990-х ГЛОНАСС открыли для гражданского использования. Почти сразу он нашел широкое применение в гражданской авиации и навигации морских судов. Тогда же ГЛОНАСС приобрел популярность для использования в геодезии, в том числе – за рубежом. Приемники для геодезического оборудования обеспечивают сантиметровую точность определения координат.

В середине 2000-х российские чиновники озаботились идеей коммерциализации ГЛОНАСС. Благодаря усилиям с их стороны, нашедшим отражение на законодательном уровне, сейчас ГЛОНАСС широко развертывается на государственном и муниципальном транспорте. Им стремятся оснастить буквально все: от школьных автобусов и машин скорой помощи до мусоровозов.

C 2013 г. на ГЛОНАСС в принудительном порядке начнут «подсаживать» и владельцев личных авто. Их установку на все машины предполагает программа экстренного реагирования на ДТП «Эра ГЛОНАСС».

В 2011 г. также началось проникновение ГЛОНАСС в потребительскую электронику опять же – не без усилий со стороны государства. Российские чиновники неоднократно заявляли, что могут ввести таможенные пошлины в размере до 25% на смартфоны и автомобильные навигаторы без поддержки российской навигационной системы.

Вслед за этими заявлениями в 2010-2011 гг. последовали массовые заявления иностранных производителей мобильной электроники о выпуске чипсетов с поддержкой ГЛОНАСС, а в 2011 г. был выпущен первый смартфон, где ГЛОНАСС задействован для навигации (сделан китайской компанией ZTE для МТС) и несколько моделей смартфонов от мировых производителей – Samsung, HTC и Motorola, где ГЛОНАСС заявлен в спецификациях.

Samsung даже выпустил приложение, «включающее» ГЛОНАСС для навигации в один клик. При этом утилита показывает, что ГЛОНАСС задействован даже в смартфонах, которые не поддерживают российскую навигационную систему на аппаратном уровне.

Эксперт по навигационным технологиям, бывший главный конструктор «М2М телематики» Евгений Белянко считает, что в перспективе в потребительском сегменте нас ожидает повсеместное внедрение двухсистемных ГЛОНАСС/GPS приемников туда, где сейчас стоят только приемники GPS.

А у Вас есть ГЛОНАСС?

Детальной аналитики по рынку оборудования с ГЛОНАСС, включая объемы в штучном и денежном выражении, пожалуй, до сих пор не проводилось. Высказывались, однако, различные оценки. Так, в конце 2010 г. замминистра промышленности Юрий Борисов говорил, что по итогам года можно говорить об объемах поставок навигационных приемников отечественного производства в 100 тыс. штук, а в 2011 г. – уже около 500 тыс. штук.

По оценкам Евгения Белянко, объем рынка реально эксплуатируемых в России ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS приемников сейчас составляет не менее 350 тыс. штук, и в ближайшие годы ожидается его экспоненциальный рост. «Все ведущие мировые «профильные» производители имеют в своих линейках ГЛОНАСС/GPS приемники. Думаю, буквально через год вопрос «А у Вас есть ГЛОНАСС?» сменится на «У Вас нет ГЛОНАСС?!», - говорит он.

«Самый успешный технологический проект России»

По мнению Евгения Белянко, ГЛОНАСС является самым успешным технологическим проектом России за последние 20 лет, и поэтому много фирм и людей решили «постоять с ним рядом». «Вклеенные на скотче приемники ГЛОНАСС, программные утилиты «включающие ГЛОНАСС» и т.д. - все это отражение успешности и популярности ГЛОНАСС, - считает он. - Подделывают джинсы, сумочки, сотовые телефоны знаменитых брендов, вот и до ГЛОНАСС дошла очередь».

Наталья Лаврентьева