Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Мобильная связь

«Вымпелком» рассказал, за что платил в Узбекистане

CNews продолжает расследование взаимоотношений российских телекоммуникационных операторов с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Как сообщили изданию в компании, «Вымпелком» приобрел у дружественных Каримовой структур 3G-лицензию за $25 млн. По похожей схеме МТС купила 4G-лицензию в Узбекистане за $20 млн.

Телекоммуникационный оператор «Вымпелком» раскрыл новые подробности о сотрудничестве с людьми из окружения дочери президента Узбекистана Ислама КаримоваГульнары Каримовой. Напомним, на прошлой неделе стало известно, что партнером «Вымпелкома» в Узбекистане выступал гибралтарский офшор Takilant, принадлежащий модельеру Гаянэ Авакян. До недавнего времени Авакян возглавляла созданный Каримовой «Дом стиля».

Как рассказал CNews представитель группы Vimpelcom (в нее входит «Вымпелком») Бобби Лич (Bobby Leach), осенью 2007 г. узбекская «дочка» «Вымпелкома» - Unitel – приобрела 3G-лицензию для работы в республике. Продавцом выступила одна из структур Takilant, сумма сделки составила $25 млн. Примечательно, что в тот год в «Вымпелкоме» утверждали, будто компания просто получила 3G-лицензию от узбекских властей без каких-либо сделок.

Впрочем, с формальной точки зрения здесь может и не быть противоречий. Купля-продажа частот в Узбекистане не допускается, и для осуществления сделки принадлежащая Takilant структура должна была сначала сдать 3G-частоты властям, которые затем уже передали их «дочке» «Вымпелкома».

Перед этой сделкой основной конкурент Unitel – «Уздунробита» («дочка» МТС) - уже получил 3G-частоты. Но на сделку с Takilant «Вымпелком» мог пойти не только из-за желания догнать конкурента: как раз осенью 2007 г. Узбекское агентство связи и информации пригрозило приостановить действие лицензии Unitel из-за систематических сбоев в работе сети. В итоге угроза не была реализована.

Сотрудничество «Вымпелкома» с узбекским партнером началось весной 2007 г. Тогда Takilant за $20 млн выкупил у «Вымпелкома» 33% акций офшора Freevale Enterprises, владевшего 21% акций Unitel (перед сделкой российской компании принадлежали все 100% акций узбекского оператора). Получается, благодаря сделке с 3G-частотами Takilant уже через полгода вернул все свои инвестиции в «дочку» «Вымпелкома» с прибылью в 25%.

Кроме того, стороны подписали call- и put-опционы, которые позволяли «Вымпелкому» выкупить, а Takilant – продать свою долю в Unitel. Опцион был реализован в 2009 г.: «Вымпелком» вновь стал 100% акционером Unitel, заплатив за возврат акций $57,7 (почти в три раза больше, чем они были проданы). Таким образом, всего близкая к Каримовой Гаянэ Авакян заработала на операциях с «Вымпелкомом» $62,7 млн.

Хотя Авакян не имеет отношения к телекоммуникациям, а в 2007 г. ей было всего 24 года, тогда же она помогла с выходом на рынок Узбекистана другой зарубежной телекоммуникационной компании — шведско-финской TeliaSonera. Купив 100% акций третьего по величине сотового оператора республики Coscom, вскоре скандинавы приобрели у Takilant 3G-лицензию и номерную емкость. За это TeliaSonera заплатила $30 млн и 25% акций Coscom с обязательством обратного выкупа, в 2010 г. 18% из этого пакет акций были приобретены скандинавами за $220 млн.

А в 2010 г. TeliaSonera приобрела также в Узбекистане частоты для 4G (стандарт LTE). Как утверждает шведская телепрограмма Uppdrag Granskning, за это скандинавы заплатили все тому же Takilant $55 млн. Причем источник телепрограммы говорит, что сама TeliaSonera не испытывала потребности в частотах для LTE: под эту технологию все равно отсутствовали абонентские устройства. «Просто Каримова нуждалась в деньгах и в правительстве нашли актив, который можно продать, а TeliaSonera не могла ей отказать», - объясняет собеседник Uppdrag Granskning.

По похожей схеме LTE-лицензию в республике получала МТС. В 2008 г. компания разместила депозит на $20 млн в офшоре Tammaron, объяснив это представившейся возможностью получения 4G-частот в Узбекистане. Год спустя частоты были получены, однако сам депозит МТС списал в убыток. Кто стоит за Tammaron, неизвестно, однако если учитывать, что МТС приобретало «Уздунробита» у гражданского мужа Каримовой Рустама Мадумарова, можно предположить, что и в этой сделке был след окружения дочери узбекского лидера.

После того как шведским телевидением в сентябре был продемонстрирован документальный фильм о сотрудничестве TeliaSonera с Гульнарой Каримовой, власти страны начали расследование и арестовали счета Takilant. Глава TeliaSonera Ларс Нуберг даже пригрозил уйти в отставку, если обвинения в коррупции будут подтверждены.

Однако в отношении Vimpelcom никаких расследований не будет, уверены в компании. «При заключении сделок с Takilant наш партнер заверил нас, что его деятельностью полностью соответствует Закону США «О противодействии коррупции за рубежом», - говорит Лич. - Обе сделки имели положительное заключение внешнего американского консультанта и были единогласно одобрены советом директоров. После появления информации в СМИ о Takilant комитет по корпоративному управлению, состоящий из трех независимых директоров, вновь поручил внешнему консультанту детально проверить сделки, и вновь никаких нарушений выявлено не было».

Игорь Королев