Спецпроекты

На страницу обзора
К каждому проекту мы подходим как к решению комплексной задачи
Бизнес-аналитика в том или ином виде применяется в банковском бизнесе достаточно давно. Тем не менее, именно последние пять лет были решающими для развития этого инструментария в современном понимании. В беседе с корреспондентом CNews заместитель директора департамента аналитических систем компании R-Style Softlab Павел Цуканов — о современных трендах на рынке банковской бизнес-аналитики и о вкладе компании в развитие этого перспективного направления.

Павел Цуканов

CNews: В чем особенности развития ИТ в банковской отрасли в России на современном этапе?

Павел Цуканов: Информационные технологии в банковской отрасли как раньше, так и сейчас развиваются хорошими темпами и примерно на одинаковом уровне – без значительного уклона в том или ином направлении. В банках наблюдается тенденция к развитию систем автоматизации для всех направлений бизнеса, начиная от обслуживания клиентов и заканчивая специализированной аналитикой.

Спецификой банковского рынка является относительно небольшое, по сравнению, например, с ритейлом, количество банковских и финансовых организаций. Банковское обслуживание – достаточно узкий рынок, соответственно и конкуренция на нем весьма серьезная. В глобальном отношении этот рынок является новым для России, ему от силы 25 лет. Отечественные банки вынуждены конкурировать не только между собой, но и с дочерними структурами европейских и американских представителей отрасли, а по ряду сегментов, например в микрокредитовании, еще и с небанковскими организациями. Постоянное повышение конкуренции – один из основных драйверов развития ИТ в этой сфере.

Вдобавок к этому сейчас начинается очередной виток в развитии банковских технологий, которые теперь направлены, прежде всего, на увеличение сложности систем, их клиентоориентированность и получение большего эффекта от каждого внедрения.

CNews: Каковы наиболее типичные запросы банков со стороны ИТ?

Павел Цуканов: Основные банковские системы давно реализованы. Тем не менее, все эти компоненты продолжают развиваться — как в направлении увеличения объема обрабатываемых данных (не все потенциальные клиенты охвачены банковским обслуживанием, так что потенциал роста клиентской базы в России весьма существен), так и с точки зрения роста функциональных возможностей, расширения линейки предлагаемых банками продуктов. Это развитие направлено на эффективное решение текущих задач бизнеса.

Также важно отметить развитие фронт-офиса, непосредственно влияющее на увеличение количества клиентов банка и на повышение качества их обслуживания. Имеется в виду гибкость системы, скорость работы, удобство для клиента, качество обслуживания в офисах, возможности удаленных систем дистанционного обслуживания.

Не менее важная тенденция – повышенное внимание к бизнес-аналитике. В принципе, бизнес-аналитика в банках существовала всегда, но в последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к прикладному применению ее инструментов, в частности, к анализу рисков. По-прежнему актуальна финансовая отчетность. Кроме того, в последнее время особое внимание уделяется задачам бизнес-аналитики, связанным с анализом потребностей и поведения клиентов банка. Появилась необходимость формулировать фокусные предложения, направленные на того или иного клиента. Таковы, с моей точки зрения, основные тенденции развития.

CNews: Как давно бизнес-аналитика как предметная область в современном понимании применяется в банковском деле?

Павел Цуканов: В широком понимании бизнес-аналитика применялась всегда: существовали различные таблицы, сводные отчеты. Microsoft Excel – любимый инструмент бизнес-аналитика, он используется во всех банках. Собственно, каждый банк, так или иначе, работает с бизнес-аналитикой, пусть не всегда употребляя этот термин. Вопрос, скорее, в применяемых инструментах. Если говорить о современных бизнес-инструментах, в первую очередь, о масштабных BI-проектах и BI-платформах, то они также достаточно давно присутствуют на рынке, но ранее, к большому сожалению, не пользовались популярностью в силу несоответствия стоимости внедрения и ожидаемого результата.

Широкое распространение этот инструментарий получил лишь в последнее время, когда у банков появилась потребность и мотивация: увеличилась сложность банковских продуктов, возросло количество клиентов, банковских операций, повысилась конкуренция. Собственно, и сам инструментарий бизнес-аналитики существенно усложнился вслед за трансформацией задач. Например, сегодня уже недостаточно просто посмотреть, сколько клиентов мы обслужили. Нужно понимать, какую следующую сегментную группу клиентов мы будем обслуживать, что им предложить, как можно модифицировать продукт, каково поведение клиента в данной группе, каковы наши прогнозируемые финансовые результаты – по банку в целом, по уровням подразделения, отдельного направления, отдельного продукта.

