|
|
Обзор
ИКТ в ТЭК 2012Обзор подготовлен
Кэптивные провайдеры, которых сегодня в ТЭК достаточно много, не всегда охотно раскрывают подробности своей деятельности. Тем ценнее те случаи, когда они хотят высказаться в данной связи.
“Все отношения строятся на договорной основе и заключенных SLA (Соглашениях об уровне обслуживания), регулярно готовится и анализируется отчетность по SLA, при необходимости в соглашения вносятся изменения, – сообщил Михаил Зверев, менеджер по трансформации ИТСК. - По большинству услуг ИТСК выступает в роли генподрядчика для своих заказчиков, которые покупают у нас конечную услугу. Выбор подрядчиков осуществляется на рыночных условиях, зачастую совместно с заказчиком, при этом оцениваются компетенции подрядчиков, наличие ресурсов, цена и другие параметры. Наши заказчики, прежде всего из сектора крупной промышленности (ТЭК, химия, энергетика и др), но в то же время есть определенные движения и ориентация некоторых продуктов на сегмент СМБ”.
Идти навстречу рынку – весьма похвально. Есть много причин, по которым можно приветствовать даже тот относительно простой факт, что бывшая ИТ-служба ТЭК-компании трансформировалась в кэптивного аутсорсера. “На мой взгляд, появление кэптивных компаний - знак нового отношения крупных компаний к своим ИТ-подразделениям. Если раньше они воспринимались исключительно как внутренний обслуживающий ресурс, то теперь оцениваются именно с точки зрения бизнес-результата”, – приводит свои аргументы в этой связи Дмитрий Денщиков, менеджер сервисных проектов компании "Ай-Теко".
“Такой подход выгоден всем: ИТ-подразделение, став отдельной бизнес-единицей, получает опыт реальной конкуренции с компаниями-интеграторами, уже имеющими опыт работы на рынке. Оно также получает возможность развития, так как, при наличии ресурсов, может выполнять проекты не только для основного заказчика, но и для других компаний. Компания-заказчик может контролировать деятельность ИТ по бизнес-критериям, более четко понимать эффективность, отдачу от ИТ, сокращать издержки. Поэтому такая тенденция, безусловно, важна для общего развития рынка аутсорсинга, в том числе и в ТЭК, и будет в ближайшие годы развиваться,”- предполагает спикер.
Впрочем, быть внутренним ИКТ-подразделением в ТЭК тоже неплохо. “С моей точки зрения, внутренние ИКТ-подразделения в ТЭК уже давно являются одними из самых передовых в России, т.к. самый квалифицированный персонал всегда стремился работать в ТЭК, - вполне солидарен с коллегой Евгений Богданов, менеджер Autodesk по работе с ключевыми клиентами в нефтегазовой отрасли. - С профессионалами всегда приятно работать, и мы видим значительный прогресс в квалификации сотрудников таких предприятий”.
«Дочерние» компании часто обладают лучшим опытом с точки зрения предоставления услуг именно внутренним потребителям, – отметил Александр Парамонов, заместитель генерального директора IBS Platformix. - Однако в этом и их слабость. «Внешний» рынок им недоступен: такие компании используют самописное высококастомизированное ПО, а соответствие SLA не обеспечивается. Если говорить о работе таких компаний внутри своего холдинга, то зачастую за отклонения от SLA компания не подвергается серьезным штрафам. Разумеется, эта особенность не приводит к повышению качества”.
Многим из профессионалов на рынке аутсорсинга глубоко врезался в память случай, когда крупная нефтяная компания долгое время пыталась продать свое кэптивно-инсорсинговое подразделение, да так и не смогла. Этот кейс стал для многих тем переломным фактором и хрестоматийным примером, после ознакомления с которым в сердца некоторых аутсорсеров закрались скепсис и сомнения в перспективности инсорсинговых компаний на открытом рынке.
“Ситуация, на мой взгляд, не будет сильно меняться: крупные холдинги не перестанут придерживаться данной схемы. Но выход «карманных» аутсорсеров на внешний рынок я не прогнозирую. Хотя такие попытки и были, об успешных сделках я еще не слышал,” – добавляет в этой связи г-н Парамонов.
Так что же ждет отечественный кэптивный инсорсинг? Что сулит ему будущее? Нужно ли ему выходить на рынок? Вот вопросы, которые волнует сегодня очень многих, хотя и по разным причинам.
“Полагаю, судьба бывших внутренних подразделений компаний зависит от эффективности работы и способности удовлетворять требованиям своих заказчиков. Вряд ли у всех этих компаний будет общая судьба. Возможно, в каких-то случаях, эти подразделения вновь станут внутренними. Но во многих компаниях, полагаю, эти подразделения покажут себя достаточно эффективными и сфокусированными на том, чтобы успешно поддерживать ключевые бизнес-процессы заказчика”, - предположил Алексей Кучин, руководитель по развитию практики Oracle ГК «КОРУС Консалтинг».
