Спецпроекты

На страницу обзора
Следующий год – год консолидации имеющихся у госсектора вычислительных мощностей
О том, как развивался рынок ИТ-услуг в прошедшем году, какие решения были особенно востребованы заказчиками, какие новинки появились или появятся на нем в ближайшее время, в интервью CNews рассказали эксперты департамента инфраструктурных решений управления сервисов компании Softline: Денис Ладяев, ведущий специалист по подбору решений в государственном секторе, Владимир Турлачев, руководитель группы технической поддержки и ИТ-аутсорсинга, и Иван Орлов, ведущий менеджер по развитию бизнеса.

Денис Ладяев

CNews: Каковы основные особенности современного рынка ИТ-аутсорсинга?

Владимир Турлачев: Основным трендом на рынке услуг по сопровождению ИКТ-инфраструктуры, на мой взгляд, является то, что сегодня большую часть решений об оказании ИТ-услуг принимают не CIO, а руководители, отвечающие за конкретные бизнес-процессы – финансовые директора, HR-директора и др. Российский рынок ИТ-услуг дозрел до состояния, когда интегратор общается с бизнес-заказчиком, а не с ИТ-службой. В таких условиях ключевое значение приобретает наличие у сервис-провайдера дополнительных удобств для пользователя – предлагаемые решения должны максимально соответствовать требованиям бизнеса. Думаю, что уровень квалификации интегратора определяется его умением общаться с бизнес-заказчиком.

Все проекты по аутсорсингу и сопровождению также становятся максимально клиентоориентированными. Например, одним из преимуществ взаимодействия с нашей компанией является возможность не только предложить заказчику практически любые продукты и решения, но и сопровождать их в дальнейшем.

CNews: В каких случаях выгоднее развивать собственную ИТ-службу, а в каких – воспользоваться услугами внешнего провайдера?

Владимир Турлачев: Насколько выгоден аутсорсинг финансово и организационно? Каждая компания сама решает этот вопрос. Но практика показывает, что с точки зрения соотношения цена-качество привлечение внешнего провайдера значительно выгоднее. При этом чаще всего заказчик оставляет в руках внутренней ИТ-службы задачи по сопровождению ключевых сервисов, а рутинные операции передает на аутсорсинг.

В последнее время важным аргументом в пользу привлечения внешнего сервис-провайдера становятся те дополнительные услуги, которые он предоставляет в ходе реализации проекта. Например, любой аутсорсер перед тем, как взять систему на обслуживание, проводит ее аудит и составляет полное описание, включая все особенности и уязвимости. В дальнейшем он постоянно актуализирует эту информацию. Таким образом, клиент в рамках договора сопровождения получает (помимо основных работ) еще и полную актуальную эксплуатационную документацию.

vladimir_turlachev_a.JPG

Владимир Турлачев: Насколько выгоден аутсорсинг финансово и организационно? Каждая компания сама решает этот вопрос

Кроме того, у любого сервис-провайдера есть инструментарий по мониторингу информационных систем, контролю запросов, и этот инструментарий также становится доступен клиенту.

Сегодня на рынке ИТ-аутсорсинга пользуются большим спросом регионально распределенные услуги. Компании хотят иметь единую службу управления региональными подразделениями, однако грамотно организовать ее своими силами – весьма затратно. Привлечение внешнего провайдера позволяет оптимизировать эту работу – клиент не только получает единое окно для решения всех ИТ-задач, но и избавляется от необходимости содержать лишний ИТ-персонал во всех своих подразделениях.

Каковы особенности работы с государственным сектором?

Денис Ладяев: На данный момент рынок госзакупок представляет собой целую отрасль, которая налагает на участников ряд требований и обязательств. Все проекты должны реализовываться в рамках государственного стандарта. Для того чтобы компания имела вес на этом рынке, ей необходима специализированная команда, которая будет заниматься исключительно вопросами, связанными с госпроектами.

Softline уже несколько лет имеет ряд специализированных подразделений, которые занимаются исполнением государственных контрактов. Мы хорошо понимаем процессы, происходящие в госорганизациях и ведомствах. Все это позволяет нашей компании успешно работать на данном рынке.