Рост популярности бизнес-аналитических платформ связан также со стремительным ростом объемов обрабатываемых данных и с потребностью в достаточно сложном математическом аппарате для этой обработки. Здесь уже одним MS Excel не обойтись, нужны принципиально новые платформы, во много раз сокращающие время вычислений и обеспечивающие качество результата анализа.

Еще один немаловажный фактор – качество данных, которое по мере увеличения информации имеет ключевое значение для банковской аналитики. В том числе для BI, потому что любая методика, применимая на некачественных данных, смысла не имеет.

CNews: Каковы задачи бизнес-аналитики в современном банке? Какие функциональные подразделения, бизнес-процессы банка являются внутренними заказчиками продуктов BI?

Павел Цуканов: Если разделить аналитику на сегменты, то, в первую очередь, в любом банке есть топ-менеджмент, который постоянно решает задачи по его управлению, будь то управление операционное или стратегическое. Менеджменту необходимо понимание «что будет, если…», «где мы находимся сейчас…», «какие у нас проблемы, какие тренды», «какова эффективность, какова результативность», «каков наш доход, какие расходы». Иными словами, менеджмент хочет видеть в удобном, понятном формате, что происходит с банком. Это внутренняя задача бизнес-аналитики. Было бы ошибочно сводить ее лишь к системе отображения – задачи данной секции достаточно тяжелые с точки зрения именно бизнес-анализа. Это большая, сложная работа по построению модели бизнеса и методологии работы с нею (это, прежде всего, вижн-управление, вижн-менеджмент на свой банк). Внутренняя аналитика представляет собой достаточно большой пласт BI, который обычно на таком уровне называется управленческой отчётностью или управленческим учетом. В данном случае основным отслеживаемым трендом является эффективность бизнеса.

Второй существенный пласт применения бизнес-аналитики – управление рисками. Ни для кого не секрет, что в связи с последними кризисами и Европа, и Америка, и мы озабочены банковскими рисками в целом. Банковские риски лежат не только в кредитной плоскости. Это понятие включает в себя фондовые риски, процентные риски, риски ликвидности, репутационные риски и множество других. Возросший интерес к проблеме управления рисками также является современным трендом, оказывающим сильное влияние на развитие BI-инструментария. Проблематика оценки самого распространенного риска – кредитного – и управления им уже сама по себе представляет хорошее поле для внедрения BI, особенно среди розничных банков. Тем не менее, банки вынуждены задумываться и об остальных видах риска и развиваться в данном направлении, используя ту часть линейки аналитического инструментария, которая позволяет анализировать и контролировать эти риски.

Третий пласт – продуктовое развитие. Основная задача пользователя BI – понять, какие продукты банка будут особенно востребованы в настоящее время. Здесь опять-таки необходима методология извлечения данных. Наиболее востребованные инструменты этой категории – анализ клиентской базы, ее сегментация, понимание, какой продукт банк может предложить своим существующим клиентам на основании анализа того, что уже было успешно продано. Иными словами, основные задачи бизнес-аналитики этого класса заключаются в том, чтобы быстро анализировать продуктовый портфель, адаптировать старые продукты и создавать новые.

Четвертая группа задач – работа с клиентами. Инструментарий этой подгруппы особо востребован среди банков, работающих в розничном бизнесе, в сегменте среднего и малого бизнеса, с индивидуальными или крупными клиентами или группами клиентов. Вопросы, которые здесь задают аналитики, звучат так: «С каким клиентом мы работаем? Насколько успешно мы с ним работаем? Как мы можем с ним развиваться?» К числу задач бизнес-аналитики данной подгруппы входит анализ эффективности, в том числе, и персонифицированных предложений для сегментов или групп клиентов, для понимания, насколько эффективно банк работает с каждым клиентом, сколько банк в него вкладывает, и какой доход он приносит банку.

