Роскомнадзор сравнил «Билайн», МТС и «Мегафон» по качеству работы
Роскомнадзор провел сравнение качества работы трех ведущих сотовых операторов в крупнейших городах России. Оказалось, что в Москве два оператора не выполняют нормативы по мобильному интернету, а в Санкт-Петербурге - все три. В Екатеринбурге и Новосибирске наблюдаются проблемы с голосовой связью у «Билайна» и «Мегафона».Роскомнадзор опубликовал результаты первого сравнительного тестирования работы трех крупнейших сотовых операторов: «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), МТС и «Мегафона». Исследование проводилось в декабре радиочастотными центрами семи федеральных округов (курируются Роскомнадзором) в соответствии с ранее разработанной этим ведомством и утвержденной Минкомсвязью методикой оценки качества услуг связи.
Тестирование проходило в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. В ходе него проверялась работа голосовой связи и мобильного интернета, а в некоторых городах — СМС-сообщений.
Работа голосовой связи проверялась по четырем показателям: доле неуспешных соединений, доле обрывов соединений, средней разборчивости речи на одно соединение (измеряется по пятибальной шкале в соответствие с рекомендациями Международного союза электросвязи) и доле неразборчивых голосовых соединений.
Работа СМС-сервисов проверялась по показателям среднего времени отправки одного сообщения и доли недоставленных сообщений. Мобильный интернет (в стандартах GSM и 3G) тестировался по показателям средней скорости передачи данных, доли неуспешных TCP/IP-соединений и продолжительности успешных сессий. В качестве измерительного комплекса использовалось оборудование TEMS Automatic.
Полученные результаты сравнивались с нормативами, установленными Международным союзом электросвязи и приказами Минкомсвязи. Оказалось, что в Санкт-Петербурге норматив в области неуспешных интернет-соединений не выполняется ни одним из операторов «большой тройки». В Москве аналогичный норматив в области мобильного интернета не выполняется «Вымпелкомом» и МТС.
В Екатеринбурге и Новосибирске у «Вымпелкома» и «Мегафона» не выполняется норматив в части доли неуспешных голосовых соединений. Кроме того, у «Вымпелкома» и МТС в Екатеринбурге есть проблемы с нормативом относительно доли обрывов голосовых соединений, причем у МТС предельное значение превышено более чем в два раза. Также у МТС в Казани превышен норматив по доле неуспешных голосовых соединений.
Относительно средней скорости мобильного интернета МТС продемонстрировал лучший показатель в Москве, Казани и Екатеринбурге. «Мегафон» стал лидером по этому показателю в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Хабаровске. Правда, измерения не затрагивали LTE-сети.
Роскомнадзор намерен регулярно публиковать результаты такого рода измерений, для чего уже создан специальный сайт Качествосвязи.рф. Сейчас он работает в тестовом режиме.
Результаты сравнения качества связи сотовых операторов в Москве и Санкт-Петербурге
Показатель/оператор | Нормативные требования | «Билайн» | «Мегафон» | МТС |
---|---|---|---|---|
Москва | ||||
Доля неуспешных голосовых соединений, % | не более 5 | 3,9 | 3,6 | 4,6 |
Доля обрывов голосовых соединений, % | не более 5 | 0,9 | 0,7 | 1,4 |
Средняя разборчивость речи на соединение (от 1 до 5) | не менее 2,6 | 4,2 | 4,1 | 4,2 |
Доля неразборчивых голосовых соединений, % | не более 9 | 1,1 | 1,5 | 1,4 |
Доля недоставленных СМС-сообщений, % | 0,5 | 0 | 0,1 | |
Среднее время доставки СМС-сообщения, сек. | 2 | 2,9 | 2,4 | |
Доля неуспешного TCP/IP-соединения, % | не более 6 | 6,3 | 4,9 | 6,8 |
Среднее значение скорости передачи данных, Мбит/с | не менее 0,08 | 2,38 | 2,45 | 4,9 |
Продолжительность успешной сессии, мс | 48,1 | 45,9 | 42,1 | |
Санкт-Петербург | ||||
Доля неуспешных голосовых соединений, % | не более 5 | 2,4 | 3,2 | 3,4 |
Доля обрывов голосовых соединений, % | не более 5 | 1,5 | 1,4 | 1,8 |
Средняя разборчивость речи на соединение (от 1 до 5) | не менее 2,6 | 4,2 | 4,2 | 4,2 |
Доля неразборчивых голосовых соединений, % | не более 9 | 0,7 | 1,5 | 1,3 |
Доля неуспешного TCP/IP-соединения, % | не более 6 | 7,5 | 6,7 | 6,5 |
Среднее значение скорости передачи данных, Мбит/с | не менее 0,08 | 1,42 | 1,61 | 1,43 |
Продолжительность успешной сессии, мс | 32 | 96 | 80 |
Источник: Роскомнадзор
Сами сотовые операторы скептически отнеслись к полученным результатам. Например, в «Вымпелкоме» отметили, что поскольку тестирование происходит впервые, в нем могли быть допущены неточности. К тому же измерения производились в декабре, когда операторы традиционно готовят свои сети к новогодним нагрузкам. Соответственно, на сети какого-либо оператора, показавшего наихудшие результаты, в момент измерений просто могли происходить технические работы.
Есть вопросы к результатам тестирования и в МТС. Так, измерения осуществлялись не на абонентском оборудовании, а на специальных платах, а вместо взаимодействия с популярными интернет-ресурсами скорость доступа измерялась при соединении со специальными серверами. Все это может сказаться на релевантности полученных результатов, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Руководитель проекта с говорящим названием 3GSpeed Борис Горлин считает странными полученные Роскомнадзором результаты тестирования мобильного интернета в Санкт-Петербурге. «Средняя скорость передачи данных в 3G-сетях, по нашим данным, варьируется от 2,9 Мбит/с в сети «Мегафона» до 5,5 Мбит/с у «Вымпелкома», то есть значительно больше, чем указано в тестировании Роскомнадзора, — говорит Горлин. — Возможно, причина в том, что измерения проводились на специальном оборудовании TEMS, алгоритмы работы которого неизвестны, а не на абонентских устройствах. Кроме того, Роскомнадзор сделал около 1 тыс. замеров, тогда как мы при проведении тестирования — порядка 50 тыс.».
В «Мегафоне», в свою очередь, напомнили, что при разработке Минкомсвязью методики оценки качества услуг связи предполагалось, что измерения будут проводиться силами самих операторов. «Это оптимально с точки зрения достоверности исследований, стоимости, трудозатрат и сроков благодаря наличию у операторов необходимого оборудования и персонала, отлаженной системы сбора статистики загрузки сетей», — заявили в пресс-службе «Мегафона».