Многое, хотя не все, будет зависеть и от выбора стратегии развития или трансформации. “В развитии кэптивных ИТ-структур в России в настоящее время можно выделить два основных направления: часть компаний продолжает курс на развитие в качестве независимого и самостоятельного поставщика услуг и декларирует задачи полноценного выхода на рынок. Данный путь, в первую очередь, связан с большими трудностями и рисками ввиду высокого уровня конкуренции на ИТ-рынке как со стороны российских игроков, так и со стороны международных компаний, серьезно рассматривающих наш рынок, как перспективный, - излагает видение проблемы Николай Афанасьев, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании «Аутсорсинг 24».
“Другая часть кэптивных компаний ориентирована на оказание услуг материнским структурам, - продолжает он развивать тему. - Для подобных компаний осуществить выход на открытый рынок крайне тяжело из-за высокой конкуренции. Эти компании могут выступать успешными генподрядными организациями и повышать качество услуг и уровень обслуживания материнских структур, в том числе активно привлекая для отдельных функций экспертизу специализированных компаний-аутсорсеров”.
“Опыт запада показывает, что лишь небольшая доля формально независимых аутсорсинговых компаний становятся полноценными игроками рынка ИТ-услуг, при этом подавляющее большинство подобных организаций обслуживают в основном материнскую компанию”, - резюмирует спикер.
Успевшие получить мощную подпитку от вскормивших их нефтяных, газовых и прочих компаний, вылупившиеся из теплого материнского “гнезда” кэптивные инсорсеры могли бы, теоретически, стать грозной силой на рынке российского, чисто коммерческого аутсорсинга. Однако не все аутсорсеры их, почему-то, боятся и, пожалуй, гораздо больше опасаются новых выходов западных игроков на этот рынок в связи с ВТО и прочими обстоятельствами.
“Кэптивные компании существуют в ТЭК уже давно, равно как и в других отраслях. С точки зрения конкуренции с кэптивными компаниями нет значительных различий между кэптивной компанией и множеством уже существующих на рынке интеграторов «одного клиента». Такой бизнес не очень эффективен, поскольку на внешнем рынке он проигрывает как по качеству, так и по стоимости. А также достаточно поменяться руководству в обслуживаемой компании, после чего конкурент исчезает. Приближенность или зависимость от крупной компании, как правило, играет против кэптивного игрока, так как у последнего остаются неразвитыми рыночные бизнес-механизмы,” - оценила реальную конкурентоспособность “кэптива” Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу MAYKOR.
“Кэптивные компании – это, по сути, не аутсорсинг, а одна из форм организационной структуры. Это вполне разумный подход компаний к выводу непрофильных подразделений в отдельные структуры, который говорит о том, что к аутсорсингу они пока еще не готовы. Не думаю, что подобная тенденция продолжит свой рост. Наоборот, чтобы получить эффект синергии, компания будет стараться выводить свои непрофильные структуры на аутсорсинг,” – делает прогнозы Игорь Иванов, руководитель отдела продаж решений Softlline.
“Единственная причина, которая пока сдерживает данную динамику – это специфика ТЭК. Автоматизированные системы управления предприятием остаются пока уникальными на каждом предприятии. Самописные системы и отсутствие должной документации очень осложняют процесс перевода на ИТ-аутсорсинг,” – указывает он на преграды, стоящие на пути “настоящего” аутсорсинга в ТЭК.
Главным грехом, в котором обвиняют сегодня инсорсинг, является его низкая эффективность. В то же время, инсорсинг появился когда-то на свет в целях эту самую эффективность повысить. И безусловно, некоторые связанные с этим традиции у него должны были сохраниться. Сегодня появляются все новые соображения и способы вдохнуть новую жизнь в довольно давно известную модель инсорсинга, которую в былые времена также называли “хозрасчет”.
“Обеспечение высокого уровня обслуживания филиалов и удалённых площадок вынуждает «раздувать» штат собственных специалистов. Обеспечение же унификации процессов обслуживания, стандартизации регламентирующей и сопроводительной документации, становится порой просто невыполнимой задачей. Минимизировать недостатки в подобных условиях позволяет построение региональных Центров Компетенции, являющихся сосредоточием высококвалифицированных специалистов по всем основным направлениям поддержки или использование модели «инсорсинга», то есть выделение всех ИТ-подразделений в дочернее или аффилированное юридическое лицо,” - отметил некоторые “светлые” стороны инсорсинга Сергей Аулов, заместитель руководителя департамента информационных сервисов IT ENERGY.