Наконец, пятый тренд является относительно новым – не с точки зрения бизнеса, а с точки зрения автоматизации. Это оперативная бизнес-аналитика – очень быстрый BI, который в режиме онлайн позволяет провести экспресс-анализ ситуации и получить новую информацию. В круг задач этого уровня бизнес-аналитики входит проверка финансового состояния клиента и выдача ему персонифицированного предложения «на лету», мониторинг рисков в режиме онлайн, различных позиций по ликвидности в реальном времени. Такие задачи, по сути своей операционные, но стоящие рядом с BI по технологическому окружению, в последнее время тоже являются растущим трендом, наши клиенты все чаще озвучивают подобные потребности.

CNews: Какие бизнес-аналитические решения предлагает компания R-Style Softlab?

Павел Цуканов: Что касается нашего продуктового портфолио, то мы продвигаем на рынок комплекс решений по автоматизации банковской деятельности, начиная от автоматизации фронт-офиса и заканчивая АБС и аналитическими решениями для банков. Основным продуктом департамента аналитических систем является линейка бизнес-приложений на платформе RS-DataHouse. Эта платформа содержит промышленные инструменты для загрузки и последующей обработки данных, отдельные компоненты выявления ошибок и несоответствий в данных и повышения их качества. Особенно стоит отметить систему управления метаданными, предназначенную для обработки и управления данными внутри хранилища. Есть у нас и комплекты инструментов по формированию бизнес-процессов, управлению контентом и документооборотом, что особенно актуально для процессов планирования и контроля затрат, в том числе, при взаимодействии с другими системами.

Отдельно остановлюсь на сегменте аналитических решений.

Наша компания предлагает широкую линейку решений класса BI. Функционал включает возможность построения корпоративного хранилища данных и большой набор бизнес-приложений для построения управленческой отчетности, отчетности по международным стандартам, регламентированной отчетности в соответствии с требованиями регулятора, отчетности по рискам, портфельной отчетности для различных направлений бизнеса.

Одним словом, это богатый набор инструментальных средств, который постоянно пополняется. Причем рост происходит как в глубину (за счет расширения перечня применяемых методов и углубления используемых методик), так и по широте охвата бизнес-приложений. Наши последние разработки касаются именно CRM-аналитики, то есть применения методов BI для анализа клиентской базы, реализации новых продуктов и сервисов. Бизнес-приложения позволяют расширить круг клиентов банка за счет более точного целевого позиционирования банковского продукта, сделанного с учетом индивидуальных особенностей перспективного клиента.

Мы также осуществляем внедрение на основе корпоративного хранилища основных BI-платформ, которые на российском рынке используются для профессиональной работы с данными. Это, прежде всего, Oracle BI.

Наряду с этим у R-Style Softlab есть интересные и востребованные на рынке бизнес-приложения, выполняющие специализированные функции: анализ бизнес-состояния заемщиков и контроль исполнения затрат. Замечу, что эти приложения выбиваются из кластера продуктов для организации хранилища данных и также предназначены для решения бизнес-аналитических и смежных с ними задач.

Переходя к отличительным особенностям компании R-Style Softlab, следует, пожалуй, отметить главную из них. Она заключается в том, что мы предлагаем не просто законченное решение, а проект с учетом развития: каждый наш продукт, по сути, представляет собой проект, в который включены элементы развития, и который по завершении нашего участия банк-клиент продолжает развивать и совершенствовать собственными силами. Другая наша характерная черта — это комплексный подход. Мы поддерживаем проекты, начиная от методологии и работы с данными на уровне первичных процессов.

Более того, мы привносим в банки свою методологию, свой опыт, который многие банки-клиенты охотно адаптируют и используют в последующей работе. Сюда относится наш опыт в области построения управленческой отчетности, анализа рисков, выпуска портфельной отчетности. Еще один «плюс» R-Style Softlab — наличие европейской экспертизы и лучших практик, полученных компанией после слияния с нашими европейскими партнерами – группой компаний Asseco Group. Мы активно перенимаем их опыт применения BI-анализа на европейском рынке. В первую очередь речь идет о стандартах Базеля, стандартах работы с рисками и других европейских практиках использования бизнес-аналитики.

CNews: Какова длительность проекта по внедрению бизнес-аналитической платформы в банке? На каких фазах проекта обеспечивается участие R-Style Softlab?