CNews: Как будет развиваться рынок госзаказа в сфере ИТ?

Денис Ладяев: На данный момент в госсекторе заметна тенденция к появлению новых управленческих кадров. На ключевые посты в ведомствах приходят профессионалы, с которыми мы можем говорить на одном языке.

Кроме того, с каждым годом процессы в госструктурах становятся все больше похожими на бизнес-процессы в крупнейших компаниях мира. Это позволяет надеяться на то, что вскоре технологический разрыв между ними практически исчезнет.

Одной из важнейших тенденций последнего времени стало то, что государственные заказчики все чаще предлагают интеграторам обслуживать уже имеющиеся ИТ-системы. Дело в том, что в случае возникновения внештатной ситуации интегратор для ее скорейшего устранения имеет возможность подключения необходимого количества как технологических, так и человеческих ресурсов. И госзаказчику это гораздо выгоднее, чем содержать собственный огромный штат высококвалифицированных специалистов.

Если говорить о прогнозах на ближайшие два года, то, на мой взгляд, ИТ-бюджеты госведомств не снизятся. Думаю, что следующий год будет отмечен целым рядом проектов по консолидации имеющихся у ведомств вычислительных мощностей. Около половины госструктур пойдут по пути перевода своих ИТ-ресурсов в обособленные ЦОДы. И наша компания готова предоставить им такие решения. У Softline имеется 10 территориально распределенных собственных дата-центров и широкий набор компетенций в этой области.

lyadyaev.jpg

Денис Ладяев: Одной из важнейших тенденций последнего времени стало то, что государственные заказчики все чаще предлагают интеграторам обслуживать уже имеющиеся ИТ-системы

Только один из примеров: мы готовы реализовать любые решения на платформе Microsoft – это и корпоративная почта, и объединенные коммуникации на основе Link и Microsoft Exchange, позволяющие выбирать наиболее удобный вариант общения с коллегами. Благодаря возможностям таких решений личная эффективность пользователей существенно возрастает, что влечет за собой сокращение затрат организации.

CNews: Расскажите о наиболее интересном проекте, реализованном вашей компанией для госсектора?

Денис Ладяев: Одним из самых интересных проектов стала модернизация инженерной инфраструктуры ЦОДа Московского физико-технического института. Вычислительные мощности дата-центра используются студентами и преподавателями для расчетов и знаменитого физического моделирования, а техническими и финансовыми службами – для управления ИТ-инфраструктурой, ведения бухгалтерии и др.

Раньше многие факультеты и кафедры МФТИ использовали и самостоятельно обслуживали собственные серверы, что было не очень эффективно как экономически, так и с точки зрения надежности и отказоустойчивости. Руководство вуза решило собрать все мощности в едином ЦОДе. Модернизации подлежали системы распределения электропитания и электроснабжения, кондиционирования, структурированная кабельная система и автоматизированная система диспетчерского управления.

Нашей компанией была произведена общестроительная подготовка помещений, созданы система распределения электропитания и бесперебойного электроснабжения, система кондиционирования, помогающая избежать перегрева и выхода из строя оборудования.

Кроме того, мы взяли на себя обязательства по пятилетнему гарантийному и сервисному обслуживанию установленного оборудования. Все необходимые комплектующие и материалы для выполнения ремонтно-восстановительных работ Softline поставляет за свой счет. Заказчику была предоставлена вся исполнительная документация, составленная в соответствии с требованиям ГОСТа, а также программа и методика испытаний, которые прошли все составляющие системы.

Сегодня ЦОД работает в режиме промышленной эксплуатации, заказчик заполнил его всем необходимым оборудованием. По предварительной оценке, дата-центр МФТИ соответствует уровню надежности TIER 3.

CNews: Какие новые направления построения ИТ-инфраструктуры вы могли бы обозначить?

