Спецпроекты

На страницу обзора
В России мало страховщиков, которые могут похвастаться наличием страховых систем
Наталья Соколович, член правления, заместитель генерального директора по сервисному обслуживанию и ИТ страховой компании «Оранта», оценила уровень автоматизации отрасли и рассказала об основных ИТ-проектах компании. Недавно завершилось внедрение страховой системы, сейчас в компании рассматривают возможность создания зеркального центра обработки данных (ЦОД).

Наталья Соколович

CNews: Какова динамика ИТ-бюджета вашей страховой компании в 2014 году? Каковы ваши планы на 2015 год?

Наталья Соколович: В 2013 году и ранее особенно затратной статьей ИТ-бюджета была реализация проекта по внедрению основной страховой (операционной) системы в компании. В 1 квартале 2014 года проект был завершен, в результате чего ИТ-бюджет вернулся в свои «рабочие» рамки. В этом и следующем году таких дорогих проектов не планируется, поэтому мы не ожидаем существенного увеличения ИТ-бюджета. Однако при этом мы прогнозируем рост отдельных бюджетных статей. В настоящий момент мы увеличиваем расходы на собственные разработки, в следующем году планируем усилить ИТ-инфраструктуру. Кроме того, существенных средств требует поддержка новой операционной системы.

CNews: Как вы оцениваете уровень автоматизации в страховой отрасли в России?

Наталья Соколович: Автоматизация российской страховой отрасли имеет большие перспективы. Пока еще мало страховщиков, которые могут похвастаться наличием собственно страховых систем, или, по крайней мере, страховых компаний, в которых данные системы были бы реализованы в полном объеме. Еще более заметно отсутствие развитых front-end решений, позволяющих продавцам компании и посредникам продавать полисы в режиме реального времени.

CNews: Есть ли у вашей страховой компании корпоративный стандарт приложений и систем? Как он изменился на протяжении последних двух-трех лет?

Наталья Соколович: Несколько лет назад мы определили целевой стандарт приложений и систем для нашей компании. За последние два года мы пришли к заданному стандарту в сфере ИТ-инфраструктуры, под которой понимается все оборудование, сетевые решения и базовое программное обеспечение. Однако для бизнес-приложений данная задача еще не решена в полном объеме: мы активно двигались и продолжаем двигаться к целевой архитектуре, но понадобится еще около года, чтобы полностью перейти на наши целевые бизнес-приложения. Также не до конца решенным остается вопрос интеграции приложений между собой и с внешними системами (например, системами наших посредников).

CNews: Какие стратегически важные для вашей компании проекты вы реализовали в 2013 году и планируете реализовать в 2014 году? С какими трудностями вы столкнулись при реализации проектов? Каковы сроки, этапы и первые результаты?

Наталья Соколович: Еще раз отмечу, что в первом квартале 2014 года мы завершили большой проект по внедрению страховой (операционной) системы в нашей компании. Инициаторами проекта являлись непосредственно собственники компании, заинтересованные в обеспечении надежного контроля за страховыми операциями и повышении эффективности работы бэк-офиса.

С трудностями мы столкнулись уже на этапе выбора системы: в России пока мало примеров внедрения полномасштабных страховых систем. Показательно, что ни один из участников тендера не смог организовать демонстрацию реально внедренного проекта на территории России. В результате мы были вынуждены выбирать из поставщиков, не имеющих необходимого «отечественного» опыта. Помимо этого, и сами страховые решения поставщиков не всегда поддерживают российскую специфику страхового бизнеса, а иногда просто не соответствуют требованиям российского законодательства. Наконец, отсутствие серьезной практики внедрения страховых систем в России сказывается и на уровне локального сервиса, не всегда достаточного для наших задач.

Первый результат, которого мы в итоге достигли, – консолидация всей информации по убыткам и продажам в одной системе. Тем не менее до сих пор мы не можем похвастаться, что все работает, как надо: остается серьезное количество необходимых доработок и просто ошибок, которые нужно исправлять. Затянулись и сроки проекта: по нашим оценкам, на его реализацию в том объеме, в котором он выполнен у нас, необходимо около полутора лет. У нас же это заняло значительно больше времени, что отчасти связано опять же с недостатком опыта у рынка в целом и у нас в частности.

sokolovichnatalya.jpg

Наталья Соколович: Предлагаемые рынком решения для страховых компаний недостаточно учитывают специфику ведения страхового бизнеса в России

Если говорить о системе в целом, то она обладает достаточно стандартной архитектурой. Среди основных модулей – модуль администрирования полисов, урегулирования убытков, управления бланками строгой отчетности, а также продуктовый модуль (product book) и модуль по работе с посредниками. Стандартными были и этапы проекта: разработка технического задания, дизайна и собственно внедрение, которое мы начали с моторных видов страхования.

Помимо внедрения страховой системы, мы вынесли часть ее функционала, касающегося продажи ОСАГО посредниками, в web: теперь в момент оформления полиса через web-интерфейс вся информация автоматически попадает в страховую систему и в тот же день передается в РСА. В наших планах реализация и других продуктов на уровне web-интерфейсов.

Наконец, уделяя серьезное внимание вопросам непрерывности бизнеса, мы также рассматриваем возможность создания зеркального центра обработки данных. По нашим оценкам, такие решения распространены в банковской сфере, однако страховая отрасль тут отстает. В целом реализация данного проекта должна обеспечить бесперебойность работы компании и сохранность информации при возможных авариях на основном сервере. Такое решение, тем не менее, требует больших финансовых вложений, поэтому вопрос о сроках его реализации в нашей компании остается открытым.

CNews: Хватает ли вам функционала корпоративных систем для взаимодействия с клиентами? Какие слабые места страховых ИТ-систем вы планируете устранить? Как это скажется на бюджете компании?

Наталья Соколович: Предлагаемые рынком решения для страховых компаний недостаточно учитывают специфику ведения страхового бизнеса в России. Вопросы взаимодействия с посредниками – одно из самых слабых мест. Именно этот блок занял больше всего ресурсов при внедрении страховой системы в нашей компании и все еще требует ряда доработок. Еще раз отмечу, что важным для нас является интеграция систем компании между собой, в первую очередь интеграция front-end решений с операционной системой. Что касается бюджета, сейчас бόльшую часть разработок мы стараемся делать самостоятельно, однако по некоторым вопросам привлечение поставщика страховой системы неизбежно, и это ведет к соответствующему увеличению расходов.

CNews: На какие критерии при выборе поставщика и продукта вы обращаете внимание в первую очередь?

Наталья Соколович: При проведении тендеров мы определяем три блока критериев. Наибольший вес занимают критерии, связанные с обеспечением наших бизнес-потребностей. Второе место по весу занимает цена. Третье место отводится возможности эффективного взаимодействия с подрядчиком, наличию положительной истории работы с ним нашей компании / других заказчиков и тому, в какой степени поставщик присутствует на локальном рынке, в частности, в интересующих нас регионах.

CNews: Все ли части вашего бизнеса автоматизированы? Автоматизированы ли рабочие места страховых посредников, работающих с вашей СК?

Наталья Соколович: В основном все линии нашего бизнеса автоматизированы. За рамками автоматизации находится часть андеррайтинговых расчетов и страховые операции крупного корпоративного бизнеса. Что касается рабочих мест агентов, то они могут работать через web-интерфейс по продаже полисов в любом месте, где имеется соединение с Интернет. При этом по всем основным линиям бизнеса нашей компании продажа рукописных полисов для посредников запрещена, т.е. они обязаны работать через web-интерфейс. Однако если агенту необходимо выписать полис, придя в офис компании, то агентские рабочие места организованы во всех наших филиалах.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об автоматизации в вашей компании. В какие этапы прошли основные проекты? Продолжаете ли вы автоматизировать все бизнес-процессы компании?

Наталья Соколович: Мы продолжаем работать над автоматизацией бизнес-процессов компании, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что уровень автоматизации нашего бизнеса значительно выше среднего по рынку. Основные наши проекты за три последних года: внедрение страховой системы, централизация финансовой системы, достижение высокого уровня интеграции операционной и финансовой систем, создание web – интерфейса продаж для посредников, построение Центра обработки данных, создание единого федерального колл-центра, перевод всех филиалов на IP-телефонию, централизация ИТ-поддержки филиалов.

