Россия: высокие цены провайдеров тормозят развитие интернета
Проникновение интернета в регионах России по-прежнему серьезно отстает по сравнению с Москвой и Петербургом. Основная причина – низкое качество и высокая стоимость услуг интернет-провайдеров.«Яндекс» представил результаты исследования состояния развития интернета в семи федеральных округах России. Аналитики компании использовали собственные данные, а также данные Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и компании RU-Center.
За 2008 г. проникновение интернета в России увеличилось на 4% — в основном, за счёт регионов, говорится в исследовании. В Москве доля пользователей интернета стабилизировалась и за прошедший год выросла всего на 1%. При этом в крупных городах проникновение интернета заметно выше, чем в среднем по России. По данным TNS за февраль 2009 г., в городах с населением более 100 тыс. человек 42% населения старше 12 лет пользуются интернетом хотя бы раз в месяц. В Москве, для сравнения, – 61%, в Петербурге – 53%
Рост числа пользователей связан с постоянным увеличением числа подключённых домашних компьютеров. В 2008 г. доля пользователей, выходящих в интернет из дома, превысила 70%, а доля пользователей, выходящих в интернет с работы, держится на стабильном уровне - 40% - уже шесть лет.
Интересные выводы дает и сравнение показателей развития доступа в интернет в федеральных округах России. Так, установлено, что наиболее высокий уровень проникновения интернета в настоящий момент отмечается на Дальнем Востоке – 29,8%, самый низкий – в Сибири (22,7%). За 2008 г. наибольших успехов в освоении глобальной сети достиг Южный федеральный округ (проникновение выросло на 47%), а наименьших – Северо-Запад, здесь проникновение выросло лишь на 8%.
За 2008 г. проникновение интернета в России увеличилось на 4%
Большая разница между столицами и регионами связана, в первую очередь, с качеством доступа в интернет. По данным «Яндекса», около трети «домашних» пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к Сети. Доля домашних компьютеров, подключённых к широкополосному интернету, в крупных областных центрах и в столицах мало различается и составляет около 30%. «Хотя разница между столицами и регионами еще велика, она уже не выглядит такой сокрушительной, как год назад», - отметили аналитики «Яндекса».
Однако если в большинстве крупных российских городов наиболее популярны скорости ниже 512 Кбит/сек, то в Москве и Петербурге тарифы с такими скоростями встречаются крайне редко и в среднем обходятся примерно в 75 руб. в месяц московскому пользователю и в 94 — питерскому. А за 500–600 руб. в месяц пользователи из Москвы и Санкт-Петербурга могут получить доступ в интернет на скорости порядка 7500 Кбит/сек и 6000 Кбит/сек соответственно.
Сравнение показателей развития интернета по округам
Проникновение интернета | Доменов на 1000 пользо- вателей | Доступность интернета, руб/мес | Активных блогов на 1000 пользо- вателей | Новостей от одного регионального СМИ | |
ЦФО | 24,90% | 35 | 743 | 2,7 | 5,1 |
СЗФО | 27,80% | 18 | 988 | 2,8 | 8,5 |
ЮФО | 24,50% | 20 | 1235 | 1,1 | 10,7 |
ПФО | 23,70% | 22 | 850 | 3,6 | 7,5 |
УрФО | 23,60% | 22 | 637 | 4,2 | 13,3 |
СФО | 22,70% | 22 | 911 | 4 | 7,1 |
ДВФО | 29,80% | 17 | 1988 | 4,7 | 10,7 |
В среднем по округам | 24,50% | 24 | 1050 | 3,2 | 8,4 |
Москва | 55,40% | 133 | 75 | 22,2 | 15,1 |
Санкт-Петербург | 52,20% | 57 | 94 | 14,3 | 11,1 |
Интересно, что показатель «доступности интернета в рублях за 512 Кбит/сек» (имеется ввиду месячная стоимость безлимитного тарифа с указанной скоростью) составил в среднем по России 1050 руб., что в 10 раз выше столичных цен. Отмечены и города-«рекордсмены». Например, жители Мурманска, Краснодара, Ставрополя, Иркутска, Владивостока, Хабаровска заплатят за указный тариф свыше 1500 рублей в месяц. Абсолютный рекорд принадлежит городу Благовещенск – здесь 512 Кбит/сек стоят 2700 руб.
По показателям распространения интернета ЦФО опережает среднероссийский уровень, а по показателям активности пользователей — отстаёт. СМИ ЦФО наименее активные¸ а основной поток новостей идет из Москвы. Самые же активные «новостники» проживают на Урале, 72% уральских СМИ издаются в Екатеринбурге и Челябинске. В среднем по сумме четырёх показателей регионы за этот год выросли на 462%, Москва — на 250%, Санкт-Петербург — на 136%, сообщает «Яндекс».