Павел Цуканов: Собственно проект внедрения должен иметь определенный срок, и чаще всего он зависит от функционального охвата проекта, сложности задач, участия банка. Но мы стараемся в обязательном порядке результаты давать не в конце проекта, а по ходу его выполнение. Обычно мы стремимся, чтобы через 4-6 месяцев после начала работ по проекту банк уже имел определенный бизнес-результат, жил с этой платформой и учился ее эксплуатировать. Следующими этапами мы стараемся запускать решения для разных бизнесов по разным сегментам, не делая перерыва между этими событиями,– через 3-4 месяца начинаются поэтапные вводы в эксплуатацию бизнес-приложений.

Однако, для самого банка проект по внедрению аналитической платформы – процесс фактически бесконечный. Любая система живет, бизнес развивается, и BI-платформа должна развиваться вместе с бизнесом. Таким образом, нельзя сказать, что «у нас в банке внедрена BI-платформа, и все». Для банка это постоянный, развивающийся проект с участием вендора или без него. Как вендор, мы далеко не всегда стремимся постоянно участвовать в этом процессе, поэтому стараемся создавать такие решения, для дальнейшего развития которых наша помощь не требуется. Наша идеология заключается в том, чтобы бизнес сам был способен развивать BI-решения с учетом собственных подходов, практик, методологий. Наши решения содержат необходимые инструменты, которые позволяют именно представителям бизнеса работать с данными самостоятельно, не привлекая собственную ИТ-службу, не говоря уже о нас.

CNews: Каким образом позиционируется ваше направление в компании «R-Style Softlab»: как разработчик собственного программного продукта или, скорее, как системный интегратор и внедренец?

Павел Цуканов: Мы решаем проблемы – конкретные проблемы конкретных банков. К этому процессу мы всегда стараемся подходить комплексно: рассматривать данную проблему не в изоляции, а в контексте текущих задач бизнеса. Банковский бизнес находится в динамике, конкуренция постоянно заставляет задумываться о развитии системы, об усовершенствовании процессов, о переходе на новые инструменты. В результате появляются все новые и новые задачи, отражающие это перманентное развитие. Именно поэтому мы никогда не позиционируем себя в качестве простых разработчиков, которые написали некий программный продукт, продали его, внедрили – и все.

Мы подходим к каждому нашему заказу именно как к решению задачи в комплексе. Мы исследуем проблемы (например, проблемы с данными), адаптируем методологию, при необходимости даем какие-либо рекомендации. Одним словом, мы вместе с банком ведем этот проект и вместе с банком движемся к цели, не ограничиваясь одной лишь разработкой или внедрением. Таким образом, наряду с внедрением продуктов собственной разработки мы предоставляем консалтинговые услуги и смежные продукты. Среди них есть как наши собственные, так и сторонние разработки.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что мы не просто интеграторы, не просто разработчики и не просто консультанты. Мы позиционируем себя как компанию, которая осуществляет комплексные проекты и решает реальные задачи для реального бизнеса.

CNews: Какова ваша лицензионная политика при поставке комплекса программных продуктов, включающих ПО третьих производителей?

Павел Цуканов: R-Style Softlab может выполнять любые проекты с точки зрения охвата программных продуктов и программно-аппаратных комплексов. Все проекты выполняются под ключ, начиная от поставки собственных решений, поставки и лицензирования ПО третьих вендоров и заканчивая тонкой настройкой программно-аппаратных комплексов. По желанию заказчика мы осуществляем сопровождение всего этого комплекса на протяжении жизненного цикла его функционирования. Этим занимается не только наш департамент, но и смежные подразделения. Мы всегда стремимся обеспечить полное сопровождение проекта.

CNews: Почему банки обращаются к R-Style Softlab со своими проблемами? Как обстоят дела с лояльностью ваших клиентов?

Павел Цуканов: Не секрет, что до принятия решения о сотрудничестве с поставщиком, его руководство банка досконально изучит ситуацию, соберет мнение по рынку о потенциальном партнере и о решении, которое собирается приобретать. И здесь, прежде всего, играет роль наш опыт, количество успешно внедренных проектов в банках, широкая продуктовая линейка. У R-Style Softlab достаточно хорошая клиентская база, богатая история успешных внедрений, о нас наши клиенты дают положительные отзывы. Одним словом, на рынке известно, что, заключив партнерское соглашение, мы решаем проблемы не только свои, но и наших клиентов. Мы стремимся не только поддерживать хорошие отношения с нашими текущими клиентами, но и развивать их с новыми.

