Спецпроекты

На страницу обзора
Как «МегаФон» импортозаместил Oracle в биллинге: история миграции на СУБД Nexign Nord

Компания Nexign («Нэксайн») помогла мигрировать ключевые бизнес-системы «МегаФона» с СУБД Oracle на собственную базу данных — Nexign Nord. В результате оператор в кратчайшие сроки и без потери качества предоставляемых услуг повысил уровень независимости собственной инфраструктуры от импортного ПО и свою технологическую гибкость.

Клиент

«МегаФон» — национальный российский оператор цифровых возможностей, занимающий лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке в России.

Краткое содержание проекта

Компания Nexign («Нэксайн») помогла мигрировать ключевые бизнес-системы «МегаФона» с СУБД Oracle на собственную базу данных — Nexign Nord. В результате оператор в кратчайшие сроки и без потери качества предоставляемых услуг повысил уровень независимости собственной инфраструктуры от импортного ПО и свою технологическую гибкость.

История взаимодействия «МегаФона» и Nexign

Nexign («Нэксайн») — российский разработчик высокотехнологичных enterprise-решений для различных отраслей экономики и ведущий поставщик BSS-платформ на рынке России и СНГ.

«МегаФон» взаимодействует с Nexign в рамках своих крупнейших проектов. Самым масштабным из них стал перевод восьми филиалов оператора на единую BSS-платформу с миграцией 75 млн абонентов. Это позволило «МегаФону» оптимизировать общую стоимость владения (TCO) биллинговыми решениями на 20-30% и сократить время вывода продуктов на рынок в 2–5 раз.

В результате миграции с СУБД Oracle на собственную базу данных Nexign Nord «МегаФон» повысил уровень имортонезависимости ПО и технологическую гибкость

Сегодня главный проект Nexign и «МегаФона» — это импортозамещение прикладного ПО для биллинга. Поскольку этот процесс неразрывно связан с изменением инфраструктуры, встал вопрос и о замене СУБД Oracle, которая традиционно использовалась в большинстве высоконагруженных систем оператора.

Путь к импортонезависимой СУБД: критерии выбора решения

Работы по импортозамещению Oracle в «МегаФоне» начались несколько лет назад, когда оператор стал использовать PostgeSQL для сервисов, работа которых не влияет на непрерывность обслуживания абонентов. Однако результаты пилотных проектов быстро показали, что это open source-решение не может поддерживать критичные бизнес-системы, так как не соответствует ряду ключевых требований оператора уровня Tier 1:

  • Техническая поддержка: оператор не мог допустить работу критичных бизнес-сервисов без технической поддержки.
  • Управление безопасностью: PostgreSQL «из коробки» не соответствовал требованиям информационной безопасности «МегаФона», например, в области управления парольной политикой и правилами доступа пользователей.
  • Отказоустойчивость: необходимо было надежное решение, поддерживающее выполнение DRP (Disaster Recovery Planning) в георезервированной инфраструктуре.

Поэтому команда «МегаФона» стала анализировать рынок коммерческих продуктов, реализованных на базе PostgreSQL. В результате компания остановилась на СУБД Nexign Nord. Выбор был обусловлен тремя факторами:

  1. Стоимость: затраты оператора на лицензии и техподдержку решения Nexign в несколько раз ниже, чем на аналогичные решения на базе PostgreSQL. При этом техническая поддержка распространялась в том числе и на дополнительные open-source продукты, которые «МегаФон» захотел использовать в своей инфраструктуре совместно с Nord.
  2. Скорость: команда Nexign продемонстрировала готовность оперативно доработать Nexign Nord под специфичные требования оператора в области безопасности и отказоустойчивости. Например, изменения функциональности Nexign Nord под продукт оператора реализуются в среднем за 2-3 месяца.
  3. Сопровождение: продукт может поставляться как с расширенной технической поддержкой — предоставляются как консультирование, так и эксплуатация с круглосуточным сопровождением, — так и без нее — только консультирование и выпуск патчей и обновлений (именно этот вариант и выбрал «МегаФон», имеющий круглосуточную экспертную линию на своей стороне).

NexignNord — СУБД от надежного российского поставщика

СУБД Nexign Nord разработана на базе open source-технологий с расширенными возможностями и техподдержкой. Это полностью российский продукт, зарегистрированный в Едином реестре отечественного ПО и независимый от ПО внешних поставщиков.

Nexign Nord отличается низкими минимальными требованиями к конфигурации оборудования и позволяет разворачивать решение на отдельных изолированных серверах для повышения стабильности и снижения совокупной стоимости владения (TCO). СУБД включает кластер высокой доступности, что гарантирует максимальную надежность работы базы данных и автоматизацию задач по ее администрированию.

Чтобы соответствовать требованиям «МегаФона» в области повышения безопасности и совместимости приложений, команда Nexign доработала ядро Nexign Nord. Была реализована поддержка средств защиты по правилам ФСТЭК и расширена функциональность по управлению профилями пользователей. В частности, теперь продукт позволяет создавать ролевую матрицу доступов, хранить историю пароля с настраиваемой глубиной и проводить дополнительные проверки пароля. Также реализованы автономные транзакции и обеспечена поддержка пакетов для упрощения миграции с Oracle.

Два пути миграции

На этапе аналитики «МегаФон» рассматривал два пути миграции с Oracle.

  1. Повторить логику работы Oracle в PostgeSQL. В таком случае код ПО хранится максимально рядом с данными, минимизируя задержки при передаче информации между приложением и БД. Однако минусом этого подхода является то, что в будущем будет очень сложно снизить время простоя для установки новых версий ПО и планового обслуживания. При этом повышается стоимость поддержки из-за высоких требований к компетенциям администратора, а любые изменения ПО ограничены объемом данных в БД.
  2. Вынести логику из БД в приложение. Такой подход, с одной стороны, дает больше возможностей для масштабирования и позволяет строить ИТ-архитектуру независимо от вендора СУБД, с другой — требует выделения больших вычислительных ресурсов. «МегаФон» принял решение идти по второму пути. При этом команда оператора считала, что если миграция с Oracle затратна, то необходимо поменять прикладное ПО целиком, а не пытаться его долго и дорого переписывать.

Оператором был составлен и реализован план по миграции всех ключевых бизнес-систем по нарастанию сложности: от небольших к самым объемным, от малонагруженных к высоконагруженным. Для синхронизации данных между СУБД Oracle и Nexign Nord и быстрого отката без потери данных в случае непредвиденных ситуаций команды использовали российский аналог Golden Gate— Nexign Data Integrator. Первая миграция на Nexign Nord — миграция системы управления финансовыми продуктами в биллинге — состоялась в 2022 году.

Переход на СУБД от Nexign позволил «МегаФону» сделать очередной шаг к обеспечению технологической независимости своей ИТ-инфраструктуры. Благодаря тщательному анализу рынка и четкому пониманию требований к функциональности СУБД проект импортозамещения не оказал значительного влияния на бюджет компании — стоимость лицензий и технической поддержки Nord оказались до 10 раз ниже по сравнению с аналогичными решениями. Оператор также существенно повысил технологическую гибкость в области СУБД, так как новый продукт позволил создавать дополнительные расширения и модули для решения бизнес-задач оператора. На текущий момент объем инфраструктуры «МегаФона», на которой функционирует новая СУБД Nord, превышает 5 тысяч ядер ЦП.

«Результаты проектов миграции с «МегаФоном», одним из лидеров телеком-рынка, подтвердили, что продукт Nexign Nord готов к эксплуатации в высоконагруженных системах как с точки зрения высокой производительности и надежности самого продукта, так и уровня экспертизы команды Nexign. СУБД Nord подходит для компаний крупного и среднего бизнеса, которые переходят с Oracle на PostgreSQL, используют PostgreSQL или ищут корневую базу данных для разработки своих решений», — комментирует Максим Нартов, директор по развитию бизнеса Nexign.

Благодаря тщательному планированию работ и предварительной аналитике по определению очередности миграции бизнес-систем со стороны оператора и Nexign работы по замене СУБД не повлияли на доступность сервисов «МегаФона». Сегодня Nexign Nord — это целевая СУБД в инфраструктуре «МегаФона» для всех новых систем оператора.

erid:LjN8KEoEwРекламодатель: АО "НЭКСАЙН"ИНН/ОГРН: 7801019126/1027809251744Сайт: https://nexign.com/ru