Разделы

Телеком

Николай Прохоров: Thuraya должна стать повседневной связью

Похоже, что спутниковая связь уже в ближайшее время сможет претендовать на звание массового сервиса. Интеграция с сетями сотовой связи открывает перед этим типом коммуникации впечатляющие перспективы. О развитии рынка спутниковой связи в России в интервью CNews.ru рассказал Николай Прохоров, генеральный директор компании ТМ САТ, представляющей в России интересы Thuraya.

CNews.ru: Спутниковая связь не может работать без спутников. Сколько спутников используется сегодня в сети Thuraya и какую территорию они покрывают?

Николай Прохоров: Спутниковая связь действительно не может работать без спутников, но спутниковый абонент может работать без них в других сетях, например, в сетях GSM. В настоящий момент мы пользуемся одним — вторым по счету — спутником системы Thuraya, который запущен в орбитальную позицию 44 градуса восточной долготы. После его запуска первы

CNews.ru: Как скоро будет «покрыта» практически вся Россия?

Николай Прохоров: Первый спутник «встанет» в точку в ноябре. Через какое время его включат в коммерческую эксплуатацию — сейчас пока неизвестно, но, поскольку этот спутник уже работал и он проверен, я думаю, долго ждать не придется. Мы надеемся, что это произойдет к концу этого года — тогда будет «покрыта» вся Россия.

CNews.ru: Говорят, что первый спутник неправильно «встал» по отношению к Солнцу и солнечные батареи на нем стали существенно деградировать. Некоторые эксперты полагают, что уже в 2006–2007 гг. — то есть значительно раньше, чем предполагалось, — этот спутник прекратит свою работу. Можете ли вы прокомментировать эти сообщения?

Николай Прохоров: Спутниковая связь — дело рискованное. Любой спутник может неожиданно выйти из строя. Вряд ли кто-нибудь сможет назвать хоть один пример, когда межрегиональная или глобальная сеть ПСС вдруг прекратила бы свое существование из-за того, что вышел из строя спутник. Если это большая сеть, то в ней всегда есть резервные спутники, которые могут подхватить абонентов и продолжить их обслуживать. При этом абоненты могут даже ничего и не заметить. Thuraya — это очень серьезная и дорогостоящая система с резервированием. На Земле находится еще один — третий — спутник, который будет скоро готов к запуску. И он может резервировать любой спутник: либо второй, в точке 44, либо первый — в точке 98,5.

Действительно, есть информация, подтвержденная производителем, о некоторой деградации систем электропитания, но, по оценке разработчиков, «жить» этому спутнику осталось еще порядка 6 лет. Так что никакого драматизма в этом нет. Будучи серьезной компанией, Thuraya не запускала бы спутник, который может скоро «умереть», на обслуживание столь важного стратегического региона, как Восточная Азия. Ведь сюда входят Китай, Индонезия, страны Юго-Восточной Азии, существенная часть России, наконец. И я не думаю, что Thuraya готовит плохой «подарок» этим странам, тем более, что Китай и Россия названы стратегическими рынками для компании. Пока работает первый спутник, пока он еще не вышел из строя, мы вполне в состоянии обслужить всю эту зону. В случае же, если начнется его усиленная деградация, он, конечно, будет резервирован и заменен другим спутником. Если предположить, что через несколько лет спутник полностью деградирует, то это означает, что он не будет обеспечивать только голосовую связь, но все равно будет годиться для передачи данных, которая не требует такого энергопотребления, как для обеспечения голосового канала. Пока же на сегодня нет никаких оснований предполагать, что спутник «умрет» в ближайшее время.

Прохоров Николай Витальевич

Генеральный директор ЗАО «ТМ САТ»

Николай Прохоров родился 16 июля 1962 года в Архангельске.

Окончил юридический факультет МГУ им М. В. Ломоносова, является кандидатом юридических наук.

С 1986 по 1990 годы преподавал на юридическом факультете МГУ.
С 1990 по 1994 год являлся частнопрактикующим юристом.
С 1994 года работает в области связи. Был сотрудником таких компаний как International Aerospace Ventures, ЗАО «Информконсалт», ЗАО «Информкосмос».
С 1999 года по настоящее время является генеральным директором ЗАО «ТМ САТ» представляющей в России интересы Thuraya.

В числе своих хобби г-н Прохоров отмечает размышления. По его словам, это хобби ему ничего не стоит, но иногда приносит доход.

Николай Прохоров женат, воспитывает двоих сыновей.

CNews.ru: Давайте еще раз поговорим о преимуществах подвижной спутниковой связи (ПСС) вообще и о ПСС Thuraya — в частности.

Николай Прохоров: О преимуществах подвижной спутниковой связи можно говорить много, и действительно хотелось бы еще раз на этом остановиться. ПСС дает связь без ограничений, и для этого не нужны никакие специальные наземные устройства типа сотовых вышек, сотовых приемо-передатчиков, которые покрывают ограниченную территорию. Наша и другие системы ПСС действуют как внутри, так и вне зоны действия сотовых сетей. Везде, куда достигает луч спутника, работает ПСС.

Сегодня в мире существует несколько систем ПСС, как глобальных, так и региональных. Глобальные системы — это GlobalStar, Iridium и Inmarsat. К региональным относятся системы Garuda (ACeS) и MSAT. Оператором системы MSAT, которая действует в Европе, является Intelsat. Эта система построена на принципах Inmarsat, но, в отличие от последней, относится к региональным. Существуют также региональные системы ПСС в США и Австралии.

Thuraya на сегодняшний день позиционируется как региональная, даже межрегиональная система. А когда ее будут обслуживать 3 спутника, то она по статусу станет глобальной системой. Хотя вполне вероятно, что третий спутник, предназначенный для американского региона, не будет включать в зону покрытия США и Канаду, которые предпочитают пользоваться своими собственными системами.

С точки зрения пользователя Thuraya имеет несколько базовых преимуществ по сравнению с существующими системами. Во-первых, это система, которая способна принимать входящий сигнал без какой-либо специальной подготовки или настройки телефонного аппарата. В других спутниковых системах, например, таких, как «Иридиум» и «ГлобалСтар», для того, чтобы принять звонок, необходимо развернуть антенну аппарата, в таком «развернутом» виде держать телефон и ждать, когда вам позвонят. Пользователю сети Thuraya для этого достаточно всего лишь просто включить телефон и проверить, чтобы он находился в спутниковом режиме. Антенну разворачивать не надо, можно даже находиться в помещении — спутниковый вызов в любом случае будет принят. Для пользователя это означает, что он может не заботиться, не думать о том, дозвонятся ему или нет.

Во-вторых, спутниковый телефон Thuraya представляет собой единственное устройство спутниковой связи, которое помещается в кармане. Все остальные аппараты ПСС, в том числе используемые в таких системах, как Iridium, GlobalStar, не говоря уж об Inmarsat, МSАТ и прочих системах, слишком большие. Это тоже большое преимущество пользования телефоном системы Thuraya — оно ничем не отличается от пользования обычным GSM-телефоном.

В-третьих, тарифы на связь в сети Thuraya значительно ниже тарифов в других системах. Это всего лишь 50 центов в минуту исходящего спутникового трафика при бесплатном входящем. Подавляющее большинство других операторов ПСС, насколько мне известно, взимают деньги за входящий звонок; исходящий звонок также стоит дороже, чем в Thuraya. В Inmarsat, например, цена минуты связи может составлять несколько долларов (обычно больше 2,5–3 долларов). Это довольно накладно для российского пользователя. Таким образом, Thuraya имеет существенное конкурентное преимущество по ценам.

Есть и еще одно очень важное преимущество, которое заключается в том, что Thuraya как на системном уровне, так и на уровне отдельного пользовательского телефона очень хорошо объединяется с системами сотовой связи. По одному и тому же телефону можно звонить как в стандарте GSM, так и через спутник. При этом в аппарате может находиться как спутниковая SIM-карта, так и SIM-карта сотового оператора. И если у последнего есть роуминговое соглашение с Thuraya, то сотовая карта будет работать. Максимальная стоимость звонка в режиме GSM составляет 25 центов, и в случае международного роуминга, когда абоненту звонят соотечественники, это очень выгодно. Поэтому сегодня Thuraya — не только самая дешевая в мире спутниковая связь, но и самая дешевая входящая GSM-связь.

CNews.ru.ru: Недавно компания Thuraya объявила о запуске программы по развитию и совершенствованию бизнеса. Как происходит ее реализация?

Николай Прохоров: Сейчас, я бы сказал, наступает новый этап в развитии системы Thuraya. Во-первых, это связано с расширением зоны покрытия и включением новых стран и новых регионов, в особенности, перспективных азиатских стран.

Во-вторых, сейчас идет отработка наиболее перспективных, обеспеченных абонентов. Когда запускается сеть связи — не обязательно подвижная спутниковая связь, а любая другая, — то сначала идет, что называется, «снятие сливок». Такая работа достаточно проста, хотя она довольно дорогостояща, поскольку требует различных нестандартных рекламных решений. Но эта работа дает очень хорошую отдачу в первый период жизни любой системы связи. После того как люди, обладающие «большими карманами», удовлетворены, и первый пул пользователей из этого сегмента уже пришел, — всякая система связи стоит перед вопросом: «Что же делать дальше?» Остается «прорабатывать» следующие сегменты пользователей, то есть с hi-end надо постепенно опускаться в low-end. Этим и занимается сейчас Thuraya.

В отличие от большинства других операторов систем ПСС, Thuraya, в основном, отдает этот вопрос «на откуп» своим сервис-провайдерам. Как правило, в системах ПСС вопрос решается централизованно: сервис-провайдеры на местах целиком и полностью зависят от своих головных операторских компаний. Например, если в системе GlobalStar построена сеть связи, основанная на спутниках и на региональных станциях сопряжения, то эта инфраструктура, в основном, строится самой компанией и за ее счет, возможно, с привлечением местных партнеров. Но расходы на строительство наземных станций сопряжения всегда закладываются в расходы оператора.

Thuraya пошла по другому пути — она предоставляет каждому сервис-провайдеру возможность самостоятельно заниматься наземной инфраструктурой. А решать эту проблему необходимо, так как синергия на уровне ПСС и сотовой связи изначально заложена в систему Thuraya. Это и вопрос оптимизации маршрутизации звонков, и создание на местах технических систем, которые позволяли бы как можно ближе приблизить Thuraya к операторам GSM не через систему международного роуминга, поскольку это довольно дорого, а на уровне местных соединений. Именно так сейчас и стоит вопрос системного развития Thuraya.

Совершенствование бизнеса компании идет по пути системного развития Thuraya, то есть по пути строительства национальных или региональных центров сопряжения между системой Thuraya и национальными международными наземными операторами, включая сотовую связь. В этом вопросе России удалось быть «впереди планеты всей», так как именно наша компания ТМ САТ и построила первую в системе Thuraya такую региональную станцию сопряжения. И теперь через нее российские операторы наземных сетей связи могут иметь непосредственный вход в систему Thuraya.

Это, безусловно, повлечет за собой снижение тарифов на связь (в особенности на этапе сопряжения спутниковой связи и наземной телефонии, включая сотовую). Кроме того, абоненты Thuraya смогут воспользоваться сервисами, которые предлагают операторы наземных, прежде всего, сотовых сетей связи. В этом мы видим очень важный аспект развития нашей системы, и это нынешний этап совершенствования ее бизнеса.

Повторяю, что этот шаг вперед сделала только Россия силами и за счет компании ТМ САТ. Предыдущий этап, когда всем желающим просто продавались телефоны и SIM-карты Thuraya, начинает подходить к концу. Телефоны Thuraya останутся, но SIM-карты могут делаться теперь на принципах интеграции Thuraya с теми или иными сетями национальных операторов GSM. Это очень важно, поскольку в ходе этого совершенствования, в ходе этой работы возникает совершенно уникальный продукт — это синергированная SIM-карта, которая дает возможность абоненту пользоваться связью Thuraya по тарифам Thuraya без международного роуминга и одновременно — связью в системах GSM по тарифам GSM также без международного роуминга. Кроме того, она позволяет осуществлять легкий дозвон на абонента Thuraya с использованием национальных кодов, а не международных.

CNews.ru: Заинтересованы ли сотовые и другие операторы наземной связи в строительстве ваших станций сопряжения или, вводя их в эксплуатацию, вы выступаете конкурентами этих компаний, уводя трафик в свои сети?

Николай Прохоров: Каждый оператор заинтересован в том, чтобы развивать свою собственную сеть и ставить станции сопряжения на своей сети. Операторы, как правило, не желают располагать чужие станции на своей сети. Мы — как оператор российского сегмента системы Thuraya — конечно, заинтересованы поставить свою станцию сопряжения и соединить ее с сетями российских операторов.

Здесь нет никакой конкуренции — в этом смысле любой, кто ставит новую станцию, начинает конкурировать с владельцами аналогичных станций, поставленных ранее. Это стандартная процедура подключения одного оператора к другому, таков бизнес связи. Он делается не только на том, что компании закладывают кабель, выводят спутники на орбиту или ставят сотовые вышки, а также на том, что все эти системы все больше и больше интегрируются одна в другую. Обычно эта интеграция происходит на уровне соединений между различными станциями сопряжения, между базовыми центральными станциями. Наземная инфраструктура — это как раз то, что позволяет соединить потоки трафика, проводить их из одной сети в другую. В этом нет никакой конкуренции, это стандартные процедуры.

CNews.ru: Несколько лет назад произошло много громких банкротств операторов спутниковой связи. Как Thuraya удалось выйти на точку безубыточности и не повторить печальную судьбу других систем ПСС?

Николай Прохоров: Это произошло за счет тех преимуществ, которые дает Thuraya, — за счет относительной дешевизны своего продукта и за счет обеспечения пользователю комфорта. В конечном счете, абонента мало интересует, как распространяется сигнал (с телефона на спутник, со спутника на станцию и т. д.). Когда мы пользуемся сотовым или другим телефоном — мы ведь не думаем об этом. Thuraya также позволяет своему абоненту не думать, как проходит сигнал. Для того чтобы воспользоваться связью Thuraya, абонент не должен совершать никаких дополнительных действий — нужно просто включить телефон и в случае приема входящего вызова нажать на кнопку «Ответ». Когда абонент звонит сам, он набирает номер на этом телефоне — все как в сотовой связи.

Как я уже говорил, в других системах ПСС от абонента требуются дополнительные действия: нужно достать телефон, развернуть антенну, настроиться на спутник и ждать входящего сигнала. Ничего этого не нужно делать в Thuraya, которая, по-видимому, предоставила очень хороший комфорт абонентам, поэтому получается так, что люди, которым нужна спутниковая связь, покупают услуги Thuraya, а раз они их покупают охотно, значит Thuraya от банкротства далека.

CNews.ru: О преимуществах подвижной спутниковой связи вы рассказали достаточно подробно. А существуют ли на сегодняшний день какие-то существенные недостатки этого способа коммуникаций, которые бы тормозили рост абонентской базы? Скажем, проблемы со связью внутри помещений …

Николай Прохоров: Это не недостаток ПСС, это ее особенность, которая присуща любой спутниковой связи. Для того чтобы станция на Земле работала со спутником, должна быть прямая зона видимости. Это касается не только L-диапазона, это касается также станций и в С- и в Кu-диапазонах. Если поставить какое-то препятствие между антенной и спутником, не будет работать никакая спутниковая связь.

Особенностью, например, сотовой связи стандарта GSM в диапазоне 900 МГц, является очень хорошая проникающая способность, что позволяет использовать сотовые телефоны в помещениях, даже в подвале. Однако такая связь имеет малый радиус действия. В отличие от этого, ПСС, как и любая другая спутниковая связь, дает меньшую проникающую способность, но больший радиус действия. Поэтому каждый абонент выбирает то, что ему нужно.

CNews.ru: То есть если состоится такая синергия спутниковой и сотовой связи, о которой вы говорили, то эти «нехорошие» особенности обеих систем будут взаимно компенсировать друг друга?

Николай Прохоров: Это нормальная особенность, физика развития процесса! Не потому что те, кто создавал ПСС, — были плохими людьми или безграмотными инженерами, которые должны были сделать что-то плохое для пользователя. Это просто физика — и ничего больше. Это даже больше, чем бизнес. Нельзя ругать природу за то, что она такова.

CNews.ru: Сотовую связь часто обвиняют в том, что она наносит определенный вред здоровью. Что вы можете сказать по этому поводу в отношении ПСС?

Николай Прохоров: Все зависит от того, как пользоваться тем или иным устройством. Например, если постоянно смотреть телевизор с близкого расстояния, то вред будет существенно больше, чем в случае, если смотреть его очень редко или не смотреть вообще. То же самое касается любых беспроводных систем связи. Если человек много часов в день сидит под направленной на него антенной, то, вероятно, это может нанести вред его здоровью. В сотовой связи сигнал распространяется как бы во все стороны, и можно подносить телефон к голове с любой стороны — это ничего не изменит. В этом есть определенный, может быть, небольшой вред здоровью, но этот вред очень несущественный, если не говорить по сотовому телефону по 20 часов в день. В обычном режиме использования это не наносит никакого вреда.

В отличие от сотовой связи, в спутниковой используются направленные антенны, и сигнал распространяется не «вокруг», а «наверх». Поэтому, вообще говоря, вред начинается за затылком пользователя. Сигнал уходит в сторону от головы пользователя, и никакого вреда для его здоровья излучение оказать не может.

Рассмотрим, например, системы VSAT с их круглыми большими антеннами-"тарелками". Если стоять позади такой антенны, то вреда здоровью нет, но если встать перед антенной и долго там находиться, то, конечно, можно получить некоторое облучение. В ПСС в системе Thuraya соблюдены все нормы по облучению, в том числе и российские нормы, которые строже, чем зарубежные, еще с советских времен. Я думаю, что нет совершенно никаких оснований для паники относительно вреда, наносимого ПСС здоровью людей.

CNews.ru: Сколько было продано телефонов Thuraya в мире и в России на сегодняшний день?

Николай Прохоров: Во всем мире было продано порядка 250 тыс. телефонов Thuraya, что в три с половиной раза превышает объем продаж телефонов в системе GlobalStar, хотя последняя существует значительно дольше. Телефоны достаточно быстро раскупаются, и в дальнейшем они будут продаваться еще более активно, поскольку с выходом на азиатские регионы различные местные производители начинают разрабатывать телефоны, которые будут работать в стандарте только Thuraya, либо в стандарте Thuraya+ GSM, либо в стандарте Thuraya+CDMA, либо во всех этих трех стандартах. Мы ожидаем появления в следующем году интересной линейки пользовательских продуктов. Конечно, они будут продаваться в больших количествах, чем сейчас.

Говорить о Thuraya как о телефоне, на мой взгляд, не очень правильно, потому что Thuraya — это не только телефон, но еще и SIM-карта, и возможность пользователя использовать эту SIM-карту в той или иной сети. Если абонент покупает SIM-карту Thuraya и пользуется ею в сотовом телефоне, он получает некоторое преимущество по сравнению с абонентом, который пользуется обыкновенной сотовой картой в сети того же оператора. Например, за границей у пользователя SIM-карты Thuraya будет более дешевая входящая связь — максимальный входящий тариф Thuraya составляет 25 центов. Определенное количество пользователей используют SIM-карту Thuraya именно так. Важно отметить, что количество пользователей Thuraya не считается по количеству телефонов.

В России у нас были определенные лицензионные ограничения, поскольку нам выдано разрешение на опытно-коммерческую эксплуатацию. В лицензии ТМ САТ на этот период заложена цифра 1000 абонентов. Примерно такое количество абонентов у ТМ САТ и есть. Но это не означает, что ТМ САТ продал 1000 телефонов. Их продано больше, поскольку многие пользуются этим телефоном, вставляя туда сотовую SIM-карту, — и это становится все более и более модным. При этом такие абоненты являются абонентами Thuraya не напрямую, а через своих сотовых операторов. Используя SIM-карту сотового оператора, пользователи могут «выйти» на спутник, но в этом случае, скорее всего, абонент попадает во взаимоотношения между разными операторами, он не становится при этом напрямую абонентом ТМ САТ. Если говорить о тех, кто купил контракт у ТМ САТ, то мы соблюдаем наши лицензионные ограничения. Правда, есть хорошая новость — мы уже закончили монтаж российской станции сопряжения и получили разрешение на расширение нашей лицензии до 50 тыс. абонентов. Поэтому с пуском в эксплуатацию нашей станции сопряжения, который произойдет в сентябре, у нас закончится период опытно-коммерческой эксплуатации и мы сможем использовать расширенную лицензию на 50 тыс. абонентов.

CNews.ru: Стоит ли ожидать с ростом абонентской базы снижения цен на абонентские терминалы и трафик?

Николай Прохоров: Телефон может стоить и дороже, чем сейчас, если это хороший телефон. Мы знаем, что некоторые виды телефонов сотовой связи сейчас продаются дороже, чем телефоны спутниковой связи. В то же время, как я уже говорил, появляется новая линейка оборудования, в которой будут присутствовать модели, которые и дешевле, и дороже нынешних телефонов. Сколько стоит аппарат — это не принципиально важный вопрос, потому что всякий телефон делается для того, чтобы найти своего пользователя. По статистике будет производиться столько дорогих телефонов, сколько есть «дорогих» пользователей. Там, где уже сейчас есть порядка 250 тысяч абонентов в сети, эта статистика уже начинает нормально работать. Поэтому для «дешевых» абонентов будут дешевые телефоны, для «дорогих» — дорогие.

Надо отметить, что значительно больший интерес у пользователя всегда вызывает цена на трафик. А она будет снижаться по мере расширения операций, проводимых через наземные станции сопряжения, поскольку исчезают долгие, длинные соединительные наземные линии между сетями местных операторов и базовой станцией системы Thuraya близ города Шарджа в Объединенных Арабских Эмиратах. Так что тенденция к снижению цены трафика уже начинает работать. Ведь абоненту безразлично, какой сетью он пользуется, — главное, чтобы у него была связь. Когда-то он будет пользоваться спутниковой связью, когда-то — сотовой связью в стандарте GSM. Для нас основной статьей является не цена трафика в той или иной сети, а ежемесячный счет абонента. И чем больше будет происходить синергия между Thuraya и сотовыми или другими наземными операторами на уровне подсоединения через наземную инфраструктуру, тем меньше будет счет абонента. Мы считаем, что такая тенденция по снижению счетов абонента уже работает.

Мы ожидаем, что операции через наземную станцию сопряжения начнутся уже в сентябре, и абонентская база будет расти за счет тех ниш, которые сейчас пока еще мало используются в Thuraya. То есть за счет тех абонентов, которые базово предпочитают пользоваться сотовой связью, но могут также воспользоваться и спутниковой связью. Это и будет наш массовый абонент. Мы хотели бы, чтобы Thuraya перестала быть связью для отдельных ниш пользователей или связью для чрезвычайных ситуаций, — это должна быть повседневная связь, но и построена она должна быть как повседневная. Другими словами, если человек сидит в городе и у него в кармане лежит телефон Thuraya, ему не обязательно пользоваться спутниками. Он должен иметь возможность воспользоваться сотовой связью, которая есть вокруг него по невысоким тарифам и не через международный роуминг. Когда это будет достигнуто, тогда абонентская база будет расти очень хорошо. И мы на это надеемся.

CNews.ru: Спасибо и удачи вам.