Спецпроекты

На страницу обзора
Андрей Врацкий, eXpress: Супераппы возникли в ответ на запрос корпоративной среды заменить много разных приложений

В сентябре 2024 получила новое развитие тема использования иностранного ПО. Компания «Майкрософт» отключила российских пользователей от своих «облачных» сервисов. И хотя это явилось неприятным сюрпризом для корпоративной среды, однако, не стало фатальным. Так сложилось исторически, что «облачные» сервисы в России были не единственным решением в области корпоративных коммуникаций. Какую альтернативу сейчас предлагают взамен «облаков» российские вендоры и почему платформа eXpress — наиболее перспективное решение в этой ситуации, CNews обсудил с сооснователем eXpress Андреем Врацким.

Андрей ВрацкийeXpress

СNews: Какие конкретные решения и услуги может предложить eXpress в качестве альтернативы «облачным» сервисам Microsoft?

Андрей Врацкий: Платформа eXpress не только является хорошей заменой Microsoft Teams, но и более безопасным ее аналогом. Наше решение для корпоративных коммуникаций включает в себя мессенджер, обмен файлами, звонки, видеоконференцсвязь на 250 участников и более, почтовый клиент, смартаппы. В настоящее время Федерация eXpress насчитывает свыше 1 200 000 пользователей, и мы каждый день работаем над расширением возможностей и улучшением всех аспектов платформы.

CNews: Допустим, ваша разработка действительно превосходит Microsoft Teams, а как вы оцениваете готовность российских компаний переходить на вашу платформу?

Андрей Врацкий: Готовность российских компаний обусловлена ограничением на использование иностранного программного обеспечения и утратой лицензий. Это грозит остановкой бизнес-процессов, чего ни одна компания допустить не может. Поэтому переход на альтернативные решения от российских разработчиков программного обеспечения неизбежен. Единственным препятствием к переходу является нежелание пользователей что-то менять. Разумеется, нет ни одной разработки, которая бы на 100% повторяла зарубежный аналог, иногда софт нужно дорабатывать, иногда сложно делать интеграцию, но это все несистемные проблемы. Те, кто перешел в eXpress, характеризуют его как лучший корпоративный суперапп на рынке.

Андрей Врацкий, eXpress: Готовность российских компаний обусловлена ограничением на использование иностранного программного обеспечения и утратой лицензий

CNews: Когда мы говорим о корпоративной связи, актуален вопрос безопасности подобных коммуникаций. Цифровой суверенитет немыслим без наличия отечественных решений в этой сфере. Какие меры безопасности и защиты данных вы применяете в eXpress?

Андрей Врацкий: Наша информационная безопасность строится на технологии криптоконтейнеров, трехфакторной аутентификации, функции повышенной конфиденциальности и возможности запрета на экспорт данных. Платформа внесена в реестр отечественного ПО, а безопасность подтверждена сертификатом ФСТЭК 4-го уровня доверия. С этой точки зрения можно смело сказать, что мы с огромным отрывом лучшие на рынке.

Сейчас наметилась еще одна тенденция, когда из-за массовых «облачных» отключений крупные игроки возвращаются в on-premise. Уникальные возможности нашей платформы позволяют развернуть на базе eXpress собственное корпоративное коммуникационное пространство. Это решает задачи обеспечения государственного цифрового суверенитета, когда все данные должны находиться и обрабатываться на территории страны. Сегодня это стратегическая необходимость, а использование зарубежных «облаков» ей противоречит. Причем это мировая тенденция. По разным корпоративным причинам, «насытившись облаками», мир снова возвращается на свои сервера.

CNews: Так что будущее за большими системами хранения данных, за ЦОДами?

Андрей Врацкий: Будущее за компромиссами. Обе технологии будут работать параллельно. Вообще, если сравнивать эту тему с маятником, то в какой-то момент он качнулся в одну сторону, а сейчас идет «откат» обратно. Но «облачные» технологии не исчезнут — как у любых решений, у них есть свои несомненные плюсы и минусы.

CNews: Вы упомянули супераппы. Что делает их столь привлекательными для российских компаний?

Андрей Врацкий: Супераппы возникли в ответ на запрос корпоративной среды заменить много разных мобильных приложений, использование которых затрудняло поиск нужной информации, а после введения санкций и вовсе поставило под угрозу сохранность данных. Разработка эта новая на корпоративном рынке, и мы здесь пионеры. Мы не единственные, кто их придумал, но мы первые, кто их сделал. Считаю, что за супераппами будущее, потому что они быстрее, дешевле, удобнее и безопаснее, чем любые иные формы организации мобильности. Сейчас этот концепт постепенно набирает обороты, где-то быстрее, где-то медленнее, но в конечном итоге в будущем там окажутся все.

Есть один интересный момент, связанный с внедрением супераппов. Если корпорация по тем или иным причинам не занималась собственной мобильностью (возможно, у нее были слишком высокие требования к безопасности, как, например, в «Росатоме»), то такие компании гораздо проще переходят на единую платформу. Особенно легко конвертировать код, если старое приложение было написано не на нативных языках для iOS и Android, а на мультиплатформенных фреймворках. Если же компания уже инвестировала в какие-то продукты, которые публиковались в магазинах приложений, были установлены и стали частью ее деловой среды, то ей перейти на суперапп сложнее. Встает вопрос как защиты инвестиций, так и преодоления инерции пользовательских привычек. Но в любом случае интеграция старых приложений в единый суперапп — дело времени, просто где-то этот процесс будет проходить быстрее, где-то медленнее.