Не последнюю роль играет и тот факт, что наш продукт можно «пощупать» до покупки, – у нас есть набор демостендов, на которые можно зайти и посмотреть некоторые типовые наработки. Мы активно встречаемся с клиентами, демонстрируем им различные наши решения — как типовые, так и индивидуальные; показываем и рассказываем, как мы работаем. Таким образом, мы всячески пытаемся убедить потенциального клиента, что предлагаем ему не кота в мешке, а открытую систему. Прежде чем продать ее, мы покажем все, что есть. R-Style Softlab – прозрачная компания, и это помогает нам убедить банк в том, что мы сможем сделать то, что он хочет.

Среди наших клиентов – крупнейшие российские банки. Все наши проекты развиваются, включая те, что просто находятся на сопровождении. Наши клиенты участвуют в конференциях, дают нам положительные отзывы. Ряд крупных банков, в проектах которых наше участие было временно прекращено, возобновил сотрудничество по новым этапам, по новым задачам. Наглядным показателем прочности наших нашей репутации на рынке и, в том числе, устойчивости позиций среди поставщиков систем для бизнес-аналитики, может служить уже упомянутое мною заключение стратегического альянса с международной компанией Asseco Group, состоявшееся во втором квартале текущего года. Так что с точки зрения лояльности и востребованности все обстоит прекрасно.

CNews: Каковы результаты работы вашего направления за 2012 год? Какие планы на остаток 2013 года и на ближайшую перспективу?

Павел Цуканов: За 2012 год у R-Style Softlab появился ряд крупных клиентов, в том числе, крупнейших банковских групп не только в России, но и в странах СНГ. Мы развиваем наши проекты в ряде крупнейших банков России. В частности, в 2013 году наша система была введена в промышленную эксплуатацию в КБ «Россельхозбанк». Это один из крупнейших банков в России, по данным различных рейтингов он занимает 3-5 место по величине. Объемы информации этого банка поражают. Он содержит 78 филиалов, и загрузка данных производится по всем этим филиалам в реальном режиме времени. Параллельно мы работаем с рядом наших клиентов в направлении наращивания функциональности установленных систем. Хорошие результаты дало сотрудничество с такими известными банками, как Сбербанк России, НОМОС-Банк, МДМ Банк, Альфа-Банк, Банк Москвы, Инвестторгбанк, Внешпромбанк, и другими.

Не осталось без внимания и наше собственное развитие и наращивание компетенций. Так, в этом году произошло знаменательное для департамента аналитических систем событие: мы успешно получили партнерский статус Oracle по Exadata, что подтверждает нашу готовность работать с большими объемами данных и с большими банками. В этом году мы также начали активную работу с нашими глобальными партнерами по привлечению их консалтинговых ресурсов к нашим проектам. Теперь в работе с клиентами мы можем использовать опыт внедрения и лучшие практики таких мировых вендоров, как Oracle.

Что касается ближайших планов, то наша стратегическая цель – развивать то, что может быть полезно бизнесу. В частности, расширять и углублять существующую линейку продуктов, развивать новые бизнес-приложений с учетом изучения потребностей наших клиентов и опыта партнеров. Это касается не только приложений, связанных с корпоративными хранилищами данных, но и отдельно стоящих программных продуктов, например приложения по оценке платежеспособности, систем бюджетирования и контроля исполнения затрат, других приложений, которые нашли свою нишу и развиваются отдельно от хранилища на базе единой платформы. Одним из «горячих» направлений развития является расширение географии нашего присутствия. Для этого мы активно развиваем специфические бизнес-приложения для стран СНГ.

Другим стратегическим направлением является расширение области применения BI-инструментов, которые мы поставляем в составе наших решений, и их обогащение за счет применения лучшего мирового опыта. Мы активно работаем в направлении интеграции лучших мировых стандартов в наши продукты и решения, перенимая лучшие практики использования этих инструментов нашим международным партнером Asseco Group, имеющим хорошую линейку приложений для бизнес-аналитики и обширный опыт применения этих инструментов.

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее