Разделы

Телеком Бизнес Беспроводная связь

Беспроводная связь: продавцов больше, чем покупателей

В апреле CNews организовал круглый стол, посвященный проблемам и перспективам беспроводных технологий в России. Несмотря на бурный рост рынка, здесь есть ряд серьезных проблем. Среди них надо отметить дефицит частот, дисбаланс спроса и предложения, а также дороговизну оборудования.

В ходе круглого стола приводилась различная статистика, характеризующая современный российский рынок широкополосного беспроводного доступа (ШБД). В целом, этот сегмент, несмотря на все его сложности, растет быстрее, чем другие сегменты и чем российский телекоммуникационный рынок в целом. При этом, как следует из данных, приведенных руководителем направления беспроводных технологий компании CompTek Станиславом Рыбалко, рынок ШБД довольно централизован и продолжает укрупняться. Несколько крупных игроков, таких как "Синтерра", "Энфорта", ArtCommunications, "Квантум", "Старт Телеком", OptiTelecom, "Комстар-ОТС", ряд сотовых операторов, по его оценке, контролирует около 70% рынка, в то время как остальные 30% делят примерно 100 независимых операторов (несколько лет назад их было существенно больше). Объем рынка оборудования широкополосного радиодоступа за 2006 год, по оценке г-на Рыбалко, составил около 40 млн долл., а его ожидаемый прирост в 2007 году прогнозируется на уровне 35-40%.

Вместе с тем, производителей и поставщиков оборудования значительно больше, чем покупателей, а "удобных" частот меньше, чем нужно для быстрого развития рынка. Помимо дисбаланса спроса и предложения в сегменте оборудования радиодоступа и дефицита частот также отмечалась высокая стоимость оборудования.

Смотреть видео
с круглого стола

Видео -круглый стол «Беспроводные технологии в России»

На мероприятия были обозначены следующие основные тенденции рынка ШБД. В сегменте услуг это консолидация операторов связи, рост инвестиционной привлекательности рынка и степени доверия к технологии, увеличение уровня проникновения. В сегменте оборудования он отметил такие тенденции, как конвергенция разных протоколов в одном устройстве, смещение акцентов, с одной стороны, в сторону универсальности оборудования, с другой – в сторону его специализации. Кроме того, наблюдается уменьшение зоны обслуживания базовых станций в городах и рост популярности комнатных абонентских устройств.

Г-н Рыбалко также обозначил основных поставщиков оборудования, доминирующих на российском рынке - InfiNet Wireless (система Revolution 5000), Alvarion (BreezeAccess VL), Motorola (Canopy). В классе систем, отвечающих требованиям стандарта IEEE 802.16d, он отметил компании Alvarion (BreezeMAX), Aperto Networks, Redline Communication, AirSpan, а в классе решений Wi-Fi (всепогодное оборудование стандарта IEEE 802.11 b/g) - Cisco Aironet, SmartBridges, Proxim и др. Основные потребители такого оборудования – операторы, государственные учреждения и коммерческие компании, а также частные лица, т.е. практически весь спектр потребителей.

Станислав Рыбалко: В России востребованными окажутся относительно недорогие решения

На вопросы CNews ответил Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek

CNews: Согласны ли вы, что спрос на рынке беспроводной связи значительно меньше предложения? Что заставит это соотношение измениться?

Станислав Рыбалко: Сейчас на рынке беспроводного широкополосного радиодоступа переломный момент. Рынок из нишевого грозится стать массовым, благодаря стандартизации и планируемому удешевлению. С одной стороны, на этот рынок стремятся сейчас все крупные производители телекоммуникационного оборудования, с другой - существующих операторов активно приобретают и объединяют в одну компанию. В рамках одной компании уже не будет того многообразия, будет выбран один-два поставщика. И уже сейчас мы видим, что продавцов оборудования стало больше, чем покупателей. Думаю, за 2008-2009 годы определятся несколько лидеров рынка среди производителей, остальные будут вынуждены просто уйти.

