Разделы

Телеком

Гранды ИТ устремились к телевидению

Google, Yahoo, Apple, Cisco, Microsoft и другие лидеры рынка информационных технологий активно выходят за пределы офисов и стремятся покорить домашние гостиные с помошью новых систем телевидения. Для многих компаний возможности роста на их традиционных рынках со временем исчерпываются, а домашние развлечения – центром которых является телевизор, - одна из немногих отраслей, расширение которых продолжится в будущем.

Со времен черно-белых телевизоров вокруг них собирались люди, чтобы провести вечер. Не так давно в хай-тек индустрии широкое распространение получило мнение, что для просмотра любимых телепередач семьи должны собираться у компьютера. Но это мнение не прошло проверку временем, и телевизоры по-прежнему в центре семейного досуга.

Телевизор ближе ПК

18 ноября Cisco объявила о сделке стоимостью в $7 млрд. по поглощению компании-производителя кабельных телеприставок Scientific-Atlanta. Своя стратегия создания системы развлечений вокруг телевизора есть у Microsoft. Скорый выход, ориентированного на ТВ продукта, пророчат также те, кто наблюдает за Apple. Пока, точно не известно, что это за продукт и есть ли он вообще.

«Для многих компаний вроде Cisco и Microsoft возможности роста на их традиционных рынках со временем исчерпываются, – говорит аналитик Jupiter Research Джо Лазло. - Однако домашние развлечения – одна из немногих отраслей, расширение которых продолжится в будущем. И их центром является телевизор».

С учетом того, что в 99% семей есть телевизоры, а во многих даже несколько, необходимость сосредоточить усилия вокруг телевизора как краеугольного камня в стратегии построения системы домашних развлечений становится очевидной. В среднем у телевизора в американских семьях проводят от 3 до 7 часов ежедневно.

Для сравнения, в 2003 г., по данным Бюро переписи США, подключенные к интернету персональные компьютеры были только в 55% американских семей. Конечно, это в три раза больше, чем в 1997 г., но все же намного ниже телеохвата. «Просмотр телепередач – один из немногих видов деятельности, которому отводят много времени большинство людей, – говорит аналитик American Technologies Research Альберт Лин. – То есть, телевизор имеет потрясающую привлекательность на массовом рынке».

Новые сети вещания

Между тем, сам рынок телевидения готовится пережить большие перемены по мере перехода на цифровое вещание и появления новых компаний. Так, новые сети телевещания создаются такими телефонными компаниями, как Verizon Communications и AT&T (бывшая SBC Communications). На видеорынок также стремятся выйти интернет-компании, например, America Online, Google и Yahoo. AOL объявила о финансировании недавно созданной сети Brightcove, с помощью которой видеопродюсеры смогут распространять программы по Сети и собирать деньги за трансляцию. Контент-провайдеры, такие как CBS, также стремятся нащупать альтернативные каналы распространения своих программ. Недавно представители CBS заявили, что вели переговоры с Google и Yahoo по поводу помощи в распространении некоторых программ в интернете. И Google, и Yahoo уже некоторое время занимаются видео-контентом.

«Передача видео по сетям с помощью интернет-протокола (IP) стала настолько дешевой, что этим может заниматься любой», – говорит г-н Лин. – «Существенные затраты связаны лишь с приобретением прав на контент». Телевидение меняется и в других аспектах. Зрители пользуются услугами цифровой видеозаписи, такими как TiVo, позволяющими записывать и хранить телепрограммы и фильмы и смотреть их позднее. Этот явление получает все более широкое распространение по мере того, как операторы кабельных сетей все чаще предлагают аналогичные услуги цифровой видеозаписи.

Но как только у потребителей появятся цифровые видеомагнитофоны (DVR), их функции потребуются везде, где есть телевизоры. А это значит, что понадобятся устройства, способные передавать видео по некоей кабельной или беспроводной сети одновременно нескольким телеприемникам, установленным в разных комнатах. Именно здесь, как считают руководители Cisco, Microsoft и Apple, важную роль должны сыграть ИТ-решения. Усилия Cisco и Microsoft направлены на то, чтобы совместно с телефонными компаниями и операторами кабельных сетей построить интерактивные телесети на основе интернет-протокола. Также продукция этих компаний поможет абонентам просматривать по телевизору информацию с компьютера.

