Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Матюшин, Nexign: Биллинг должен быть импортонезависимым, универсальным и модульным

На российском рынке ПО для телеком-отрасли процесс импортозамещения идет достаточно медленно. Это связано в том числе с тем, что замена биллинга, ключевой системы бизнеса — сложный проект как для компаний, так и для вендоров. А подход к архитектуре BSS — консервативен, решения зачастую близки к монолитной схеме. Михаил Матюшин, генеральный директор Nexign, рассказал о развитии решений для операторов связи и об опыте создания первой импортонезависимой BSS-платформы.

Михаил МатюшинNexign

«Сейчас мы работаем в нескольких областях, ключевой из которых является телеком»

CNews: Более 30 лет на рынке — это большой опыт и огромное количество проектов. Какие технологические решения сейчас готова предложить Nexign?

Михаил Матюшин: Сейчас мы работаем в нескольких областях, ключевой из которых является телеком. В этом направлении мы предлагаем комплексную BSS-платформу и другие решения — для монетизации связи, эффективного взаимодействия с партнерами, интернета вещей.

Если говорить о биллинговых системах, то область их применения не ограничивается только телеком-операторами. Данные решения и отдельные модули в их составе актуальны для любого бизнеса, где предусмотрены взаиморасчеты с клиентами и партнерами.

Последнее время мы также активно развиваем решения и продукты в области HR-технологий. Одно из таких — HRM-система, предназначенная для оптимизации HR-функций и управления талантами внутри компании.

Также в нашем портфеле есть продукты для ИТ-подразделений.

CNews: Каким игрокам рынка, по вашему мнению, вы готовы составить конкуренцию?

Михаил Матюшин: В части комплексных систем мы конкурируем с решениями классических западных игроков: Amdocs, Netcracker. Частично они все еще присутствуют у крупных российских телеком-операторов. Их замена — вопрос времени. Но эта конкуренция, конечно, остается, если мы говорим о международном рынке.

Михаил Матюшин, Nexign: Сейчас мы работаем в нескольких областях, ключевой из которых является телеком

Рассматривая предложения со стороны отечественного рынка, стоит отметить, что часть российских решений, даже внесенных в Реестр, базируется на Oracle. В перспективе их использование может привести к сложностям в эксплуатации, обновлении и прочим рискам. Наше классическое BSS-решение также реализовывалось на Oracle. Но еще до стадии активного импортозамещения мы задумались о снижении зависимости от стороннего коммерческого ПО. Так появилась наша собственная СУБД, которая основана на свободной версии PostgreSQLNexign Nord.

Среди конкурентов в области монетизации сети, управления политиками и маршрутизации по телеком-протоколам выделю таких вендоров, как Ericsson, Huawei и Oracle.

Если говорить о бурно развивающемся сейчас рынке HR-tech, то на нем представлено много решений, но ключевыми конкурентами, аналогично, являются привычные иностранные аналоги. Наша система Neon HRM способна их заместить в части автоматизации HR-функций. Например, «Мегафон», один из наших клиентов, успешно перевел часть своих HR-процессов на Neon, отказавшись от SAP SuccessFactors.

CNews: Если концентрироваться на телекоме, в вашей продуктовой линейке есть модульная биллинговая платформа Nexgin BSS. Как вы пришли к этой разработке, и в чем на сегодняшний день ее ценность для российских операторов связи?

Михаил Матюшин: Создать BSS с нуля сразу невозможно. Это требует достаточно много времени и ресурсов, при этом текущий бизнес должен продолжать развиваться. Мы двигались поэтапно: создавая модули и постепенно наращивая функциональность до полноценной универсальной системы.

Первым решением стал «Универсальный Цифровой Биллинг», который был разработан при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Следующим шагом — запущено решение Revenue Management, которое помогает операторам централизованно управлять полным процессом создания выручки по всем направлениям бизнеса.

Параллельно мы двигались к окончательному уходу от жесткой зависимости от сторонних коммерческих систем. И в 2024 году выпустили новое поколение платформы Nexign BSS — это полностью импортонезависимое решение, в котором не используется иностранное ПО.

Я бы назвал две предпосылки, которые привели к созданию нового поколения решения. Первая — стремление снизить совокупную стоимость как владения (ТСО), так и внедрения. Это связано с тем, что ранее доля стороннего коммерческого ПО в составе решения могла достигать 50%. Имея тенденцию к ее увеличению, было крайне сложно делать эффективные, коммерчески выгодные проекты. Помимо отказа от дорогостоящих СУБД для сокращения ТСО мы используем решения с открытым исходным кодом. Кроме того, микросервисная архитектура открывает возможность горизонтального масштабирования в отличие от монолитных систем прошлого поколения.

Вторая предпосылка обусловлена запросом на частичную замену решений и взрослением телеком-рынка. Многие операторы не готовы к полной, единовременной замене BSS. Им нужно, например, заменить только модуль или ядро системы. Поскольку Nexign BSS состоит из прединтегрированных модулей, оператор может использовать решение как полнофункциональную систему или же выбрать только необходимые блоки и постепенно обновлять собственное ПО.

CNews: Кто ваш основной клиент, кому вы предлагаете решение полностью или по модулям?

