В 2023 г. российский телекоммуникационный рынок вырос, по разным оценкам, на 5–10%. Операторы оптимизируют затраты и запускают новые бизнес-направления, чтобы оставаться конкурентоспособными. В конце прошлого года была утверждена Стратегия развития отрасли связи до 2035 года. Для ее реализации государство планирует предоставлять телеком-компаниям льготы. Однако решение поставленных задач сдерживается необходимостью импортозамещения.
Итоги развития телеком-рынка 2023
Российские телеком-компании постепенно выходят за рамки предоставления только услуг связи и активно развивают другие направления деятельности. Многие из них уже превратились в заметных игроков облачного рынка, предлагают услуги цифрового телевидения, завоевывают место на рынке информационной безопасности и видеонаблюдения. Это обеспечивает стабильный рост бизнеса.
Так, суммарная выручка топ-30 российских телекоммуникационных компаний, участников рейтинга CNews, в 2023 г. составила ₽2,3 трлн — это на 11,1% больше, чем в 2022 г. (₽2,1 трлн). Лидером рынка является «Ростелеком»: в 2023 г. компания заработала ₽707,8 млрд. На втором месте МТС: оператор получил в 2023 г. ₽606,6 млрд. На третьей строчке с показателем ₽444 млрд расположился «Мегафон». На четвертом — «Вымпелком» (₽303,5 млрд). «Операторы достаточно активно занимаются оптимизацией, снижением расходов на решения для управления сетью и монетизацией, а также разрабатывают новые бизнес-модели, чтобы увеличить маржинальность и выручку от услуг на рынке», — говорит Максим Нартов, директор по развитию бизнеса Nexign.
По данным Росстата, в 2023 г. оборот телекоммуникационных компаний увеличился на 9,7% по сравнению с 2022 г. и достиг ₽2,6 трлн. Аналитики «ТМТ-Консалтинг» оценили объем российского телекоммуникационного рынка в 2023 г. в ₽1,9 трлн, что на 5% больше, чем годом ранее (учитываются сегменты мобильной связи, интернет-доступа, платного ТВ, фиксированной телефонии, межоператорских услуг). Драйвером роста выступает рынок мобильной связи — на него приходится 61% доходов отрасли.
По их мнению, рост сегмента мобильной связи на 7,2% обусловлен, в первую очередь, повышением операторами стоимости своих услуг. Кроме того, объем мобильного трафика вырос на 15%, продолжилось восстановление рынка международного роуминга. В сегменте интернет-доступа рост на 2,5% также объясняется повышением тарифов, хотя этот фактор в значительной степени нивелируется предлагаемыми провайдерами скидками, а также увеличением доли подключений в пакете с другими услугами связи.
Динамика телеком-рынка РФ
Снижение выручки от услуг платного ТВ на 0,7% вызвано прекращением роста числа абонентов и запуском спутниковыми операторами акций, призванных удержать клиентов. Сокращение доходов от фиксированной связи на 3,4% объясняется отказом от домашних телефонов в сегменте b2c.
В целом, аналитики подчеркивают, что несмотря на то, что услуги связи все еще остаются основным источником дохода для операторов, точка роста их выручки постепенно смещается в нетелекоммуникационный сектор — медийные сервисы, ИТ-продукты и решения. Уже в настоящее время операторы находятся среди ведущих игроков рынков ОТТ-сервисов, ЦОД, облачных сервисов, ИБ, интернета вещей, видеонаблюдения и других.
В Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе официальной статистической информации подсчитали, что в 2023 г. российский рынок телекоммуникаций вырос на 10,5% по сравнению с 2022 г. до ₽2,3 трлн. Здесь учитываются доходы компаний от деятельности в области связи на базе проводных, беспроводных и спутниковых технологий, а также прочая деятельности в области телекоммуникаций.
Объем реализованных товаров, работ, услуг в 2023 г. по сегментам сектора ИКТ
Самый значительный вклад в развитие рынка вносят операторы мобильной и фиксированной связи — на них приходится 57,6% и 41,3% суммарной выручки. Доля спутниковой связи составляет 1%.
Детализация телеком-рынка по видам экономической деятельности в 2023 г.
Бизнес операторов мобильной связи вырос на 9,1%, фиксированной — на 13,2%. Сегмент спутниковой связи сократился на 8,4% по сравнению с 2022 г. Отрицательную динамику можно объяснить нетипично высоким значением показателя в IV кв. 2022 г., примерно вдвое превышающим средний квартальный показатель как 2023 г., так и первых трех кварталов 2022 г., комментируют авторы исследования.
В 2023 г. в сфере телекоммуникаций было занято 320,8 тыс. человек или 22,7% всех работников ИКТ-сектора. По сравнению с 2022 г. численность сотрудников телеком-отрасли сократилась на 5,4%. В этом сегменте самая низкая среднемесячная заработная плата — ₽95 тыс., по сравнению с 2022 г. она выросла на 10,3%.
