Спецпроекты

На страницу обзора
Через 2–3 года облачные технологии станут рыночной необходимостью
Облачные технологии, по сравнению с собственной инфраструктурой, позволяют получить более высокий уровень сервиса при меньших затратах. Так считает Михаил Рыстенко, директор по информационным технологиям транспортной компании «Альбатрос Лоджистикс». В интервью CNews он рассказал, что доля расходов на «облака» в компании постоянно растет и сейчас составляет 40% ИТ-бюджета. При этом компания использует собственное и внешнее облака. По словам Михаилы Рыстенко, отечественные логистические компании будут год от года наращивать использование облачных сервисов. Через 2–3 года это станет рыночной необходимостью.

Михаил Рыстенко

CNews: Как организована ИТ-инфраструктура вашей компании? Какие стратегически важные изменения в ИТ вы можете выделить?

Михаил Рыстенко: Инфраструктура нашей компании представляет собой схему «звезда». Все критически важные сервисы сосредоточены в «облаке», к которому подключаются площадки: терминалы, офисы, склады. «Облако» и площадки связаны в единое информационное пространство VPN-каналами.

За последние два года инфраструктура компании принципиально не изменялась. Наращивание происходило только экстенсивно: выросло как количество площадок (в основном, за счет региональных офисов), так и соотношение «количество/качество» сервисов, предоставляемых из нашего «облака».

Отмечу, что стратегически важными за последние два года в сфере ИТ-инфраструктуры для нас стали создание и поддержка стратегии информационной безопасности, позволяющей удерживать показатель доступности сервисов на уровне «двух девяток»: 99%. Мы предоставляем клиентам доступ к нашим внутренним сервисам на уровне как пользователей, так и напрямую к учетным системам. Организовано развертывание и интеграция клиента в единое информационное пространство склада класса А.

CNews: Как изменился ИТ-бюджет компании за последние два года?

Михаил Рыстенко: Его скорость роста чуть меньше, чем оборот компании в целом.

CNews: Какую долю в ИТ-бюджете вашей компании занимают расходы на использование облачных сервисов? Прогнозируете ли вы увеличение этой доли в последующие год–два?

Михаил Рыстенко: На облачные сервисы приходится примерно 40% ИТ-бюджета компании, и эта доля постоянно увеличивается. Такая динамика обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, у нас есть собственное «облако», которое мы постоянно развиваем. Во-вторых, мы стараемся найти внешних поставщиков облачных решений, услуги которых обходились бы дешевле, чем наши собственные сервисы.

CNews: Какую роль в достижении стратегических целей вашей компании играют облачные сервисы?

Михаил Рыстенко: Одна из стратегически важных задач, которую помогают решать нам облачные технологии, – доступность инфраструктуры для сотрудников компании и внешних клиентов 24 часа 7 дней в неделю. Во многом это обеспечивается именно за счет того, что большинство наших сервисов находятся внутри надежного внешнего облака.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о ходе внедрения облачных технологий. Можете ли вы уже сейчас оценить эффект от их использования?

Михаил Рыстенко: Наша компания обладает развитой филиальной структурой. С самого начала основания компании в 2006 году, а затем – с активным развитием филиальной сети, которое пришлось на 2009 год, архитектура была спроектирована таким образом, что центральный офис в Москве является «облаком» для региональных площадок. Так появилось наше внутреннее «облако». Это позволяет при одинаковом уровне ИТ-сервиса получить «дешевую» инфраструктуру в регионах, «вкладываясь» только в каналы связи.

Облачные технологии используются в таких корпоративных сегментах, как почтовый сервис, внутренняя учетная система, портал компании. Например, почта компании полностью на аутсорсинге google, сайт обслуживает внешний хостер, остальное – на условиях collocation в нескольких дата-центрах. Кроме хостинга почты и сайта, мы используем собственные сервера. В целом мы довольны качеством обслуживания. Однако при размещении в «облаке» мы столкнулись с некоторыми проблемами. Необходимо было обеспечить резервирование и переключение при отказе каналов связи. В остальном каких-либо серьезных сложностей не было.

Чуть позже, в 2011 году, был осуществлен проект по переносу уже имеющегося «облака» во внешний дата-центр. Переход занял менее месяца и позволил существенно сэкономить на стоимости как лицензий, так и техподдержке. Сервера, ПО – собственные. Поддержка также оказывается своими силами. Мы планируем использовать параллельно несколько дата-центров. Цель – существенное увеличение отказоустойчивости при сохранении затрат на прежнем уровне.

