Спрос на российские ВКС растет. Однако заказчики говорят, что разработчики не могут предложить полноценную альтернативу Microsoft Teams. Необходимо развивать экосистему отечественных ВКС, и тогда в течение 3-5 лет российские производители смогут не просто полностью заменить иностранные продукты, но и создать системы, конкурентоспособные на мировом рынке, уверен Станислав Иодковский, гендиректор IVA Technologies.
Станислав ИодковскийIVA Technologies
CNews: Пандемия и удаленная работа привели к росту спроса на системы унифицированных коммуникаций. А события 2022 г. — к росту спроса на продукты отечественных разработчиков. Создается впечатление, что рынок UC — один из бенефициаров событий последних 3 лет. Что вы об этом думаете?
Станислав Иодковский: Пандемия, действительно, дала мощный толчок развитию рынка унифицированных коммуникаций. Однако в 2022 году, когда она закончилась, люди вернулись от удаленного к гибридному формату работы, сократили объем дистанционного общения, стали чаще встречаться лично.
С другой стороны, ситуация 2022 года повлияла на всех российских разработчиков, и рынок унифицированных коммуникаций, в том числе, стал ее бенефициаром. Однако компании, которые занимаются системным ПО, таким как операционные системы, почтовые сервисы, выиграли значительно больше. Ведь раньше импортозамещение системного ПО, если честно, имело слабые темпы и в большинстве своем носило лишь пилотный характер, за редким исключением. Полноценный перевод с Windows на Linux практически всех сервисов, включая информационные системы, системное ПО и инфраструктуру, начался только сейчас.
Поэтому правильнее сказать, что все российские разработчики являются бенефициарами и получили исторический шанс превратиться из гаражных кооперативов во взрослых игроков, которые будут определять технологическое развитие страны на десятилетия.
CNews: Расскажите на примере IVA Technologies, какими были последние 3 года?
Станислав Иодковский: С 2019 года наша компания растет примерно на 200% в год. В 2022 году выручка увеличилась в 2,6 раза с 580 млн до 1,5 млрд, а чистая прибыль превысила 1 млрд. В 2023-2025 году мы планируем сохранить темпы роста в том числе за счет вывода на рынок параллельных решений — оконечного оборудования, такого как телефония, саунд-бар, видеотерминалы.
CNews: Тем не менее, наиболее популярным продуктом до сих пор остается MS Teams. Заказчики говорят, что его невозможно полностью заменить одним отечественным решением. Вы согласны с этой точкой зрения?
Станислав Иодковский: Отчасти они правы, потому что Microsoft Teams – это консолидация в едином супер-апе всей экосистемы Microsoft, всех инструментов совместной работы и офисных сервисов. Честно скажу, мы тоже стремимся к такой концепции. По ВКС мы сделали классный продукт, наверное, один из лучших на российском рынке. У нас уже начинаются международные продажи, пока это небольшие проекты на 50-100 тыс. долларов, но тем не менее.
Мы хотим в течение трех лет сделать полноценную замену Microsoft Teams, и даже немножко больше. Мы внедряем искусственный интеллект, который позволит решать задачи с помощью корпоративного электронного помощника. Например, уже сейчас в нашей ВКС можно поручить роботу создать конференцию и пригласить на нее конкретных людей. С помощью чат-бота в Телеграмм или в мессенджере он отправит приглашения, люди смогут ответить, предложить альтернативное время.
Скоро то же самое можно будет делать по другим сервисам. Например, «Ива, создай отчет о деятельности по МСФО», «дай справку 2-НДФЛ», «забронируй переговорку», «проверь почту» и так далее. Плюс, конечно, у нас будет постановщик задач, контроль их выполнения и многое другое.
Но Microsoft — это мегакорпорация, у которой огромное количество интеллектуальной собственности, и повторить Teams, конечно, не так просто, как хотелось бы. За Microsoft Teams стоит десятки бэкэндов, которые являются одними из лучших в мире. Создать их в одиночку невозможно. Поэтому мы развиваем сотрудничество с коллегами. Например, интегрировались с почтовым сервисом CommuniGate Pro — теперь из него можно запускать любые сервисы ВКС. Сотрудничаем с VK Teams, Express, «МойОфис», ГК «Астра». Сейчас российские разработчики консолидировались, и возможно совместными усилиями мы сможем создать продукт даже более привлекательный, чем Microsoft Teams.
