Спецпроекты

На страницу обзора
В 2013 г. мы внедрили медицинскую информационную систему, позволяющую вести электронную медицинскую карту
О том, как реализуется программа информатизации здравоохранения в Астраханской области в интервью CNews рассказал Константин Маркелов, вице-губернатор – председатель правительства Астраханской области.

Константин Маркелов

CNews: Как менялся бюджет на информатизацию здравоохранения в вашем регионе в последние 2-3 года? Каков его объем был в 2013 г? С чем вы связываете такую динамику?

Константин Маркелов: Начиная с 2011 г. объём средств, выделяемых на развитие информатизации в здравоохранении, значительно увеличился, в первую очередь благодаря реализации Программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2013 гг. Существенные суммы были выделены из средств Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Всего в рамках Программы на реализацию мероприятий по информатизации в Астраханской области было направлено 181 234,4 тыс. руб., в том числе за счет средств ФФОМС - 108 410,0 тыс.руб. (~60%), 72 824,4 тыс.руб. – из бюджета Астраханской области. В 2013 г. на эти цели было потрачено 23 459,82 тыс. руб. Однако кроме Программных денег, государственные медицинские организации в 2013 г. расходовали и собственные средства, средства из системы ОМС, всего 56 355,9 тыс.руб.

В 2012 г. были внесены изменения в №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» в части разрешения использования средств ОМС для оплаты расходов, связанных с информационным сопровождением оказания медицинских услуг. Поэтому уже в 2013 г. большая часть денежных средств, использованных на информатизацию в медицинских организациях, была потрачена именно из средств ОМС.

CNews: Расскажите, какие проекты в сфере информатизации здравоохранения были реализованы в 2013 г?

Константин Маркелов: В 2013 г. мы внедрили медицинскую информационную систему, позволяющую вести электронную медицинскую карту. Проводилась адаптация программного обеспечения, а также массовое обучение медицинских работников. Всего обучили около 4000 человек. Ну, и, конечно, мы продолжали совершенствовать процесс оказания госуслуги «Запись на прием к врачу».

CNews: Как эти проекты сказались на эффективности работы врачей и на качестве обслуживания пациентов?

Константин Маркелов: Пока рано подводить итоги, слишком мало времени прошло, чтобы оценить эффективность всей информатизации в целом. Но вот на отдельных этапах результат очень ощутим.

В первую очередь, это, конечно, предварительная запись на прием к врачу. У нас на территории Астрахани такой сервис начал внедряться в отдельных городских учреждениях здравоохранения с 2010 г., с 2012 г. – повсеместно. Наши граждане и медицинские работники уже привыкли к тому, что на плановый прием лучше предварительно записаться – это удобство, в первую очередь, для самого пациента, особенно для работающих людей, потому что ты можешь рассчитывать и планировать свое время. Это дисциплинирует как врачей, так и пациентов.

Говоря об электронной медицинской карте, главное - это возможность для врача владеть информацией обо всех оказанных пациенту медицинских услугах, вне зависимости от учреждения. Это позволит правильно провести диагностику заболевания и определить дальнейшую тактику ведения пациента, соблюдать преемственность на разных этапах оказания медицинской помощи.

CNews: Изменился ли бюджет на информатизацию здравоохранения в 2014 г. по сравнению с 2013 г.?

Константин Маркелов: Да, в 2014 г. объем бюджетных средств, выделяемых на информатизацию здравоохранения, значительно снизились, и связано это в первую очередь с окончанием реализации Программы модернизации.

Денежные средства, полученные в рамках программы, были потрачены на создание надежной инфраструктуры для медицинской системы: укрепление материально-технической базы учреждений, приобретение техники, строительство собственного центра обработки данных. В этом году вся финансовая ответственность за поддержание созданной инфраструктуры уже «легла на плечи» лечебных учреждений.

CNews: Какие проекты вы планируете реализовать в 2014-2015 годах?

Константин Маркелов: В ближайшие годы наша первоочередная задача — это интеграция с федеральными сервисами ЕГИСЗ, такими как Федеральная электронная регистратура и Интегрированная электронная медицинская карта. Также в планах стоит интеграция с другими ведомствами - ФФОМС, ФСС, ПФР. Отдельными задачами идут проекты по автоматизации лабораторных исследований и архиву медицинских изображений.

CNews: Какие сложности в процессе внедрения регионального сегмента ЕГИСЗ возникают? Какие вы видите пути их преодоления?

Константин Маркелов: Одной из основных проблем информатизации сферы здравоохранения была низкая компьютерная оснащенность медицинских организаций. Эта сложность была преодолена в рамках Программы модернизации путем закупки большого объема компьютерной техники (около 2 тыс. единиц).

Остро стоит и проблема кадрового характера, низкая компьютерная грамотность медицинского персонала и нехватка квалифицированных ИТ-специалистов в учреждениях. С целью поднятия уровня компьютерной грамотности на местах проводятся курсы для врачей и среднего медперсонала, а повсеместное использование компьютерной техники в работе помогает быстрее освоить основные приемы работы с техникой. Нехватку ИТ-специалистов мы пытаемся компенсировать путем выведения данных работ на аутсорсинг либо в медицинский информационно-аналитический центр, либо в коммерческие организации.

CNews: Какие вы видите ИТ в здравоохранении в ближайшее два-три года? Изменится ли роль ИТ в отрасли за этот период?

Константин Маркелов: С каждым годом ИТ все глубже проникает в сферу здравоохранения. Врачи в своей каждодневной работе все чаще будут обращаться к созданным информационным сервисам и опираться на них при принятии решений. Менеджеры здравоохранения будут обращаться к медицинской информационной системе как к первоисточнику для принятия дальнейших управленческих решений. Руководство региона все больше возлагает надежд на ИТ как инструмент повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.

Интервью обзора

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество внедрений в 2013 г. по типам ИС
2013 Всего на 01.01.2014 г МИС
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2013 Всего на 01.01.2014 г 2013
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее