На «путинский» проект телефонизации автодорог не хватает 2,5 млрд рублей
Запущенный по инициативе Владимира Путина проект обеспечения непрерывного покрытия сетями сотовой связи вдоль магистральных автодорог не удается завершить в намеченный срок - до конца 2015 г. Для покрытия оставшихся трасс требуется 2,5 млрд руб., но в федеральном бюджете таких средств пока не нашлось.Без денег на телефонию автодорог
Федеральный бюджет на 2015 г., в отличие от предыдущих лет, не содержит средств на проект «обеспечения устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи на магистральных автомобильных дорогах федерального значения». Согласно отчету Счетной о составлении бюджета на 2015-2017 г.г., на эти средства Минкомсвязи хотело получить в 2015 г. 2,5 млрд руб.
На проблему отсутствия непрерывного сигнала сотовой связи на федеральных трассах в 2010 г. обратил внимание тогдашний премьер-министр и нынешний Президент России Владимир Путин, проехав вдоль трассы «Амур». После этого крупнейшие телекоммуникационные компании - МТС, «Вымпелком», «Мегафон» и «Ростелеком» - взялись за решение задачи покрытия сотовой связи вдоль этой трассы.
Операторы потратили на решение этой задачи 2,4 млрд руб., еще 2,3 млрд руб. было выделено из госбюджета. Государство компенсировало затраты на обеспечение базовых станций сотовой связью и проведение к вышкам операторов технологических дорог. Далее, в 2012 г., правительство приняло решение обеспечить непрерывное покрытие сотовой связи вдоль всех федеральных трасс до конца 2015 г.
Связь с «ЭРА-ГЛОНАСС»
Актуальность проекта возросла в связи с развертыванием государством системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные аварии «ЭРА-ГЛОНАСС», которая в случае аварии должна определять координаты происшествия и передавать их на диспетчерский пункт через сотовые сети.
Проект непрерывного сотового покрытия магистральных автодорог взял начало после проезда Владимира Путина по трассе «Амур»
Для реализации поручения правительства МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и «Ростелеком» снова организовали консорциум. На первом этапе была решена задача обеспечения покрытия вдоль трасс «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури», образующих вместе транспортные хорды «Север – Юг» и «Запад – Восток».
Сами операторы тогда вложили в проект 1,2 млрд руб. Еще 2 млрд руб. на эти цели было заложено в федеральном бюджете на 2013 г., однако из этой суммы операторы затратили только 700 млн руб. В соответствии с принятым в 2013 г. решением на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина, на следующем этапе должно было быть обеспечено покрытие вдоль всех трасс с литерой «М», кроме вышеперечисленных, а также кроме строящейся трассы М11 «Москва - Санкт-Петербург».
Речь идет о автодорогах М8 «Холмогоры» (проходит от Москвы до Архангельска), М18 «Кола» (проходит от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией), М52 «Чуйский тракт» (от Новосибирска до границы с Монголией), М54 «Енисей» (от Красноярска до границы с Монголией) и М56 «Лена» (от города Невер Амурской области до Якутска).
500 км без связи
При составлении бюджета на 2014 г. Минкомсвязи просило выделить на второй этап данного проекта 5,5 млрд руб. Однако тогда в бюджете было заложено лишь 1,1 млрд руб. При этом, по данным сайта Минкомсвязи, в 2014 г. в рамках реализации проекта было проведено лишь обследование этих трасс. По его результатам Минкомсвязи установило, что общая протяженность участков, требующих обеспечения покрытия, составляет 503,39 км вдоль всех трасс.
Наибольшее число не покрытых сотовой связью участков расположено вдоль трассы М56 «Лена». Общая протяженность таких участков - 238,25 км, из них участки общей протяженностью 153,44 км расположены на территории Амурской области, 84,85 км - в Якутии.
На втором месте по этому показателю находится трасса М54 «Енисей». Общая протяженность участков, не имеющих покрытия сотовой связи вдоль этой трассы, составляет 153,44 км, они расположены на территории Красноярского края, республик Хакассия и Тува.
На третьем месте находится трасса М18 «Кола»: общая протяженность непокрытых сотовой связью участков составляет 87,9 км, они расположены на территории республики Карелия. Далее следует трасса М52 «Чуйский тракт», вдоль которой не покрыты участки общей протяженностью 72,5 км, расположенные на территории республики Алтай. Меньше всего непокрытых участков вдоль трассы М8 «Холмогоры»: их общая протяженность 11,4 км, все они расположены на территории Архангельской области.
1,8 млрд руб. на электрификацию
Минкомсвязи подготовило программу строительства вдоль этих трасс 119 объектов связи общей стоимостью 2,5 млрд руб. Из этой суммы 1,82 млрд руб. требуется на технологическое подключение объектов с целью постоянного обеспечения базовых станций электроэнергией. Вдоль трассы М56 «Лена» стоимость электрификации одного объекта составит 19 млн руб. (расчет сделан по аналогии с затратами на аналогичные объекты вдоль трассы «Амур»).
По остальным трассам стоимость электрификации одного объекта связи составляет 12,3 млн руб. Еще 680 млн руб. требуются на строительство технологических дорог и примыканий к федеральным трассам (расчет по аналогии с затратами на электрификацию трассы «Амур» - 5,7 млн руб на один объект).
Однако в ходе составления бюджета на 2015 г. Минкомсвязи не смогло согласовать выделение запрошенной суммы. Как сказано в отчете Счетной Палаты, при обсуждение размера затрат были высказаны соображения об их возможном завышении из-за того, что расчет строится по аналогии с затратами на трассу «Амур». Между тем, работы вдоль данной трассы содержат повышающий коэффициент: зимнее удорожание, стоимость доставки материалов и оборудования до данного региона и пр.
Нынешние перспективы проекта непрерывного покрытия сетями сотовой связи вдоль магистральных автодорог в Минкосвязи пока не комментируют.