Сейчас активно развиваются дополнительные клиентские сервисы из нашего облака. Аналогичным образом мы развиваем направления b2b по связи наших информационных систем и систем клиентов. Это позволяет существенно повысить привлекательность компании как поставщика услуг по логистике. В наших планах – уделить чуть больше внимания виртуализации имеющихся решений. Также мы планируем обеспечить большую отказоустойчивость за счет реализации более быстрого плана восстановления.

CNews: По каким критериям вы выбирали провайдера облачных услуг?

Михаил Рыстенко: Пожалуй, самым важным критерием была надежность. Затем мы обращали внимание на гибкость и возможность реализации наших требований, и только потом сравнивали стоимость решений.

CNews: Какие сервисы вы используете в частном, а какие – во внешнем облаке?

Михаил Рыстенко: Во внешнем облаке мы используем «публичные» сервисы, не содержащие критически важной информации: корпоративная почта, веб-хостинг и т.п. Те, которые стандартны для большинства. Во внутреннем облаке хранятся все сервисы и информация, которая необходима для функционирования компании и/или содержит конфиденциальную информацию. И те сервисы, которые являются нашим конкурентным преимуществом.

CNews: Риски утечек информации в публичном облаке зачастую ниже, чем внутри компании. Это утверждают провайдеры облачных сервисов. Вы согласны?

Михаил Рыстенко: Риски совершенно одинаковы. Они не зависят от места хранения информации. Так же, как и от носителей информации. Все определяется регламентами информационной безопасности и политикой работы с сотрудниками. У нас, в частности, вся конфиденциальная информация хранится в зашифрованном виде. Поэтому, например, отсутствует риск утечки при доступе к физическому носителю находящемуся как у нас в компании, так и на серверах облака.

CNews: Какие ИТ-проекты вы запланировали до конца 2016 года?

Михаил Рыстенко: В основном планируется развитие следующих направлений: расширение возможности интеграции учетных систем клиентов и нашей, развитие средств аналитики и прогнозирования для внутренних нужд компании, подготовка инфраструктуры к выходу на рынок 3PL-операторов.

CNews: Что бы вы рекомендовали изменить облачным провайдерам при работе на российском рынке? Каких облачных сервисов вам не хватает?

Михаил Рыстенко: Претензии у нас возникают обычно из-за того, что мы «хотим странного» сервиса, которого нет в типовом наборе провайдера и/или в стоимости, которая при просчете оказывается финансово невыгодной. Поэтому рекомендации ничем не отличаются от любого другого бизнеса: расширение линейки продуктов и снижение стоимости.

CNews: Какие тренды будут определять процесс перехода на облачные технологии в вашей отрасли в ближайшие два-три года?

Михаил Рыстенко: Переход в облако для любого бизнеса определяется возможностью получить бОльший уровень сервиса при меньших (по сравнению с собственной инфраструктурой) затратах. Как и использование любой другой ИТ-технологии, это должно определяться не трендами, а финансовой необходимостью.

CNews: Как будет развиваться облачная индустрия в вашем сегменте бизнеса в краткосрочной перспективе (2–3 года)?

Михаил Рыстенко: Полагаю, в сфере логистики, все большее количество компаний поймет выгоды использования облачных сервисов. А через 2–3 года предоставление такого сервиса для клиентов станет рыночной необходимостью.

CNews: Каким вы видите российский облачный рынок через пять лет?

Михаил Рыстенко: Полагаю, что в отличие от западного рынка, где лидируют большие компании, которые предоставляют массовые сервисы по приемлемым ценам, в нашей стране будут более развиты небольшие (сравнительно) структуры, но предоставляющие уникальные сервисы – свои для каждого сегмента рынка.

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг ЦОДов России, введенных в эксплуатацию в 2013–2014 гг. - м
Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию Загрузка, %
1 1 476 н/д
2 900 70%
3 800 н/д
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг ЦОДов России, введенных в эксплуатацию в 2013–2014 гг.
Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию Загрузка, %
1 1 476 н/д
2 900 70%
3 800 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2014 - м
№ 2013 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS в 2013 г., тыс. руб. с НДС
1 СКБ Контур (1) 4 477 000
2 Манго Телеком 930 000
3 B2B-Center 912 854
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие коммерческие ЦОДы в России 2014
№ 2013 Название компании Количество стойко-мест
1 DataLine (1) (2) 2 695
2 Селектел* 1 400
3 Linxdatacenter 2 000
Подробнее