Читать далее

Что ждет российский рынок широкополосного радиодоступа в этом году? Основные "факторы влияния", которые будут во многом определять траекторию его движения, по версии Станислава Рыбалко, включают появление и стандартизацию оборудования мобильного WiMAX (стандарт 802.16e-2005), доступность частотного ресурса и стоимость абонентских устройств. При оптимистическом развитии событий эксперт прогнозирует удвоение рынка оборудования, в противном случае рост составит - 30-40%. Но самое главное то, считает г-н Рыбалко, что в конце 2007 года рынок, наконец, определится с дальнейшим путем своего развития.

По мнению директора компании InfiNet Wireless по России и СНГ Петра Кочегарова, помимо стоимости оборудования и возможного появления мобильной версии WiMAX, основными двигателями рынка ШБД будут как доступность терминалов всех видов (внешнего и внутреннего исполнения, встроенных в другие системы, портативных – handheld и пр.), так и простота использования оборудования, а также наличие интересных приложений. Нишей фиксированного беспроводного доступа станут существующие сегодня системы pre-WiMAX, которые используют технологию OFDM c 64 поднесущими и работают в диапазоне частот ниже 6 ГГц, а также системы стандарта 802.16d (фиксированная версия WiMAX), которые используют ту же технологию, но 256 поднесущих и рассчитаны на диапазон 2-11 ГГц.

В любом случае, многие операторы ориентируются и на мобильную версию WiMAX. Так, компания "Инфосети", которая имеет в столице 20 базовых станций с покрытием около 95% территории города, к 2012 году планирует внедрить на территории России мобильный WiMAX. В настоящее время оператор также строит сети в Санкт-Петербурге, Иваново и других регионах.

Технологии: WiMAX победит?

По сути дела, на один и тот же рынок услуг (высокоскоростной беспроводной доступ в интернет) приходится несколько технологий. И это дает возможность говорить об их конкуренции, точнее о конкуренции между операторами, выбравшими различные технологии. Кроме WiMAX/pre-WiMAX, к ним относятся Wi-Fi, технологии сотовой связи CDMA 1x EV-DO и HSDPA и др.

Действительно, технология Wi-Fi, еще недавно считавшаяся предназначенной лишь для организации внутрикорпоративных или кампусных беспроводных сетей, а также хот-спотов, теперь замахивается на рынок доступа в интернет для квартирных и корпоративных пользователей. Хороший пример – крупнейшая в Европе сеть Golden Wi-Fi, развернутая недавно в Москве. Вице-президент и руководитель подразделения маркетинга и развития продуктов и услуг компании "Голден Телеком" Сергей Аветисян, отметил, что в настоящее время около 80% абонентов сети выбрали тарифный план с неограниченным доступом.

Отъедать определенную долю у операторов WiMAX (и не только у них), несмотря на существующую версию о параллельном сосуществовании технологий, будут и сотовые сети следующих поколений. Не случайно в своей презентации менеджер по развитию бизнеса Alcatel-Lucent Андрей Харитонов упомянул о так называемых home zones – "домашних зонах", в которых стационарные квартирные пользователи смогут получать услуги на базе технологий 3/3,5G. Он напомнил, что абонентская база стандарта WCDMA (UMTS) растет существенно быстрее, чем GSM, и сегодня число пользователей WCDMA в мире превышает 100 млн человек. Вслед за 3G активно развивается и технология HSDPA, которую относят к поколению 3,5. По данным г-на Харитонова, который ссылается на статистику аналитического агентства Informa Telecoms & Media, к концу февраля 2007 года в мире свыше 196 устройств поддерживают HSDPA, а число сетей, запущенных в коммерческую эксплуатацию в 54 странах, достигло ста.

Объем продаж сотовых телефонов UMTS в России, 2005 - 2006

Источник: Alcatel-Lucent, 2007

Российский рынок, где сети UMTS еще не развернуты, встретит новую технологию во всеоружии. Как отметил Андрей Харитонов, объем продаж сотовых телефонов с поддержкой UMTS растет очень быстрыми темпами как в Москве, так и в других российских регионах - на уровне 300-400% по итогам 2006 года. GSM операторы к моменту фактического запуска сетей нового поколения уже будут располагать значительной абонентской базой, готовой потреблять услуги связи в сетях 3G без смены своего терминала, считает эксперт. По его данным со ссылкой на MForum Analytics 31% всех продаж трубок с поддержкой UMTS в 2006 году пришлось на Москву, а остальные 69% - на регионы.