"ИнформИнвестГрупп": Все "принципиальное" делается в России
Группа компаний "ИнформИнвестГрупп" – крупный научно-производственный холдинг, работающий в сфере информационных и коммуникационных технологий. Сейчас интересы компании находятся во многих областях: от разработки собственных модулей ГЛОНАСС до внедрения интеллектуальных систем контроля расхода электроэнергии. Вице-президент компании Игорь Марченко, один из ветеранов российского ИТ-рынка, рассказал CNews о том, как компания чувствует себя в существующих рыночных условиях, каковы ее приоритеты и планы.CNews: Одна из основных тенденций российского ИТ-рынка в последние годы – это консолидация. В области телекома появление крупных универсальных операторов особенно заметно: все операторы большой тройки уже предоставляют абонентам широкий спектр услуг, помимо сотовой связи. Как эти тенденции отражаются на вашей деятельности?
Игорь Марченко: Действительно, в последние несколько лет компании очень активны в области слияний и поглощений. Кроме сотовых операторов, можно отметить активность "Ростелекома", который за последнее время присоединил достаточно много компаний. Очень интересные процессы идут вокруг "Скартела" и "МегаФона". Так что действительно, наш рынок вошел в стадию образования крупных компаний, предоставляющих заказчику широкий спектр услуг.
Игорь Марченко: Сегодня в рамках холдинга существуют компании, занимающиеся как персонализацией, так и беспроводными технологиями. В беспроводной части у нас есть опыт, зачастую уникальный, в части радио, непосредственно магистралей, программного обеспечения и обслуживания
Наша стратегия в этой ситуации - работа с этими консолидированными компаниями. Очевидно, что одна из целей объединения бизнесов – минимизация расходов, и тут мы можем помочь. В составе нашего холдинга есть разные подразделения, и благодаря этому мы всегда можем предложить очень привлекательное комплексное решение. Компании холдинга разрабатывают и внедряют аппаратное обеспечение, реализуют его системную интеграцию, а также обслуживают и модернизируют его. Проще говоря, осуществляют поддержку на всех стадиях жизненного цикла, начиная с проектирования информационно-телекоммуникационных систем. Разумеется, крупным клиентам выгоднее и проще работать с одним подрядчиком. Более того, у нас есть компании, строящие телекоммуникационную инфраструктуру. Те, кто сталкивался, например, с прокладкой кабелей, знает, что это гораздо более сложный с организационной и бюрократической точки зрения процесс, чем просто установка оборудования. У нас же для этого есть и опыт, и все необходимые лицензии.
CNews: Какие из мировых тенденций, наиболее сильно влияющих на наш рынок, вы можете отметить?
Игорь Марченко: Пожалуй, самая яркая - персонализация услуг и сервисов. Особенно это заметно на примере зарубежных операторов связи, и к этому постепенно приходят отечественные компании. Абоненту приятно, когда какая-то услуга продается именно ему, когда к нему обращаются по имени. Оператор же получает лояльного клиента, не склонного уходить к конкурентам. В этой области у нас есть отдельная программа научно-исследовательских работ, особенно в части программного обеспечения для систем дистрибуции.
Игорь Марченко: У нас появились разработки, вызывающие интерес западных компаний. Государство также пришло к пониманию того, что в 21 веке развитие невозможно без современных технологий и науки
Другая глобальная тенденция – перераспределение финансовых потоков внутри отрасли. Меньше средств выделяется на инфраструктурные проекты, все больше – на интернет-технологии, персонализацию, беспроводной доступ. Такой "бизнес без границ". Мы заметили эти тенденции довольно давно и соответственно диверсифицировали свой бизнес. Сегодня в рамках холдинга существуют компании, занимающиеся как персонализацией, так и беспроводными технологиями. В беспроводной части у нас есть опыт, зачастую уникальный, в части радио, непосредственно магистралей, программного обеспечения и обслуживания.
У нас появились разработки, вызывающие интерес западных компаний. Государство также пришло к пониманию того, что в 21 веке развитие невозможно без современных технологий и науки. Поскольку на рынке мало ярких прикладных продуктов, разработанных отечественными программистами и инженерами, со стороны этот процесс не очень заметен. У нас достаточно умных, а зачастую и уникальных специалистов. Например, нашими разработками по контролю расхода электроэнергии заинтересовались британские энергетики. Ведь не секрет, что с коммуникациями, особенно в провинции, у них тоже не очень хорошо, и решения, рассчитанные на наши условия, они принимают буквально "на ура". Другой пример – системы криптографии. Естественно, у государства должны быть собственные алгоритмы и системы шифрования, и тут наши специалисты традиционно сильны. ГЛОНАСС, что бы про него ни говорили – реально действующая, мощная система, дающая работу целым отраслям. Опять начинает развиваться космос, очень перспективная программа – "Электронное правительство". "Сколково", я уверен, принесет свои результаты. К сожалению, несмотря на то, что мы легко можем создать уникальное решение, превратить его в рыночный продукт получается далеко не всегда. Если удастся решить эту проблему – многое изменится. Мне близок лозунг Adidas: "Кто хочет – тот может. Кто может – тот добьется". Так что при желании можно добиться очень и очень многого.
CNews: Какие из собственных разработок вы считаете наиболее актуальными на сегодняшний день?
Игорь Марченко: Это все продукты наших исследовательских компаний. Известно, что многое из используемого западными компаниями программного обеспечения было разработано в СССР и России. Это касается большой части технологии CDMA, программных маршрутизаторов и сотовых технологий, систем обработки вызовов и распознавания речи. Нам удалось сохранить часть людей здесь, а многие из разработчиков и инженеров, поработав за рубежом, вернулись обратно. И сегодня одно из наших ключевых направлений – беспроводные технологии.