Несмотря ни на что, многие считают, что помимо сочетания инсорсинга с созданием центров компетенций и прочими организационными мерами, на руку ему еще очень долгое время будет играть “фактор близости” к буровым и прочим установкам, а также ИТ-оборудованию заказчиков из ТЭК.
“Всем известно, что из-за региональной особенности расположения добывающих объектов и ими управляющих имеет место быть некомпетентность в работе одних с другими. Тем самым, очень важную роль играет фактор присутствия обслуживающих организаций в непосредственной близости к самим добывающим объектам, чему не всегда удовлетворяет работа по схеме аутсорсинга. Как правило, крупные нефтегазовые и энергетические компании имеют в своих штатах собственную эксплуатацию, так например Трансгазы в крупных городах обслуживают сеть Газпром, ПТУСы в Связьтранснефть, а МЭСы в ВСК ЕЭС. Компания NEC уделяет большое внимание сотрудничеству с филиалами, не меньше чем со штаб-квартирами промышленных компаний,” – так оценивает для своей компании важность “фактора близости” Сергей Журавель, руководителя продаж по работе с заказчиками в области ТЭК и промышленности NEC Neva Communication Systems.
Уменьшить значимость факта нахождения непосредственно рядом с заказчиком можно сегодня попытаться разными способами, важнейшим из которых являются облака.
Крупный бизнес часто испытывает явственно ощущаемую неприязнь к публичным облакам. В то же время облака, но именно копоративные, могут оказаться ему полезными. И наверное, могут помочь, прежде всего, заслужившим у заказчиков доверие аутсорсерам стать к ним еще ближе.
О перспективе облаков и всякого рода технологически “продвинутом” сервисном обслуживании, особенно в связи с ТЭК, говорят и строят соответствующие планы на будущее сегодня многие. “В зависимости от задач клиента мы можем, как предоставлять отдельные ИТ-сервисы, так и брать на себя полное управление ИТ-функцией заказчика с переводом персонала (аутстаффинг) и выкупом или арендой основных ИТ-средств. Говоря о планах, стоит упомянуть развитие облачных услуг и сервисный консалтинг,” – рассказал Дмитрий Шилов, и.о. руководителя дирекции ИТ-аутсорсинга компании «Астерос».
“Организация ИТ-поддержки с использованием собственных специалистов имеет определённые преимущества – высокая управляемость службы поддержки, малое время реакции на запросы, хорошее знание специфики предприятия и применяемых технологических и бизнес-процессов. Однако в условиях большой территориальной распределенности многих энергопредприятий эти преимущества становятся и недостатками,” – поделился своими соображениями Сергей Аулов. - Как перспективное направление развития, возможен вариант организации ИТ-поддержки с использованием отраслевого облачного решения, построенного с участием ресурсов нескольких предприятий электроэнергетики”.
Есть много причин, по которым сегодня в РФ востребованы высокие технологии, помогающие преодолевать выработанным в центре компетенций решениям большие расстояния так, чтобы они немедленно воплощались при этом в жизнь где-нибудь, скажем, в районе энергетической подстанции. Впрочем, помочь стать ближе друг к другу, способно сегодня многое чего еще, в частности, мобильные технологии.
“Одним из самых интересных проектов в ТЭК за последнее время является проект "Мобильных рабочих мест" и реализация программы по модернизации существующей ИТ-инфраструктуры с использованием решений Citrix"в группе “Интер РАО ЕЭС,” – считает Дмитрий Тихович, менеджер по работе с партнёрами в России и странах СНГ компании Citrix Systems
Обеспечение сотрудников компании мобильными рабочими местами является важной целью. “Это позволяет им получить на свое мобильное устройство (планшет, ноутбук, мобильный телефон), управляемый и квотируемый доступ из любой точки ко всем корпоративным информационным ресурсам, - разъясняет спикер. - Используемые технологии Citrix позволили обеспечить технологическую и организационную возможности для реализации одного из новых трендов в области современных ИТ “Принеси на работу свое устройство” (Bring Your Own Device, BYOD) и нового тренда в организации труда сотрудников группы компаний “Интер РАО ЕЭС” Workshifting – практики работы сотрудников вне офиса,” - описывает он проект с программой, которые, в частности, обеспечили дополнительную экономию за счет размещения приложений, носящих общекорпоративный характер в едином ЦОД. “Все это иллюстрирует как современные технологии виртуализации позволяют расширить возможности аут(ин)сорсинга,” - резюмировал спикер.