Иван Орлов: Одно из направлений, которое наш департамент добавил в свой продуктовый портфель, – это программно-определяемая СХД (SDS). Ранее мы могли предложить заказчику решения для построения самого «облака» (виртуализация серверов, десктопов, приложений), средства резервного копирования данных, средства обеспечения безопасного, оптимизированного доступа к инфраструктуре. Теперь мы можем решить вопрос хранения данных, создать виртуальную СХД.

CNews: Что такое программно-определяемая СХД (Software Defined Storage – SDS)?

Иван Орлов: Фактически это программное обеспечение, которое выполняет задачи контроллера СХД. То есть реализует функции чтения и записи информации на дисковые массивы и определенные механизмы оптимизации, ускорения работы дисковой подсистемы.

Главным отличием SDS от использования классических СХД является ее «всеядность», абсолютная гибкость и свобода выбора дисковой подсистемы. При использовании SDS мы можем объединять в логическое целое абсолютно любые дисковые массивы – различной производительности, любого вендора и по любым протоколам. И уже в зависимости от задач делить их на нужные нам части.

Выбор СХД зависит от ряда параметров. Степень их важности, безусловно, определяет конечный пользователь. Но основные критерии следующие: простота управления, возможности масштабирования (совместимости), производительность, надежность, механизмы рационального использования ресурсов. SDS в силу своей аппаратной независимости и «интеллектуальных» особенностей позволяет построить СХД, которая будет отвечать самым жестким требованиям.

CNews: Решение какого вендора было выбрано и почему?

Иван Орлов: Мы не можем предлагать заказчику решение, в котором не уверены, ведь речь идет о такой значимой задаче, как создание системы хранения данных. Поэтому мы остановили свой выбор на решении Datacore – вендора, работающего на рынке уже 16 лет, фокусирующегося именно на SDS, имеющего огромное количество успешных проектов. Думаю, что у Datacore нет конкурентов в области программных решений с подобным функционалом.

CNews: Как вы оцениваете перспективы решений SDS на российском рынке?

Иван Орлов: На мой взгляд, перспективы самые оптимистичные. Объемы хранимых данных растут с каждым годом. Рано или поздно компании будут вынуждены решать вопросы масштабирования, отказоустойчивости, производительности и переноса данных в случае замены уже имеющихся решений.

image00009_450x300.jpg

Иван Орлов: Мы не можем предлагать заказчику решение, в котором не уверены

Внедрив один раз SDS, в дальнейшем заказчик должен будет задумываться только о том, какой объем данных ему необходим. Важно помнить, что Datacore не является конкурентом СХД. Это решение не работает без СХД и призвано решить проблему совместимости и производительности различных систем.

Например, заказчик может приобрести флэш-массив одного вендора, несколько полок с дисками SAS другого вендора и SATA – третьего, и объединить их в необходимые по объему и производительности виртуальные диски. При этом у него сохраняется возможность изменить их производительность в любой момент, без остановки работы системы.

CNews: Существуют ли уже примеры внедрения подобных решений?

Иван Орлов: Мы начали продвигать SDS-решения только полгода назад, и сегодня их используют несколько наших заказчиков в государственном и банковском секторе, а также в сфере ритейла. Это именно те отрасли, для которых особенно важны показатели производительности и доступности данных. Несколько компаний тестируют наше решение либо планируют сделать это в начале следующего года.

На мой взгляд, в сложившейся экономической ситуации сокращение ИТ-бюджетов подтолкнет компании к поиску подобного решения – ведь внедрение СХД достаточно дорого. SDS же предоставляет возможность маневра и использования выделенных финансовых средств максимально эффективно.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014 - м
Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2013 (iтыс. с НДС) Рост 2013/2012 гг., %
1 9 275 729 15,74%
2 6 827 467 21,81%
3 6 698 000 62,18%
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2012 (iтыс. с НДС)
1 Москва 8 014 110
2 Москва 5 605 235
3 Москва 4 130 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (iтыс., с НДС)
1 Москва 23 214 757
2 Москва 20 060 000
3 Москва 17 076 866
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014 - м
Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (iтыс., с НДС) Рост
1 25 525 864 9,96%
2 22 458 000 11,95%
3 20 479 473 19,93%
Подробнее