Разделы

Телеком Инфраструктура

Минкомсвязи: Аудитория цифрового ТВ – за 100 км от Москвы

Утвержденная ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" предусматривает развертывание в местах постоянного проживания россиян цифрового телерадиовещания. Жителям страны в перспективе будут доступны до 24 бесплатных цифровых телеканалов. Об аспектах взаимодействия государства и участников рынка цифрового ТВ в интервью CNews рассказал Дмитрий Северов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций.

CNews: Объем финансирования ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" составляет 120 млрд руб., но из них на долю федерального бюджета приходится около 80 млрд руб. Откуда будут взяты остальные средства?

Дмитрий Северов: Из внебюджетных источников: будут использованы собственные средства двух крупнейших государственных предприятий – ФГУП РТРС и ФГУП "Космическая связь". РТРС отвечает в первую очередь за строительство наземных цифровых сетей и их дальнейшую эксплуатацию, а ГПКС – за создание двух спутников, государственное финансирование которых предусмотрено в программе.

CNews: В нескольких регионах уже работают сети цифрового телевидения, например, в Ханты-Мансийске. Что теперь с ними будет?

Дмитрий Северов: Их опыт в первую очередь был учтен при разработке программы. Мы благодарны тем, кто взял на себя риски этих предприятий. Теперь мы можем опираться не только на теорию и зарубежные практики, но и на опыт цифрового телевещания на нашей территории. Вопрос о будущем сетей лучше задать их хозяевам – будет ли им интересно дальнейшее развитие своего бизнеса в сотрудничестве с РТРС, роль которого определена указом президента?

CNews: То есть, получается, они должны будут уступить место РТРС?

Дмитрий Северов: Что касается федеральных общероссийских телерадиоканалов, то здесь они должны уступить роль генподрядчика, если угодно, головного предприятия, но никто не запрещает им дальше сотрудничать с РТРС.

CNews: В роли субподрядчика РТРС?

Дмитрий Северов: Да. Не секрет, что есть зоны вещания, в которых у РТРС сейчас не для всех общероссийских обязательных общедоступных телеканалов построены свои сети, причем, это касается и аналоговой сети. Поэтому для выполнения указа президента необходимо сотрудничество участников рынка.

CNews: Указ президента полностью отдает первый мультиплекс РТРС. А кому будут отданы частоты для второго и третьего мультиплексов?

Дмитрий Северов: Этот вопрос сейчас активно обсуждается, недавно поступили предложения со стороны Национальной ассоциации телерадиовещания. Зная мнение представителей отрасли, мы всесторонне рассматриваем различные варианты и готовим сбалансированные предложения.

CNews: У "Вымпелкома" есть частоты для цифрового телевещания в Москве, Петербурге и других городах, оформленные на компанию "Колангон-Оптим". Однако недавно прошла информация о том, что у них эти частоты изъяли. Как вы это прокомментируете?

Дмитрий Северов: Изъятия частот операторов у работающих или строящихся сетей не происходит. Но если предприятие, получившее лицензию оператора связи, не выполнило лицензионные условия в установленный срок, лицензия прекращает свое действие. А если компания вложила необходимые средства и построила сеть, ведет опытные испытания, то разрешения, как правило, пролонгируются. Кстати, "Вымпелком" в лице своего дочернего предприятия "Доминанта" в Москве в настоящее время участвует в испытаниях цифрового телевещания в стандарте DVB-H.

CNews: Но это мобильное телевидение. А все-таки в фиксированном варианте – в стандарте DVB-T – в каких-либо регионах будут действовать альтернативные операторы помимо РТРС?

Дмитрий Северов: Конечно. Государство определило набор каналов, распространение которых оно будет частично субсидировать, а также резервировать для трех мультиплексов частоты по всей стране едиными частотно-территориальными планами, а не выборочно, по отдельным зонам вещания. В остальном действует обычный порядок, который никто не отменял. Другое дело, что пока эти три плана не сформированы, есть определенные ограничения на выдачу частот в диапазонах телевизионного вещания. Но когда данные три мультиплекса будут обеспечены частотами, то ситуация разрядится. Это может произойти достаточно скоро.


Дмитрий Северов: Задача государства – все население в местах постоянного проживания охватить цифровым телерадиовещанием

Можно ожидать, что в 2010 году будет готов частотно-территориальный план третьего мультиплекса. Эти планы будут корректироваться по результатам проектирования и натурных испытаний, но все специалисты согласны с тем, что изменения не будут масштабными, то есть целиком эти планы уже переделываться не будут.

CNews: Недавно Минкомсвязи выступило с инициативой ввести запрет на ввоз телевизоров без цифровых приставок. Можете как-то прокомментировать этот шаг?

Дмитрий Северов: Никаких "железных занавесов" не будет. Запрет на ввоз какой-либо продукции, если она не угрожает здоровью и безопасности граждан или безопасности государства, не может быть наложен. Могут быть введены обременения на ввоз продукции, которая морально устарела и в скором времени не сможет эффективно использоваться. Есть же обременения на импорт старых "иномарок". Старую "иномарку" и сейчас можно ввезти, просто это будет недешево. Тот же подход может применяться к приставкам и телевизорам.

CNews: Насколько нам известно, отказались от идеи закупать для населения за счет государства телевизионные приставки для приема цифрового телевидения? Планируются ли какие-либо решения в этой сфере?

Дмитрий Северов: Да, от этой идеи отказались, тому есть две причины. Во-первых, технологии, функционал приставок меняются настолько быстро, что на период действия программы их нецелесообразно фиксировать. Иначе через год мы будем иметь дело с изделиями, не отвечающими требованиям рынка. Вторая проблема заключается в ухудшении глобальной экономической ситуации – субсидирование приобретения приставок является очень серьезной финансовой нагрузкой на бюджет. Поэтому государство сосредоточило свое внимание на обеспечении возможности телевизионного приема и в цифровом, и в аналоговом виде. А дальше каждый гражданин волен определять сам, что ему нужно. Как только станет понятен набор требований, которым должно отвечать приемное устройство, мгновенно откликнутся производители приставок и телевизоров. И для многих может оказаться целесообразнее не приставку покупать, а поменять старый телевизор.

CNews: В Америке подобную проблему решили путем раздачи купонов на покупку приставок. Вы об этом не думали?

Дмитрий Северов: Варианты обсуждались разные, а об итогах я уже рассказал. Хочу отметить, что в Соединенных Штатах эта проблема с помощью купонов так и не была решена полностью. К определенному сроку выяснилось, что множество людей просто не занималось данным вопросом, и обнаружилось более миллиона домохозяйств, не способных принимать цифровой телесигнал. В результате пришлось сдвинуть дату отключения аналогового телевидения.

Подчеркну, что американцы свою программу ориентировали именно на отключение аналогового вещания. То есть они установили дату отключения, потом обнаружили, что кто-то не готов, подвинули ее и затем все-таки отключили. Мы не предполагаем такого. До конца действия программы аналоговый сигнал отключать не планируется. Может быть поставлен вопрос об отключении в отдельных зонах вещания, но только при условии, что более 95% домохозяйств в них уже обеспечены цифровым приемным оборудованием. Еще раз отмечу, что даже по достижении данного порога нигде аналоговый сигнал не будет отключен автоматически, без рассмотрения всех обстоятельств.

CNews: Вы прогнозировали, какой можно ожидать спрос со стороны населения на услуги цифрового телевидения?

Дмитрий Северов: Спрос в данной сфере трудно прогнозировать. Там, где цифровой сигнал появляется в эфире (в упомянутых опытных зонах), население реагирует достаточно энергично. Более того, даже там, где начинается опытное вещание и нет вообще никаких анонсов о том, что появился цифровой сигнал, население об этом узнает, продавцы предлагают приемное оборудование, и самопроизвольно начинается процесс освоения цифрового вещания. Для того чтобы этот процесс дополнительно ускорять, в федеральной целевой программе предусмотрена разъяснительная работа – похожая на социальную рекламу. Мы собираемся таким образом немного стимулировать, но, повторюсь, опыт показывает, что и без всякого стимулирования интерес у населения к цифровому вещанию есть.