Впрочем, отнюдь не каждый аутсорсер готов продолжать поддерживать мирное сосуществование разных моделей оказания аутсорсинговых услуг. Многие из них уже хотели бы получить возможность расширить свои прямые и непосредственные контакты с заказчиками из ТЭК, не выступая при этом как субподрядчик инсорсера.
“Рынок аутсорсинга наконец-то начал осуществлять переход к более цивилизованным формам и методам работы. Это проявляется, во-первых, в отказе ряда крупных структур от услуг компаний-инсорсеров как неэффективных и дорогостоящих сервисных структур. Все больше заказчиков стараются не следовать за модной тенденцией, а добиться реальной экономической или производственной выгоды от использования схемы аутсорсинга в своей деятельности. Также меня радует активное появление на рынке аутсорсинга спроса на услуги со стороны средних и территориально распределенных компаний, которые традиционно до последнего момента использовали внутренние ИТ-подразделения компании”, - приветствует новые веяния, затрагивающие ТЭК, зам. гендиректора группы Optima Игорь Гурков.
Выводы, которые можно сделать по поводу кэптивной, инсорсинговой, аффилированной, или как там только ее еще не называют, модели оказания услуг банальны: она тоже имеет свое право на существование и будет достаточно долго присутствовать на российском рынке наряду со всеми прочими.
И вряд ли сегодняшние кэптивные ИТ-компании вдруг, по мановению волшебной палочки, станут когда-нибудь “целиком” рыночными, - только что разве в случае явной и прямой угрозы в ближайшей перспективе потерять своего основного клиента. Такое сегодня тоже иногда, но бывает. Впрочем, даже многолетним друзьям доводится порою расставаться.
Подкрепить данный, и так достаточно очевидный, вывод можно следующими дополнительными соображениями и примерами. Опыт рыночного характера реформ в энергетике убедительно показал, что существенных, достаточных для полноценной и своевременной модернизации отрасли “от и до” инвестиций при этом привлечь не удалось. Ни с внутреннего, ни с внешнего рынка.
Тренд укрупнения активов ТЭК в рамках российских компаний, акции которых котируются на мировых биржах, открывает новые возможности для привлечения в отрасль иностранного капитала. Западные инвесторы не очень любят производственные компании, ведущие непосредственно непрофильную для них деятельность типа ИТ. Одно уже это обстоятельство способно породить “новых”, и придать более рыночный характер деятельности уже существующих, “старых” дочерних инсорсеров в ТЭК.
Можно также заметить, что некую пикантность всей этой, иногда достаточно шумно протекающей среди аутсорсеров, борьбе “за чистоту рыночных рядов”, придает то обстоятельство, что на сегодняшнем российском рынке с большим трудом можно найти аутсорсинговую компанию, не имеющую хотя бы одного стратегического, крупного, бюджетообразующего Заказчика с Большой Буквы, которого она, по целому ряду причин, никак не может позволить себе потерять.
Секрет многих провайдеров – иметь клиентов, так или иначе, но в их судьбе заинтересованных, более-менее гарантирующих то, что конкретная компания-аутсорсер практически при любом рыночном раскладе сможет-таки продолжить свою деятельность. И будет дальше пытаться привлечь новых, уже чисто коммерческого плана заказчиков. В том числе - посредством громких, привлекающих внимание заявлений “против кэптива”, работающих не хуже любого другого рекламного способа продвижения своих услуг. Чем-то, впрочем, весьма неуловимым, напоминающим пресловутую “борьбу” пчел с медом.
Насколько такого рода подход к организации коммерческого бизнеса отвечает рыночному, многим из нас еще только предстоит узнать и понять. Вполне возможно, что во всем этом кроется некая скрытая асимметрия в качестве обслуживания одного избранного заказчика по сравнению с другими.
Желающим, не взирая на все вышесказанное, излечить на корню кэптивную “болезнь”, остается лишь надеяться на то, что от деклараций об эффективности, определяемой расчетным путем и бенчмаркинговым методом, российская экономика рано или поздно перейдет непосредственно к конкуренции. И экономическая эффективность превратится из пожелания в необходимое требование. Всякого рода “сланцевые революции” теоретически могут существенно ускорить данный процесс, причем не только в ТЭК.
Некоторые подходят к определению понятия sourcing, давшему путевку в жизнь немалому количеству однокоренных слов, как к поиску оптимального сочетания внешних и внутренних ресурсов. Хотя кэптивности всех мастей и оттенков аффилированности практически гарантирована долгая жизнь, можно сказать, что процент соотношения аутсорсинга к инсорсингу в какой-то мере характеризует текущее состояние российской экономики в разрезе реально существующей конкуренции. И вполне возможно, что именно слово сорсинг, а не какое-нибудь другое, соответствует ей сейчас наилучшим образом.
Антон Степанов