CNews: Какие функции или возможности платформы eXpress вы считаете залогом ее популярности среди корпоративных пользователей?

Андрей Врацкий: Два ключевых преимущества платформы, которые позволяют делать из нее супераппы, — это безопасность и скорость внедрения. Я очень люблю приводить наглядный пример «Росатома». Путь от идеи одного из мобильных смартаппов до его появления в продакшене у пользователей занял всего два месяца, а до нашего появления занимал два года. Это стало возможным по одной простой причине: нам не нужно было проходить десятки проверок информационной безопасности компании, так как в нашу платформу уже интегрированы ИБ-механизмы, подтвержденные сертификатом ФСТЭК. Именно скорость внедрения платформы и «встроенная» безопасность являются причинами ее популярности среди корпоративных пользователей.

CNews: В чем, по вашему мнению, плюсы российского ПО в сравнении с зарубежными аналогами и какова стратегия eXpress в отношении международного рынка?

Андрей Врацкий: Плюсы российского ПО, особенно в контексте супераппов, заключаются в адаптации к специфическим требованиям местного рынка и к законодательству. В свое время запад задал «облачный» тренд, куда полностью ушли Microsoft, Amazon, Oracle, Сisco. Этот тренд стал доминирующим в Европе, Китае, Индии. Всё новое появляется в «облаках», и получить инвестицию венчурного фонда невозможно, если это не SaaS-модель.

Если же компания, которой важна безопасность и кастомизация, хочет купить решение в on-premise, то выбор крайне ограничен. Сильной стороной российского ПО является именно эта модель. Так уж сложилось исторически, что у нас «облачный» тренд популяризировался достаточно сложно, поскольку российская корпоративная среда всегда отдавала приоритет безопасности. Поэтому создано много хороших продуктов именно для установки в инфраструктуре заказчика, которые не уступают мировым аналогам, и это наш первый плюс.

Второй касается уже прозвучавшей темы цифрового суверенитета. Два с половиной года нас отключают от всего, от чего только можно, а мы не то, чтобы не падаем, мы ещё и развиваемся дальше. Этот тренд можно брать и делать его своим уникальным предложением, продвигая на уровне государственных структур в странах глобального Юга, где у России репутация страны, уже построившей цифровой суверенитет. Критическая зависимость от Соединенных Штатов не нравится не только глобальному Югу, но и Европе, однако, учитывая сложившуюся политическую конъюнктуру и то, что мы пока недостаточно представлены на этом рынке, о наших цифровых решениях мало кто знает.

CNews: А у вас есть идеи по продвижению на рынок глобального Юга?

Андрей Врацкий: Нужно учитывать следующий момент: абсолютное большинство российских вендоров сейчас сконцентрированы на России, потому что огромный рынок буквально лежит под ногами. Для зарубежного рынка у нас пока мало узнаваемых локальных брендов, нужно выстраивать с нуля партнерские цепочки. Что касается стратегии eXpress на международном рынке, мы планируем акцентировать внимание на тех регионах, где есть потребность в безопасных и эффективных мобильных решениях. Мы уверены, что наши разработки могут быть интересны не только в России, и будем продолжать расширять наши возможности и адаптировать платформу под нужды зарубежных заказчиков. Наша стратегия — не спеша, шаг за шагом двигаться, осваивая Юго-Восточную Азию и Ближний Восток.

CNews: Каким вы видите будущее корпоративных коммуникаций в России в ближайшие 5-10 лет?

Андрей Врацкий: Три-четыре года назад отдельно существовали чаты, а отдельно видеоконференции. Когда Microsoft объединил их, это стало началом новой эпохи. Через несколько лет все внутрикорпоративные коммуникации соединятся в один инструмент для всех видов общения, онлайн-чатов, видеоконференций, звонков по телефону. Будущее корпоративных платформ — в слиянии.

CNews: Искусственный интеллект будет как-то задействован в этом процессе?

Андрей Врацкий: На мой взгляд, единственное применение искусственного интеллекта на данный момент — это перевод аудио в текст. На нашей платформе возможность расшифровки конференций появится к новому году, а у кого-то из конкурентов это уже есть. Но с транскрибацией могут справиться и алгоритмы, более амбициозная задача для ИИ — это саммари конференций, краткая выжимка того, что обсуждали участники и к какому итогу они пришли.

CNews: Есть ли у вас обратная связь от пользователей eXpress и какие улучшения вы планируете внедрить в ближайшее время на ее основе?

Андрей Врацкий: Мы оперативно реагируем на просьбы заказчиков, сами интересуемся их мнением. Сейчас наш главный приоритет — улучшение функциональности видеоконференцсвязи и гибкой настройки и интеграции приложений SmartApps. Мы понимаем потребности наших клиентов и можем быстро реагировать на изменения, что делает наш продукт более конкурентноспособными по сравнению с зарубежными аналогами.

erid:LjN8K2mUyРекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «Анлимитед Продакшен»ИНН/ОГРН: 7707374451 / 5167746251240Сайт: https://express.ms/