CNews: Какие пожелания по доработке продукта высказывают заказчики?
Станислав Иодковский: Фантазия заказчиков не знает предела. Конечно, мы прислушиваемся к их пожеланиям. Например, в дорожную карту на этот год, помимо интеграции с почтовыми, офисными приложениями или приземления на российские операционные системы, заложили адаптацию нативных клиентов под основных игроков российского рынка ОС.
Есть задача интеграции с российскими производителями средств информационной безопасности — они хотят иметь возможность сканировать наш бэкэнд сторонними решениями, в основном продуктами «Лаборатории Касперского».
Заказчики Teams избалованы, они понимают, чего они хотят. Например, реализовать дополнительную роль наблюдателя, который сможет управлять правами внешних и внутренних пользователей. Есть много сценариев, которые удобны и важны для наших заказчиков с точки зрения эксплуатации и безопасности. Поэтому, выражаясь на нашем сленге, backlog трещит по швам:)
CNews: Заказчики уже начали миграцию на отечественные ВКС или пока только присматриваются к новым решениям?
Станислав Иодковский: Миграция идет полным ходом и будет продолжаться еще несколько лет, потому что это сложный процесс. Он затрагивает все бизнес-процессы, требует обучения технических специалистов, которые будут заниматься и поддержкой решения, и пользователей.
Практически все государственные ведомства уже перешли на российские решения, госкомпании и крупный бизнес активно этим занимаются. На иностранных продуктах пока остается средний и малый бизнес: для него миграция — это слишком дорого, а использование иностранных решений — не слишком критично.
Кроме того, MS Teams до сих порт используют образовательные организации, потому что Microsoft продолжает бесплатно предоставлять им свой сервис. Наверное, это не будет продолжаться вечно. Мы с коллегами по рынку посчитали, что Microsoft дарит около 100 млн долларов ежедневно образовательной системе Российской Федерации. Вопрос — зачем он это делает, с учетом того, что все данные идут через их сервера? Наверное, эти данные как-то анализируются.
CNews: Как происходит миграция на ваше решение? Сколько времени она занимает?
Станислав Иодковский: Обычно это безболезненный процесс. Мы полностью интегрируемся с каталогами, то есть списками сотрудников и их правами. Кроме того, IVA — стабильная и интуитивно понятная система. Сложности возникают только со службами безопасности, которые, как правило, придерживаются позиции «Ничего не трогаем, все закрываем», а нам необходимы определенные открытые порты внутри инфраструктуры.
Если одновременно с нашим решением внедряются продукты коллег по рынку, например, CommuniGate Pro или «МойОфис», требуется время на интеграцию с учетом технической и нормативной специфики заказчика. На это может уйти до полугода.
CNews: Возможно ли использование имеющегося у заказчика оборудования другого производителя при работе с IVA UC?
Станислав Иодковский: Эту проблему мы давно решили. Например, у некоторых заказчиков смогли сохранить серверную ферму Avaya, развернули на ней IVA, интегрировали ее cIP-телефонией, терминалами. По сути, сейчас заказчик заменил только ядро системы, а иностранное оборудование будет менять по мере выхода из строя на наше или наших партнеров.
CNews: Какое оборудование вы производите?
Станислав Иодковский: Мы производим целую линейку оборудования. Во-первых, это платформа защищенной видеоконференцсвязи IVA AVES S и видеотерминал защищенной видеоконференцсвязи IVA LARGO. Они создаются в кооперации с одним из российских производителей разработчиком телекоммуникационного оборудования, средств сетевой безопасности, ИТ-платформ и платформ предоставления услуг. Объем продаж этих решений примерно 1000 штук в год.
Скоро появится видеотерминал IVARoom. Это единственный на 98% отечественный видеотерминал на российском процессоре «Байкал», сделанный в России. Из китайского там только текстолит, транзисторы на плате и PTZ-камера. Сейчас мы готовимся к запуску промышленного производства таких решений объемом до 10 000 устройств в год и, наверное, с сентября они будут доступны на складах у дистрибуторов.
