Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Матюшин, Nexign: Операторы выходят за пределы телекома и адаптируют ИТ-инфраструктуру к изменениям

Автоматизация партнерских экосистем, экономия в 10 раз при импортозамещении СУБД в биллинге, налаженный конвейер для включения open-source продуктов в техстек компании — редакция CNews поговорила с Михаилом Матюшиным, генеральным директором Nexign, о том, как новые технологии помогают современному оператору стать быстрее и эффективнее.

Михаил МатюшинNexign

CNews: Расскажите, чем занимается Nexign и в каких областях вы являетесь экспертами.

Михаил Матюшин: Nexign — вендор высоконагруженных систем с более чем 30-летней историей на рынке. Мы отслеживаем изменения рынка как в России, так и за рубежом, разрабатываем решения как для телеком-компаний, так и для других отраслей экономики. В телекоме наша компания — ведущий поставщик BSS-платформ и решений для монетизации сетей 4G/5G. Мы помогаем крупнейшим операторам сотовой и фиксированной связи России и СНГ трансформироваться, быстрее выводить продукты на рынок, упрощать и оптимизировать бизнес-процессы.

CNews: С какими вызовами сегодня сталкивается международный и российский телеком? Какие вызовы ожидаются в будущем?

Михаил Матюшин: В долгосрочной перспективе один из ключевых вызовов — это сохранение роста общей выручки и защита основного бизнеса. По прогнозу Analysys Mason, в 2023-2028 годах сервисная выручка операторов будет ежегодно расти всего на 1%. При этом традиционные сервисы — мобильная и фиксированная связь, передача данных и доступ в интернет, кабельное и спутниковое вещание — по-прежнему будут составлять большую часть общей выручки оператора (в среднем 71,4% по оценке аналитиков). В России картина более оптимистичная: в прошлом году большинство лидеров рынка отчитались о росте выручки на 7-9%, такие же показатели ожидаются в ближайшие 5 лет, а рынок связи в целом уверенно растет на 2-3% в год. Но и у нас операторы получают основную прибыль от базовых телеком-услуг, в то время как интерес и деньги клиентов продолжают перетекать к поставщикам цифровых сервисов: онлайн-кинотеатрам, музыкальным стримингам и т.п. Стоит задача удержать клиентов в перенасыщенном розничном бизнесе. Поэтому операторы выходят за пределы телекома, развивают цифровую инфраструктуру и формируют собственные контентные стратегии. А на рынках B2B/B2G, где, в отличие от ритейла, еще есть потенциал развития комплексных телеком-услуг и цифровизации, активно растет конкуренция. И именно выручка от новых B2B-направлений — облачных сервисов, сервисов видеоаналитики, рекламных услуг — растет двузначными цифрами.

Михаил Матюшин, Nexign: В долгосрочной перспективе один из ключевых вызовов — это сохранение роста общей выручки и защита основного бизнеса

В краткосрочной перспективе для российского телекома по-прежнему актуален вопрос импортозамещения, особенно в области радиооборудования и ядра сети, но здесь мы уже видим первые отечественные решения и сформированную дорожную карту. Идет ужесточение государственного регулирования в области связи, например, в сфере борьбы с мошенничеством или работы объектов критической инфраструктуры (КИИ) — здесь операторам требуются значительные инвестиции, перестройка процессов, а зачастую и замена ИТ-контура, архитектуры рабочих решений. Мы как вендор импортонезависимых продуктов для биллинга и сетей 4G/5G активно участвуем в работе ИЦК, помогаем операторам определять приоритеты в области замены иностранного ПО. Конечно, для глобального рынка тема импортозамещения не актуальна, там наиболее острые вопросы — обеспечение окупаемости инвестиций в развертывание сети инфраструктуры 5G и общее повышение эффективности операционной деятельности при снижении совокупной стоимости владения (ТСО). Мы в этом направлении тоже работаем с нашими зарубежными клиентами.

CNews: Какие технологии оказывают влияние на развитие телекома?

Михаил Матюшин: В начале лета мы собрали на своей ежегодной конференции NexSummIT ключевых представителей телеком-индустрии РФ и СНГ и провели исследование текущего состояния телеком-рынка России. В вопросе про ключевые технологии, которые окажут наибольшее влияние на ИТ-стратегию телеком-индустрии в ближайшие 5 лет, операторы в первую очередь назвали традиционный ИИ, включая машинное обучение и предиктивную аналитику (50%), генеративный ИИ (40%) и микросервисную архитектуру (37%). Такой высокий интерес к ИИ не удивителен: операторы тестируют кейсы его использования и в BSS/OSS, и в сетях — как на российском, так и на международном рынке. Например, одна из актуальных сфер применения ИИ — это кибербезопасность и борьба с телефонным мошенничеством. Технологии на базе ИИ могут автоматизировать устранение угроз: идентифицировать и запоминать голос мошенника, блокировать потенциально опасные звонки, повышать безопасность уязвимых активов. Операторы также повышают автономность работы сетей, помогают прогнозировать и устранять проблемы на сети.