CNews: Все ли ваши потребности в ИТ закрываются вендорами? Какова доля собственной разработки в вашей компании? Год от года внутренняя разработка в вашей компании сходит на нет или только набирает обороты?

Наталья Соколович: Если мы возьмем в качестве примера реализацию страховой (операционной) системы, то на стадии ее внедрения мы пользовались ресурсами поставщика. Однако дальнейшие настройки и доработки (например, разработку новых продуктов) мы будем делать своими силами. В целом вопрос о том, привлекать вендора или, напротив, работать самостоятельно, решается для каждого проекта индивидуально. Так, web-решения мы развиваем своими силами и не планируем обращаться к внешним поставщикам. В то же время поддержка финансовой системы находится полностью на аутсорсинге. В каждом случае конечное решение зависит от множества индивидуальных факторов.

CNews: Как федеральные законы 2013–2014 годов отразились на процессах информатизации страховых компаний в России?

Наталья Соколович: По нашей оценке, федеральные законы способствуют развитию автоматизации страховой отрасли. В частности, новые нормы закона по ОСАГО, вступившие в силу 1 июля 2014 года и предписывающие страховщикам передавать данные по заключенным договорам в базу РСА в течение 24 часов, послужили очень сильным драйвером для реализации нами проекта по созданию web-интерфейса и передаче данных по ОСАГО в РСА. Положительно мы оцениваем и изменения в федеральном законе, вводящие возможность электронного страхования по добровольным видам, хотя и со значительными ограничениями.

CNews: Какие факторы сдерживают информатизацию и автоматизацию страхового рынка в России?

Наталья Соколович: Я бы выделила три основных фактора. В первую очередь это недостаточная зрелость самой страховой отрасли. При этом я имею в виду как отсутствие стабильных бизнес-процессов внутри страховой компании, так и отсутствие стандартных условий взаимодействия между страховщиками и посредниками. Сложно проводить автоматизацию деятельности, которая еще «не устоялась», отношения с каждым агентом и партнером индивидуальны и непрерывно меняются.

Вторым сдерживающим фактором я бы назвала отсутствие средств у страховщиков. Страховой рынок переживает сейчас не лучшие времена, а автоматизация требует существенных финансовых инвестиций.

Третьим немаловажным фактором является скудное предложение. Как я отмечала, предложения международных поставщиков не всегда отвечают требованиям российского бизнеса и законодательства, а также не имеют достаточной локальной поддержки. Российские разработчики страховых систем развиваются очень быстро, но пока предлагают ограниченный функционал и имеют скромный опыт реальных внедрений.

CNews: Какие тренды будут определять процесс страховой информатизации в России до 2017 года?

Наталья Соколович: В части развития страховой бизнес следует общим трендам, а именно идет в интернет. Страховщики движутся в направлении прямого (direct) страхования, развивается законодательная база электронного страхования. Тем не менее из-за высокой роли посредников в страховом бизнесе прямое страхование крайне медленно завоевывает свою долю бизнеса. В связи с этим также необходимо думать об автоматизации партнерских и агентских каналов продаж, их переводе на онлайновые решения.

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ и МСФО) - м
Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2013 г. ИТ-бюджет (iмлн), МСФО, 2013 г.
1 16 696,6 16 600
2 2 278 2 114
3 1 406 1721 (477)
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
ИТ-бюджет из отчетности эмитента (iмлн), 2013 г. Рост 2013/2012
1 50 600 -24,3%
2 4 123 21,3%
3 1 086 234,8%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ и МСФО)
Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2013 г. ИТ-бюджет (iмлн), МСФО, 2013 г.
1 16 696,6 16 600
2 2 278 2 114
3 1 406 1721 (477)
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента) - м
ИТ-бюджет из отчетности эмитента (iмлн), 2013 г. Рост 2013/2012
1 50 600 -24,3%
2 4 123 21,3%
3 1 086 234,8%
Подробнее