Кроме того, мы готовим запуск новой линейки телефонов объемом до 100 000 устройств в год. К сентябрю заработает серийное производство в России в соответствии с требованиями Минпромторга к отечественному оборудованию. Из иностранного в телефоне только китайский чип и транзисторы.
CNews: Проблем с поставками процессоров «Байкал» нет?
Станислав Иодковский: Мы закупили первую партию для производства тысячи видеотерминалов IVA Room. Что будет дальше, пока не могу сказать. Но наша плата поддерживает и x86, и ARM-архитектуру. Так что мы можем использовать процессоры и Intel, и «Байкал», и китайские чипы, благо их достаточно. Так что технологическую безопасность мы обеспечили.
CNews: Не могу не спросить про кадровые проблемы. Вам удается справляться имеющимися ресурсами или приходится нанимать новых специалистов? Если второе, то как вы решаете эту проблему?
Станислав Иодковский: Специалистов мы берем с рынка. В иностранных компаниях, которые ушли из России, были выращенные десятилетиями сильные кадры. Далеко не все из них согласились на релокацию. Так что к нам на работу в прошлом году, вышли, наверное, десять крутых ребят из Huawei, Cisco.
Тем не менее, проблема с разработчиками по-прежнему актуальна. Кадров на рынке не хватает, за них идет борьба. Но я бы не сказал, что ситуация критическая или она сильно изменилась после начала СВО и мобилизации. Все-таки, IVA Technologies — это ИТ-компания, и ее сотрудникам положена отсрочка. Теперь это стало нашим конкурентным преимуществом перед, например, предложениями банков.
CNews: В прошлом году вы говорили о планах выхода на зарубежные рынки. Удалось их реализовать?
Станислав Иодковский: На сегодняшний день у нас есть контракты в странах СНГ — Казахстане, Белоруссии, Таджикистане. Выход на зарубежные рынки мы планируем года через три. Ведь для того, чтобы выйти на рынок, например, ОАЭ, Турции, стран АСЕАН, нужно примерно миллион долларов в год. А с учетом того, что сейчас мы только догоняем Microsoft, вступать в свободную конкуренцию с продуктом, который обладает существенными преимуществами, нецелесообразно. Тем более, что в настоящее время мы полностью загружены задачами на внутреннем рынке.
CNews: Какие «фишки», на ваш взгляд, могли бы сделать ваше решение лучшим на российском, а может быть и на мировом рынке?
Станислав Иодковский: Я уже говорил, что нам надо расширять экосистему продуктов и догонять не только Microsoft Teams, но и Cisco, и Avaya. Мы активно движемся в этом направлении, и что-то мне подсказывает, что уже вырвались в лидеры.
Конечно, мы предложим классные «фишки». Как я говорил, основная фича в следующем году — это голосовой помощник для корпоративных коммуникаций, который будет создавать протоколы, раздавать задачи и собирать отчеты, чем упростит жизнь и руководителям, и сотрудникам любой компании.
CNews: Насколько критично для развития подобных технологий наличие 5G, которое, похоже, в России откладывается?
Станислав Иодковский: Архитектура нашего решения не привязана к конечному оборудованию, ширине каналов. Микширование происходит на уровне бэкэнд-сервера. Есть определенная зависимость от 4G по задержкам. Плюс 4G не позволяет делать параллельные порты.
Однако со временем требования к качеству связи будут расти. Сейчас наша архитектура поддерживает 4К, но через 3-5 лет все перейдут на 8К. Появится система искусственного интеллекта, которая будет в режиме реального времени добавлять маски. Так что надеюсь, что к этому времени в России появится 5G. Но все-таки эта технология нужна, скорее, для беспилотного транспорта.
Однако есть технологии, которые надо начинать развивать уже сейчас — дополненная реальность, виртуальная реальность для носимых устройств. Над этим уже работает Google. И такое будущее точно будет зависеть от высокоскоростного интернета.
■ erid:Kra23d5FqРекламодатель: ООО «ИВКС»ИНН/ОГРН: 1615013655/1171690071838Сайт: www.iva-tech.ru