Один из ключевых кейсов применения генеративного ИИ — это поддержка клиентов в формате чат-ботов и copilot-решения для операторов службы поддержки. Они помогают ускорить работу с обращениями, разгружая первую и вторую линии поддержки. Также операторы, как и многие другие крупные компании, планируют использовать генеративный ИИ для решения задач, связанных с операционной поддержкой бизнеса — например, для автоматизации HR-функций и работы с договорами.

Сейчас ажиотаж вокруг ИИ спадает, активность вендоров и операторов по публичному представлению новых ИИ-решений немного снизилась. Это хороший знак, говорящий о том, что технология начинает проходить тестирование реальностью, скоро будут появляться рабочие кейсы с результатами. Например, мы внутри Nexign сейчас тоже проводим пилотирование генеративного ИИ: внедряем умного ассистента Nexy в Neon HRM и смотрим, как сотрудники его используют, насколько удовлетворены его ответами, как снижается при этом нагрузка на наш HR. В перспективе мы планируем масштабировать успешные ИИ-кейсы на наши HR- и телеком-решения для клиентов.

CNews: Есть ли существенные различия в ИТ-трендах национального и глобального телекома?

Михаил Матюшин: Конечно, здесь есть и сходства, и своя специфика. Например, интерес к технологиям ИИ и обеспечение безопасности актуальны как для зарубежных, так и для отечественных операторов. Но в то же время в мире активнее идет внедрение 5G: уже более 300 операторов запустили новое поколение связи в коммерческую эксплуатацию, доступны предложения на базе сегментации сети, активно строятся выделенные частные сети. В России же запуск серийного производства отечественных базовых станций для 5G планируется только в следующем году, а создание инфраструктуры для 5G-сетей в российских городах с населением более 1 млн жителей — к 2028 году.

Еще одно сходство, объединяющее российский и международный телеком — проблема дефицита кадров. Например, в России из-за расширения спектра услуг, трансформации операторов в полноценные ИТ-компании и импортозамещения технологий сильно изменились требования к персоналу: здесь нужны люди, не только понимающие, как работает сеть оператора, но и разбирающиеся в тех ИТ-технологиях, которые раньше телекому были не нужны: облаках, машинном обучении, генеративном ИИ, метавселенных и т.п.

CNews: Как изменения влияют на экономику бизнеса операторов?

Михаил Матюшин: В стремлении выйти за пределы телекома операторы активно строят партнерские экосистемы. Если вчера партнерами оператора были дилеры и салоны продаж, то сегодня это более широкое понятие, включающее поставщиков цифрового контента, сервисы каршеринга или производителей девайсов для умного дома. Продажи телеком-услуг через партнерские каналы растут, как и растут продажи услуг партнеров через собственные каналы оператора. Автоматизировать их и настроить взаимовыгодные схемы расчетов с разными типами партнеров помогают специализированные решения, например, Nexign Partner Management.

Но, несмотря на диверсификацию бизнеса и развитие собственных экосистем, главным активом операторов по-прежнему остаются телеком-бизнес и абонентская база. Поэтому на первое место выходят подходы и инструменты, которые повышают их доходность и эффективность. Мы сейчас прорабатываем разные решения, в том числе на базе ИИ, которые позволяют оператору повышать ARPU клиентов и прогнозировать отток. Например, один из наших продуктов на базе ML, Nexign Anomaly Detector, автоматизирует обнаружение аномалий в метриках бизнес-процессов: платежей, активации SIM-карт, транзакций через VAS-платформы партнеров, что позволяет поддерживать высокое качество клиентского опыта.

CNews: Есть ли поле для «цифровой трансформации» телеком-бизнесов, которые давно цифровые? Или все сводится к оптимизации инструментов и бизнес-процессов?

Михаил Матюшин: Несмотря на то, что телеком — это давно цифровой бизнес, здесь тоже есть место трансформации. Чтобы выжить на таком высококонкурентном рынке, операторам приходится меняться: быстрее тестировать гипотезы, анализировать данные и принимать решения, как на стратегическом уровне топ-менеджеров, так и на самом базовом уровне — уровне специалистов клиентской поддержки. Скорость, в свою очередь, — это отражение правильности выстроенных бизнес-процессов и ИТ-архитектуры. Сколько бизнес-систем используется для принятия решения или вывода нового продукта на рынок? Можно ли сократить количество этих систем? Если нет, то насколько хорошо эти системы интегрированы между собой? Можно ли заменить в процессе человека на машину, или даже на ИИ? Большинство наших последних проектов по-прежнему связаны с консолидацией разных биллинговых систем: унифицируя ландшафт и убирая дупликацию процессов, операторы снижают время вывода новых продуктов на рынок до 80%, время на ежемесячный биллинг в 8 раз.