Михаил Матюшин: Мы работаем с ведущими операторами России и СНГ и решаем совершенно разные задачи в зависимости от целей клиентов. Огромный задел для создания универсального решения с новой архитектурой был создан совместно с нашим основным клиентом — компанией МегаФон. При реализации совместного проекта удалось перевести 8 филиалов оператора на унифицированные процессы биллинга и сократить время вывода на рынок (Time-To-Market) разных категорий продуктов в 2-5 раз. Компания получила модульную архитектуру и смогла выйти за границы классических телеком-сервисов. А для нас — это был бесценный опыт в работе с распределенными высоконагруженными системами.

Как я отмечал ранее, биллинг — это история не только про операторов. Помимо телекома, мы видим потенциал развития, например, в ЖКХ, в энергетической, банковской и других отраслях. Поэтому можно сказать, что мы закрываем спрос там, где есть необходимость осуществлять расчеты.

Также мы помогаем нашим клиентам оптимизировать работу с различными категориями партнеров. Например, в результате внедрения системы автоматизации партнерских взаимоотношений в Теле2 компания получила возможность гибкого расчета с контент-провайдерами и дилерами. Сейчас мы находимся на финальной стадии обновления этого решения и планируем также включить его в реестр отечественного ПО.

Михаил Матюшин, Nexign: Мы работаем с ведущими операторами России и СНГ и решаем совершенно разные задачи

На ряде рынков сохраняется спрос на наше классическое биллинговое решение, но мы все больше наблюдаем интерес к новой архитектуре. Мы продолжаем его развивать, используя новые компоненты и расширяя функциональные возможности. Некоторое время назад мы переводили на это решение одного из операторов в СНГ. Задача усложнялась необходимостью мигрировать сразу с двух платформ: Amdocs и Orga. Мы сделали так, что для клиентов эти изменения прошли совершенно незаметно.

CNews: Как вы думаете, когда российские операторы начнут активно заменять биллинговые системы?

Михаил Матюшин: На текущий момент существуют приоритетные направления в области КИИ. Биллинг для операторов связи пока не попадает под данную категорию — это очевидный факт. Но эта система является ядром бизнеса, поэтому так или иначе на длительную перспективу компании будут переходить на отечественные решения. И возможно, поэтапно, заменяя отдельные модули. К такому подходу мы со своей стороны готовы.

«Мы постоянно стараемся выйти за пределы стандартных решений»

CNews: Какие еще ниши рынка вы закрываете своими продуктами?

Михаил Матюшин: С особым интересом мы наблюдаем за развитием IoT-рынка. Операторам, которые расширяют свой бизнес, предлагая различные IoT-продукты и сервисы, совсем необязательно менять биллинговую систему для развития этого направления. Осознав это, мы создали платформу, компоненты которой можно внедрять отдельно и с их помощью управлять продажами и продуктовыми предложениями в режиме реального времени, не меняя основной биллинг.

При этом мы постоянно стараемся выйти за пределы стандартных решений. Одним из примеров в свое время стала платформа Nexign Mediation, которая собирает данные из разных источников и, агрегируя их, отправляет в бизнес-системы оператора по заданным сценариям любого уровня сложности. А также — решение для роумингового биллинга между операторами связи. Оно позволяет дополнительно монетизировать технологии 5G и IoT.

Для ИТ-команд мы предлагаем то, что используем и в своей работе: СУБД, продукты для сбора и обработки данных и другие инструменты.

CNews: Расскажите о внедрении ваших продуктов. Какие у вас тут принципы работы?

Михаил Матюшин: Проекты внедрения бывают разные, они отличаются по масштабу, целям заказчика и другим критериям. Могут быть быстрыми за счет наших предконфигурируемых решений и занимать от двух месяцев до года.

Например, если речь идет о внедрении такого решения, как PCRF в нескольких регионах, то мы самостоятельно выполняем запуск в одном из них. Далее клиент продолжает внедрение самостоятельно, но с нашим сопровождением.

При внедрении BSS наиболее критичные ядерные интеграции мы всегда выполняем самостоятельно, а команда оператора может реализовывать множество других. Это позволяет и ускорить процесс, и повысить компетенции команды на стороне клиента, чтобы делать дополнительные интеграции уже после завершения проекта полностью самостоятельно. Для этого мы предоставляем открытые API, все необходимые инструкции и поддержку.

Масштабные проекты, такие как полный переход на новую комплексную биллинговую систему, могут длиться год или существенно дольше. Прежде всего это связано не с возможностью быстрого перехода на новое решение, а с качеством подготовки к плавной миграции, оптимизацией бизнес-процессов и продуктового портфеля оператора. Мы предлагаем нашим клиентам как единовременную миграцию (Big Bang deployment), так и постепенный планомерный запуск отдельных продуктов, абонентских сегментов параллельно с использованием текущего решения до полной миграции. Но независимо от метода, ключевым аспектом остается качество и многократные проверки. Для оператора и для нас крайне важно, чтобы процесс перехода никак не отразился на качестве услуг, а абоненты совсем его не заметили.

Но каким бы ни был путь, мы соблюдаем два принципа: открытой архитектуры и открытого API. Поэтому с нами интеграция максимально прозрачна.

erid:LjN8JwwoMРекламодатель: АО "НЭКСАЙН"ИНН/ОГРН: 7801019126/1027809251744Сайт: https://nexign.com/ru