Разделы

Телеком Контент ТВ и радио Инфраструктура

IPTV Forum Russia/CIS: у "цифры" появился шанс

Уровень проникновения цифрового ТВ в России пока невысок. Однако по прогнозам игроков рынка, в 2011 году он превысит 30%. Этому будут способствовать и изменения политики государства в этой области, и рост популярности немаловажной составляющей пакета мультисервисных операторов - IPTV. Перспективы развития мирового и российского ТВ-рынка, новые решения и направления в области IPTV обсуждались на прошедшем в конце июня IPTV Forum Russia/CIS.

Запуску нового проекта - предоставлению доступа к IP-телевидению с помощью программно-аппаратного комплекса VIDAQ - был посвящен доклад ведущего специалиста центра видеоуслуг "Центрального телеграфа" Максима Раевского. Это первый в России проект, позволяющий смотреть IPTV без помощи выделенной приставки. Программно-аппаратный комплекс дает возможность видеть как шифрованный, так и нешифрованный контент. Реализованная защита контента была одобрена правообладателями, и с осени компания запускает услугу VoD.

Чего ожидать?

Собравшиеся активно обсуждали переход от Triple Play к Quad-Play, когда к стандартному набору - телевидение, данные, голос - добавляется еще и мобильность. Это позволит оказывать новые мультисервисные услуги: доступ к функциям IPTV посредством мобильного устройства, дистанционные записи телепрограмм и другие. Пользователь сможет всегда быть в предпочитаемом медиа-пространстве, а оператор получит возможность продать большее число программ и увеличить ARPU и лояльность клиентов. По мнению Якуба Бржежовского, директора TV/VOD, подразделение контента, EMEA, Orange, для поставщиков услуг пакет Multi-Play, в котором объединены IPTV, мобильная связь и видео — гибкое и масштабируемое решение, которое облегчает непрерывное внедрение новых приложений.

Говоря о том, почему пользователи должны предпочесть IPTV альтернативным источникам телевещания, Алессандро Петаззи, руководитель медиа и IPTV подразделения Fastweb, заметил, что клиенты IPTV, как правило, более удовлетворены и менее склонны уходить к другим операторам. По его словам, сейчас одна из главных задач операторов IPTV заключается в повышении общего качества услуги, она должна восприниматься в первую очередь как телевизионная.

По мнению Кьянга Ли, руководителя исследовательских работ и ведущего архитектора IPTV компании UTStarcom, необходимо сегментировать предоставленные услуги в зависимости от портрета потребителя. По словам Аллесандро Петаззи, самый большой сегмент потенциальных потребителей платного телевидения — люди старше 60 лет и молодежь. Кьянг Ли отметил, что старшее поколение предпочитает пассивный просмотр, тогда как молодежь - активный, также их интересует видео по запросу, возможности поиска, одновременного просмотра, составления собственных коллекций и возможность объединения в коммьюнити.

С развитием IPTV приставки STB (Set Top Box) вполне могут стать домашней вычислительной платформой, столь же мощной, как и компьютер. Со временем, по мнению Кьянга Ли, телевизор можно будет использовать для веб-серфинга, отправки электронной почты и простой обработки текстов.

Что может помешать?

Основные проблемы заключаются в контентной составляющей. Пользователю IPTV нужно предоставить как богатую возможность выбора телеканалов, на этом поле с цифровым телевидением успешно конкурирует спутниковое ТВ, так и возможности получения продуктов по требованию. Здесь операторы IPTV наталкиваются не только на необходимость взаимодействия с правообладателями контента, но и на нелояльность потребителей: зачем платить, если можно скачать бесплатно? К тому же, по словам аналитика Павла Реброва, как минимум 50% дохода от продажи контента оператор отдает владельцу прав. Окупаемость контента, предоставляемого по запросу, зависит от абонентской базы оператора. Чем она больше, тем проще окупить прокат.

Многие полагают, что популярности IPTV будет способствовать реклама, которая позволит сделать часть каналов бесплатной или существенно удешевить стоимость. Но интерес рекламодателя напрямую зависит от абонентской базы, которая на данный момент у российских операторов не слишком велика. С развитием IPTV эта возможность станет более реальной. Александр Шунин, менеджер по развитию бизнеса Alcatel-lucent, отметил, что интерактивность приносит новую модель в рекламный ТВ-рынок — таргетированный и персонализированный подход. Интерактивность существенно снижает отток абонентов и увеличивает приверженность зрителей к программе. Но, по мнению Анастасии Свиридовой, директора по маркетингу и развитию NDS Ltd., процесс внедрения iTV в IPTV пока идет достаточно медленно.

В любом случае, пока оценки аналитиков сильно расходятся. Большинство полагает, что IPTV займет свое место на телевизионном рынке. По оценкам оптимистов к 2010 году рынок IP-телевещания достигнет 16,7 млрд долл. Но скептики полагают, что со временем интерес к этой услуге может снизиться и даже вовсе угаснуть.

Марина Мякишева / CNews