Важно, чтобы все новые бизнес-идеи и инициативы оператора получали оптимальную поддержку на ИТ-уровне. Другими словами, необходимо не только дать техническую базу для развития новых сервисов, но и повысить эффективность связанных с ними операционных процессов. Если оператор выходит за пределы телекома, трансформируется в поставщика цифровых услуг, то ему необходимо иметь возможность легко добавлять в свой портфель и монетизировать нетелеком-услуги. Мы иногда используем термин «конвергенция 360°»: здесь речь идет не только про поддержку на одной BSS-платформе разных типов сетей, но и про универсальный подход к управлению любыми услугами и их единообразной тарификации. В противном случае вывод новых сервисов на рынок выливается в долгий цикл доработок, включающий привлечение вендора, но в таких условиях легко упустить клиентов, которые уйдут к более быстрому конкуренту.

Сейчас постоянно появляются новые технологии, которые могут оказаться более экономически выгодны оператору, поскольку позволяют решать рутинные задачи более оптимальным способом. Их необходимо отслеживать. Например, как уже было сказано, решения на базе генеративного ИИ ускоряют работу службы поддержки. Решения low-code/no-code применимы в телекоме, причем не только в BSS-контуре для конфигурации продуктов и бизнес-процессов, но и ближе к сети. Отличный пример — это Nexign Mediation, наша low-code платформа для предбиллинга, в которой сценарии работы с данными сети строятся в визуальном drag-and-drop конструкторе.

Также операторам можно смотреть в сторону коммерческого ПО, созданного на базе open-source решений. Такой подход позволяет оптимизировать затраты на лицензии, но при этом минимизировать риски использования. Например, Nexign разрабатывает решения на базе open-source технологий, но мы дорабатываем их в области обеспечения высокого уровня информационной безопасности и отказоустойчивости, а также обеспечиваем расширенную поддержку. Это критические требования для любого оператора. В частности, сейчас в МегаФоне идет проект по миграции биллинговых систем с Oracle на СУБД Nexign Nord. Уже сейчас оператор сэкономил на лицензиях в 10 раз по сравнению с аналогичными СУБД на российском рынке.

CNews: Как вы принимаете решение о включении open-source технологии в стек ваших решений?

Михаил Матюшин: Мы настроили внутри компании процесс работы с open-source технологиями и научились выбирать оптимальные решения под конкретные бизнес-задачи. Поэтому, когда при разработке встает вопрос «Clickhouse или ScyllaDB», коллеги идут по утвержденному процессу. Любой отдел — разработка, внедрение, эксплуатация, продажи — может выдвинуть предложение о включении новой технологии в стек. Далее оно проходит процесс фильтрации и согласования фиксированной командой, в которую входят информационная безопасность, архитекторы, юристы и финансы. Здесь анализируются выгоды и риски. Базовый принцип, используемый при принятии решения — «не навреди»: мы не меняем технологии без весомой причины. Среди критериев отбора — функциональность, минимизация рисков, лучшая надежность, производительность и устойчивость решения, сокращение техстека, экономическая выгода. Мы принимаем решение о необходимости и приоритетности включения технологии в стек решений Nexign только после тщательного анализа всех факторов.

CNews: Как вы помогаете клиентам адаптироваться к новым технологиям? Есть ли программы обучения?

Михаил Матюшин: Многие продукты иностранных вендоров использовались операторами на протяжении многих лет. Сотрудники оператора изучали, как они работают, привыкали к логике и интерфейсам, наращивали необходимую экспертизу. Конечно, после ухода иностранных вендоров и неизбежного импортозамещения ключевых продуктов им требуется ре-скиллинг, который включает как освоение функционала, так и преодоление страха перед изменениями. Поэтому обучение новому продукту — это неотъемлемая часть процесса внедрения новой системы, и компании зачастую запрашивают курсы по подготовке сотрудников у вендора. Мы всегда стремимся показать сотрудникам клиента пользу и перспективы наших продуктов, объясняем, чем они удобны и как могут помочь в решении типовых сценариев и повысить эффективность выполнения задач. У нас также есть образовательная площадка Nexign Academy, и наши эксперты готовы предложить клиентам необходимую помощь в развитии hard- и soft-скиллов сотрудников.

Краткая биография

Михаил Матюшин, генеральный директор Nexign

  • Михаил начал карьеру в Nexign ведущим инженером в 2003 г.
  • В 2018 он возглавил работу над проектами с МегаФоном, одним из ключевых клиентов Nexign.
  • В 2019 стал техническим директором компании.
  • В сентябре 2023 года Михаил назначен на должность генерального директора.
  • Он отвечает за стратегическое планирование и развитие компании.
erid:LjN8K7nnpРекламодатель: АО "НЭКСАЙН"ИНН/ОГРН: 7801019126/1027809251744Сайт: https://nexign.com/ru

CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: