Статья

Как маркетологи захватывают геолокационные сервисы

Телеком Информационное общество Навигация
мобильная версия

Совсем недавно социальные сети выступали как новый этап в эволюции человеческой коммуникации, когда основное общение между людьми переместилось в онлайн-среду. Сейчас мы настолько плотно "подсели" на соцсети, что они из разряда социологических феноменов превратились в сложный инструмент самоорганизации общества, оказывающий влияние даже на реальную политику. Социальные сети будут развиваться, трансформироваться, но вектор их развития уже задан, ниша сформирована. Что окажется на повестке дня в социальных коммуникациях завтра, куда нас заведет технический прогресс?

Одной из самых перспективных технологий социальных коммуникаций представляются геолокационные сервисы (Location-based services – LBS), позволяющие определить местоположение пользователя/мобильного абонента. Можно выделить несколько уровней использования геолокации: информационный – предоставление пользователю информации о ближайших к нему объектах или объектах определенной локации; социальный – возможность узнать местонахождение других пользователей; коммуникационный – возможность зарегистрировать место на карте, которое станет доступным всем пользователям, оставить отзыв о посещении места или прочитать отзывы других, привязать собственный контент к определенному месту на карте (например, фото или текстовое сообщение).

Ввиду растущей популярности геолокационных сервисов среди пользователей можно говорить и еще об одном уровне – маркетинговом. Геолокация стала инструментом таргетирования стимулирующих маркетинговых акций и основой для разработок новых механик взаимодействия с потребителем.


Геолокация хорошо известна пользователям Facebook и Google

На самом простом (и востребованном) уровне ориентирования на местности геолокация известна нам по сервисам Google.Maps и Яндекс.Карты. Самые известные сервисы геолокации, завязанные на "социальной" функции, – All4geo, AlterGeo, FourSquare, Gowalla (ныне "покойный"), Loopt. Помимо этого, опции геолокации интегрируются в уже работающие сложные продукты, например, в Facebook (Places), Google (Latitude и Places), Twitter, ВКонтакте.

Крупные игроки индустрии стараются оседлать волну интереса пользователей к LBS. Последние покупки Facebook тому доказательство – сначала в декабре прошлого года гигант приобрел "туристическую" Gowalla (правда, довольно быстро ее и закрыл), а буквально накануне выхода этой статьи купил геолокационное приложение Glancee. Этот шаг – прямой ответ на усиление позиции Foursquare, который в перспективе может стать прямым конкурентом Facebook.


Glancee - самая "свежая" добыча соцсети Facebook

Растет влияние LBS и в скидочном бизнесе. Популярный скидочный агрегатор Groupon движется в направлении "локализации" своих пользователей и, по некоторым данным, прощупывает почву в вопросе приобретения Foursquare.


Влияние LBS растет и в скидочном бизнесе

В России запущен сервис Lokata, который позиционирует себя как рекламная площадка для ритейлеров, у которых будет возможность размещать информацию о товарах, акциях и скидках в привязке к местоположению на карте.

Какие факторы влияют на то, что геолокационные сервисы так стремительно внедряются в потребительский бизнес и социальные коммуникации? Здесь можно выделить две группы интересов, которые, пересекаясь, образуют резонанс: интересы пользователя и интересы бизнеса.

Интерес потребителя

Геолокационный сервис расширяет границы "социальности". Раньше индивид мог демонстрировать окружающих свою identity через страницу в социальной сети, где значились его интересы, любимая музыка, места, которые ему нравятся, фотографии. Это была "статичная" информация, как слепок с портрета пользователя. Застывшие факты, запечатленные моменты прошлого.