Стратегия Cisco

«Бытовало мнение о том, что все домашние развлечения, включая видео, должны сконцентрироваться вокруг ПК, – говорит г-н Лазло. – Сейчас, однако, очевидно, что этого не произойдет. Мы видим, что существует потребность закрыть дыру между ПК и ТВ, чтобы пользователи могли смотреть полученные по интернету телепрограммы и фильмы на телевизорах». Cisco сделала решительный шаг, купив Scientific Atlanta – вторую крупнейшую фирму, поставляющую телеприставки операторам кабельного телевидения в США.

На потребительском телекоммуникационном рынке Cisco впервые появилась лишь в 2003 г., купив компанию Linksys, производившую недорогие беспроводные маршрутизаторы. Развитие стратегии выхода на видеорынок обозначилось более четко в начале этого года с покупкой скандинавской фирмы Kiss Technology, производящей плееры DVD и DVR. Сделка с Scientific-Atlanta дополнила картину. Теперь компания может предложить законченный набор аппаратуры – оборудование для создания домашних сетей, кабельные телеприставки и цифровые видеомагнитофоны.

Благодаря подразделению Linksys компания Cisco сумела стать видным игроком на рынке домашних сетей, имея в своем портфеле решения для объединения настольных ПК и ноутбуков в домашнюю широкополосную сеть. Scientific-Atlanta – также инфраструктурная компания, но в области видеосетей. Она занималась производством оборудования, передающего видеопотоки со спутников в сеть кабельного оператора и далее - на кабельные телеприставки, подключенные к телевизорам.

По мнению аналитиков, объединение двух компаний, имеющих дополняющий друг друга опыт в различных областях, действительно является хорошей комбинацией. "В будущем возможность телевещания через IP-сети станет существенным элементом в работе кабельных и телефонных компаний, – считает Эрик Саппигер, специалист по рынку коммуникационных услуг Pacific Growth Equities. – Покупка Scientific-Atlanta активизирует процесс конвергенции и подвигнет провайдеров на более быстрые перемены".

Стратегия Microsoft

Тем временем, движение в сектор телевидения не скрывает и Microsoft, хотя ее шаги в этом направлении до сих пор были достаточно бессвязными. В 1997 корпорация приобрела WebTV, а позже инвестировала $1 млрд. в Comcast и $5 млрд. в AT&T. В корпорации признают, что их первые шаги в этом направлении были все же слишком ранними и излишне амбициозными. С тех пор видение рынка у Microsoft эволюционировало от попыток наделить телевизор некоторыми функциями компьютера до простого желания усовершенствовать пути распространения видео. Ныне ее деятельность сосредоточена на разработке программного обеспечения для кабельных телеприставок, с помощью которых можно использовать функции DVR и получить улучшенное программное меню.

Однако планы Microsoft не ограничиваются телеприставками. Корпорация также продает операционную систему Media Center, позволяющую пользователям просматривать изображения, воспроизводить музыку или видеофрагменты, а также записывать телепрограммы на компьютере. В недавнем обновлении Media Center появилась возможность передачи цифрового медиа-контента, - музыки, видео, фотографий, телепрограмм и фильмов, – между компьютерами Media Center и любым телеприемником с помощью новой игровой консоли Xbox 360, что должно помочь заполнить пробел между компьютером и телевизором.

Стратегия Apple

И, наконец, существует Apple, слухи о разработке которой нового продукта в сфере домашних развлечений, нацеленного на передачу видео от компьютера к телевизору, циркулируют уже давно. В традиционной для Apple манере никакой официальной информации о таких планах пока нет, однако аналитики считают, что компания уже собирает все элементы будущей системы вместе и представит ее не позднее первого квартала 2006 г.

Некоторые считают, что представленный в начале этого года Mac Mini – первый знак намерений Apple. Этот недорогой компьютер комплектуется особым программным обеспечением для воспроизведения медиа-контента. "Mac Mini немного слабоват для роли видеоустройства, – говорит г-н Лин. – Однако он указывает тот путь, которым движется Apple".

Другим намеком на планы компании можно считать появление нового видеоплеера iPod и обновление ассортимента магазина iTunes, где теперь можно купить телесериалы за $1,99. И потом, у Apple большой опыт в разработке программного обеспечения для видео монтажа. "Может показаться, что около-телевизионные продукты для этих компаний являются побочным видом деятельности, далеким от их основного бизнеса, – говорит г-н Лин. – Однако рынок меняется, и со временем эти виды деятельности будут приобретать все большее значение".