СМАРТС спасло бегство с Черного моря
СМАРТС показал положительные результаты по итогам 2007 года, увеличив свои финансовые показатели и абонентскую базу. Однако аналитики отмечают, что такой динамики оператору удалось добиться во многом благодаря продаже своей дочерней компании в Краснодарском крае.9 апреля 2008 г. ГК и ОАО «СМАРТС» опубликовали итоги работы за 2007 г. Согласно официальным данным компании, абонентская база ОАО «СМАРТС» на конец 2007 г. составила 1 769 850 абонентов. Относительно прошлого года количество коммерческих абонентов оператора увеличилось на 7%. Доля рынка компании в 9 регионах составила 8,7%. Группа компаний СМАРТС также показала положительную динамику развития. Ее абонентская база за 2007 г. увеличилась на 10%, перешагнув рубеж в 4 млн. Прирост абонентов в целом по ГК СМАРТС за 12 месяцев составил более 352 тыс. абонентов. По сравнению с итогами 2006 г. СМАРТС удалось увеличить свою долю рынка. По состоянию на 31 декабря 2007 г. доля рынка компаний группы СМАРТС в 15 регионах присутствия составила 12,9%, в то время как в 2006 г. она составляла 10,5%.
Прирост показателя по выручке ГК «СМАРТС» за прошедший год достиг 21% к аналогичному периоду 2006 г. и составил 7,7 млрд. рублей. Выручка по ОАО «СМАРТС», по данным 2007 г., составила 3,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 12%.
Компания СМАРТС была основана в 1991 г. в Самаре. На сегодняшний день она включает в себя 9 филиалов в Самарской, Ульяновской, Ивановской областях, Башкортостане, Марий Эл, Татарстане и Мордовии. Группа компаний (ГК) СМАРТС также включает в себя и 7 профильных активов «
Достаточно интересным фактом стало увеличение материальных активов ОАО «СМАРТС». По данным официальной отчетности компании, на начало отчетного 2007 г. основные средства компании оценивались в 3,5 млрд. руб., а на конец отчетного года уже в 4 млрд. рублей. Причину увеличения основных средств, основная масса которых приходится на машины и телекоммуникационное оборудование, можно объяснить тем, что многое из числа оборудования приобреталось по договору финансовой аренды и по окончанию срока договора аренды к компании переходит право собственности на арендованное имущество.
По итогам года компании удалось снизить дебиторскую задолженность более чем на 200 млн. рублей. На 31 декабря 2007 г. она составляла 1,2 млрд руб. Согласно официальным данным, порядка 14 млн. руб. дебиторской задолженности было списано компанией в качестве нереальной для взыскания. Более 54 млн руб. задолжали СМАРТС и его абоненты за услуги связи. Практически на 1 млрд. руб. уменьшилась и кредиторская задолженность компании, составив на конец 2007 г. 5,4 млрд руб.
СМАРТС сильно выручила продажа краснодарского сотового оператора «
Говоря об итогах года, генеральный директор СМАРТС Андрей Гирев отметил, что минувший год для компании был во многом решающим. Оператор фактически поставил точку в многолетней борьбе с рейдерами, акционеры компании определили дальнейшую стратегию развития. Среди наиболее важных событий Гирев выделил продажу дочернего предприятия в Краснодарском крае «
Также в октябре 2007 г. СМАРТС исполнил обязательства по оферте 3-го выпуска облигаций объемом 1 млрд. руб. Почти четверть облигаций держатели оставили еще на 12 месяцев, что свидетельствует о высоком уровне доверия к компании на финансовом рынке в условиях общего снижения ликвидности рынка.
По мнению аналитиков, вполне возможно, если бы СМАРТС не избавился от «убыточного» актива в Краснодарском крае, то показатели были бы совершенно иными. Старший консультант
Средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) по ОАО «СМАРТС» в 2007 г. практически не изменилась по сравнению с 2006 г. и составила $4,8. В целом по ГК СМАРТС в 2007 г. показатель ARPU составил $5,8. Для сравнения, у операторов «большой тройки» этот показатель составляет порядка $12. По сравнению с фактом 2006 г. показатель ARPU по ГК СМАРТС увеличился на 11%. Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в 2007 г. в ОАО «СМАРТС» сложился на уровне 112 мин. По ГК СМАРТС в 2007 г. величина показателя MOU составила 164 минут на абонента. Произошел рост данного показателя по сравнению с его значением за 2006 г. на 3%. За счет оптимизации схем выплат дилерских вознаграждений и увеличения числа подключения через собственную сеть абонентских отделов, в сравнении с 2006 г. затраты на привлечение одного абонента (значение показателя SAC) по ГК СМАРТС снизились на 8% и составили $12,1. Показатель SAC по ОАО «СМАРТС» в 2007 г. составил $12,5, сохранившись на уровне 2006 г.