Детализация инвестиций в основную деятельность телеком-компаний по видам экономической деятельности в 2023 г.
На телекоммуникационную отрасль приходится 48% всех инвестиций в основной капитал сферы ИКТ. В 2023 г. операторы связи направили на это ₽560,1 млрд, что на 18,2% больше, чем в 2022 г. 70,6% заявленной суммы или ₽395,3 млрд приходится на инвестиции со стороны операторов фиксированной связи — по сравнению с 2022 г. этот показатель вырос на 29,5%. Мобильные операторы занимают второе место по объему инвестиций (₽162,7 млрд). Однако по сравнению с 2022 г. они сократили вложения на 2,9%. Отрицательную годовую динамику определили итоги I кв. 2023 г. (-38.3% к I кв. 2022 г.), обусловленные ограничениями на импорт базовых станций. В последние три квартала года отмечался рост инвестиций как по сравнению с 2022 г., так и относительно предыдущих кварталов 2023 г., поясняют в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Как будет развиваться отрасль связи
В конце 2023 г. была утверждена Стратегия развития отрасли связи до 2035 года. Ее планируют реализовать в два этапа. В период с 2023 г. до 2030 г. запланировано внедрение отечественного оборудования LTE на сетях связи, завершение использование 3G, разработка инфраструктуры для стандартов 5G и 6G-Ready, выработка совместного использования опорной инфраструктуры операторами для развертывания сетей пятого поколения, создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки для обеспечения ШПД в отдельных регионах России, расширение взаимодействия научных организаций с участниками отрасли связи и т. д.
На втором этапе в 2031–2035 гг. основные усилия будут направлены на подключение к интернету с использованием сетей фиксированной связи 98% домохозяйств и социально-значимых объектов со скоростью не менее 1 Гбит/с, внедрение сетей 5G на отечественном оборудовании во всех городах с населением от 100 тыс. человек, коммерческую эксплуатацию 6G, массовый переход на технологию сетевой виртуализации и программно-конфигурируемых сетей с открытой архитектурой и возможностью встраивания сетевых приложений и т. д.
В 2024 г. появилась информация о том, что государство намерено предоставить льготы компаниям, работающим в телеком-отрасли. Речь идет о предоставлении льготных кредитов операторам связи на увеличение мощности сетей связи 4G и создание сетей 5G в городах с населением более 1 млн, а также в столицах субъектов России. Кроме того, Минцифры России предлагает установить понижающие коэффициенты для оплаты частот в различных диапазонах для сетей связи стандарта 5G.
Осложняет реализацию поставленных задач необходимость импортозамещения. «По сути, все телеком-компании сейчас решают одну большую проблему: как сделать импортозамещенный ландшафт, имея ограниченное количество развитых отечественных продуктов для полноценного перехода. И как при этом не остановить развитие бизнеса?» — говорит Иван Рыль, директор по развитию BSS компании Bercut. По его мнению, импортозамещение — правильный тренд с точки зрения автономии бизнеса от внешнего рынка, но он очень сложный в реализации. Зачастую операторы вынуждены делать большие инвестиции в покупку и замену систем, которые не планировали покупать. Миграция с любого ПО ощутима для абонентов и грозит потерей денег, поэтому эти тенденции могут отрицательно сказываться на восприятии абонентами качества услуг и клиентского сервиса. «Все постепенно меняется, продукты создаются, но на это потребуется время», — резюмирует эксперт.
Информация о первых инвестициях в проекты в области развития отечественных продуктов для телеком-отрасли уже начала появляться. Так, входящая в «ИКС Холдинг» компания Yadro, крупный российский производитель серверов и систем хранения данных, заявила, что вложит не менее ₽10 млрд в развитие собственного производственного комплекса «Ядро фаб Дубна» в Подмосковье. По мнению экспертов, по крайней мере часть этих средств будет потрачена на запуск крупного производства базовых станций для сотовых сетей четвертого поколения.
«Газпром СПКА» в июле 2024 г. запустил сборочное производство космических аппаратов, а в следующем году планирует выпускать по два аппарата в неделю. Расширение спутниковой группировки будет способствовать развитию спутниковой связи, благодаря которой доступ к высокоскоростному интернету могут получить жители сельских и труднодоступных территорий нашей страны, что, в конечном счете, оставит проблему цифрового неравенства позади. «Аквариус» намерен до конца 2024 г. наладить в России производство отечественных маршрутизаторов корпоративного класса с поддержкой Wi-Fi.
Таким образом, в ближайшие годы российская телеком-отрасль получит возможность начать полноценную миграцию на отечественные решения. Особенно ожидаемым является аппаратное обеспечение, способное выполнять необходимые функции в высоконагруженных сетях операторов не хуже, чем западные продукты.