Отечественный рынок искусственного интеллекта продолжает расти. Об этом свидетельствуют результаты нового рейтинга CNews Analytics, в котором приняли участие ведущие поставщики решений на основе ИИ. Опрошенные эксперты указывают на то, что компании из различных отраслей стараются автоматизировать максимальное количество бизнес-процессов с помощью ИИ. Больше всего проектов — в телекоме и финансовом секторе, хотя представители государственных учреждений также активно проявляют интерес к внедрению ИИ-решений в собственные цифровые продукты.
Лидеры рейтинга: перестановки в первой пятерке
CNews Analytics опубликовал рейтинг «Крупнейшие игроки российского рынка ИИ-решений». В исследовании приняли участие 35 компаний, общий объем выручки которых за 2023 г. составил ₽25,5 млрд. С каждым годом количество участников растет: по результатам 2020 г. — 12 игроков, 2021 г. — 15, 2022 г. — 23. Суммарная выручка представителей первой десятки по итогам обновленного исследования выросла на 32% по сравнению с 2022 г.
Крупнейший поставщик ИИ-решений и провайдер облачных технологий Cloud.ru сохранил за собой лидерскую позицию. За 2023 г. компания заработала ₽14 млрд, тогда как в 2022 г. ее выручка составила ₽5 млрд. Прирост — 177%. На долю облачного провайдера приходится 54,8% от общей выручки всех участников рейтинга. Разработчик ИТ-решений для бизнеса VS Robotics расположился на втором месте, поднявшись с четвертой строки. В 2023 г. выручка компании была ₽1,9 млрд, что на ₽391 млн больше, чем в 2022 г. Позитивная динамика составила 25%.
Третью строку «забрала» компания-дебютант MTS AI. За 2023 г. она получила ₽1,8 млрд против ₽754 млн в 2022 г., рост выручки — 140%. Четвертую позицию занимает Naumen с результатом в ₽1,1 млрд. В прошлогоднем исследовании она была на пятой строчке, получив за реализованные в этой сфере проекты ₽907 млн. Позитивная динамика составила 21%. На пятом месте находится компания Just AI, заработавшая за 2023 г. ₽600 млн, что на ₽10 млн меньше, чем в 2022 г. Выручка упала на 2%.
Позитивная динамика — у большинства участников рейтинга
У 24 участников рейтинга зафиксирован рост выручки, среди них: Umbrella IT (₽142,1 млн, 689%), «Норд Клан» (₽62 млн, 675%), «Сбер Бизнес Софт» (₽345 млн, 527%), Rubius (₽141,8 млн, 425%), InfoShell (₽68 млн, 240%), NGR Softlab (₽73 млн, 181%), Cloud.ru (₽14 млрд, 177%), MTS AI (₽1,8 млрд, 140%), «ЕСМ-Консалтинг» (₽18 млн, 125%). Если говорить об отрицательной динамике, то она наблюдается у двух компаний: Just AI (₽600 млн, -2%) и 3iTech (₽214 млн, -2%).
«Рост выручки по направлению ИИ связан с возросшим спросом со стороны заказчиков на ИТ-решения с применением технологий ML и генеративного ИИ. Успешно выполненные проекты позволили нам существенно нарастить экспертизу», — отметили в пресс-службе компании Umbrella IT.
Представители «Сбер Бизнес Софт» сообщили, что нарастить объем выручки им удалось благодаря запуску новых отраслевых ИИ-решений для бизнеса.
«Значимым драйвером роста выручки Cloud.ru от ИИ-проектов в облаке стал спрос на облачную инфраструктуру и сервисы для разработки и обучения ИИ/ML-моделей. Клиенты теперь шире используют нашу платформу на основе российских технологий для полного цикла ML-разработки в облаке. Благодаря ИИ-ready облачной платформе компании получают готовую среду для развития цифровых продуктов и эффективную альтернативу построению дорогостоящей вычислительной инфраструктуры», — делится Илья Королёв, директор по стратегии провайдера облачных и AI-технологий Cloud.ru.
По мнению Сергея Голицына, руководителя направления Т1 ИИ, среди основных направлений, в которых будут совершенствоваться технологии ИИ, можно выделить: улучшение качества обработки естественного языка, расширение применения в медицине, кибербезопасность, развитие автономных транспортных средств, улучшение энергоэффективности и развитие персональных и рекомендательных сервисов.
Как используется ИИ в разных отраслях
Искусственный интеллект проник почти во все бизнес-процессы предприятий из различных сфер. По мнению руководителя направления Т1 ИИ, чаще всего решения на основе ИИ применяют компании из финансовой сферы и информационно-коммуникационных технологий. Если говорить о финсекторе, то здесь такие разработки используется для анализа рисков, предотвращения мошенничества, автоматизации клиентского обслуживания и оптимизации инвестиционных стратегий. «Для нас одним из знаковых проектов минувшего года стало внедрение генеративного ИИ в виртуального ассистента банка ПСБ (сейчас проект находится на фазе тестов перед запуском для граждан)», — делится директор департамента голосовых цифровых технологий компании BSS Александр Крушинский.
На рынке телекоммуникационных услуг ИИ помогает управлять сетями и улучшать качество обслуживания. Опрошенные CNews игроки рынка говорят, что здесь ИИ-решения внедряются быстро и легко. Это связано с тем, что в телекоме и банках есть налаженные потоки данных. «Банки и телеком активно применяют искусственный интеллект для анализа большого количества неструктурированных данных, к которым относятся звонки и сообщения клиентов по поводу условий и тарифов, а также сообщения в техническую поддержку», — добавляет Андрей Калинин, генеральный директор MTS AI.
В торговле ИИ активно используется для прогнозирования спроса и персонализации предложений для покупателей. Кроме того, он участвует в управлении запасами, в оптимизации логистики и в определении потребительских трендов. Эксперты, говоря о e-commerce, указывают на то, что маркетплейсы уже внедрили искусственный интеллект для автозаполнения карточек товаров.
В реальном секторе ИИ-решения используются не менее активно. Так, по мнению экспертов, в промышленности искусственный интеллект помогает прогнозировать загрузку мощностей и увеличивать производительность производственных процессов. Руководитель направления AI Cloud.ru Дмитрий Юдин указывает на еще одну область его применения — транспортный сектор: «ИИ используется для анализа и оптимизации маршрутов, управления автопарком и предсказания технических неисправностей, интегрируется в стратегии технического обслуживания и ремонта (ТОиР)».
Госсектор также заинтересован в автоматизации многих административных процессов и в повышении качества взаимодействия с населением, поэтому здесь активно внедряют ИИ-решения в свои цифровые сервисы. Так, у центра диагностики и телемедицины города Москвы получилось сделать более эффективными датасеты (обработанный и структурированный массив данных) за счет стандартизации работы врачей. По словам генерального директора MTS AI, аналога такого проекта не существует ни в одной стране мира. В рамках него специалисты проводят медицинские и лабораторные исследования, интегрируют российские решения на базе ИИ в практическое здравоохранение, разрабатывают новые стандарты. «ИИ-система диагностики почек, созданная компанией VisionLabs, входит в этот проект. Нейросеть научилась находить на КТ-снимках брюшной полости объемные образования и готовить предварительное заключение, которое потом проверяется врачом. Система уже применяется в московских клиниках и демонстрирует точность диагностики — 94%. В перспективе ее планируется внедрить в региональные медучреждения и расширить функциональность: ИИ сможет выявлять другие заболевания, включая остеопороз, мочекаменную болезнь и аневризмы брюшной аорты», — рассказывает Андрей Калинин.
Российский рынок ИИ ждет стремительное развитие на фоне роста цифровой зрелости компании, а также нехватки линейного персонала и тенденции автоматизировать, как можно больше бизнес-процессов. Среди заказчиков растет спрос на облачную инфраструктуру и сервисы для обучения ИИ-моделей. Если говорить о перспективе ближайших лет, то искусственный интеллект будет развиваться в следующих направлениях: применение в области здравоохранения, транспортной отрасли, в частности, при создании автономных транспортных средств, обеспечении кибербезопасности.