Разделы

Телеком Интернет Веб-сервисы

Привычный мир связи рушится на глазах

Мир IP-телекоммуникаций переживает эпоху бурного роста. Рынок традиционной связи стагнирует, баланс сил нарушен, и игроки все чаще делают ставку на развитие NGN и "другого" интернета.

Мобильные корпоративные

Количество мобильных сотрудников растет во всех регионах мира. По прогнозам IDC, в Европе их число увеличится с 82 млн. в 2006 году до 90 млн. в 2010. Всего в мире к 2009 году будет насчитываться 872,2 млн. мобильных сотрудников, в то время как в 2004 году их было 676 млн.

Динамика доли мобильных сотрудников по регионам мира, 2004 – 2009

Динамика доли мобильных сотрудников по регионам мира, 2004 – 2009

Источник: IDC, 2006

Самая большая "мобилизация" сотрудников – более 70% от всей рабочей силы – ожидается к 2009 году в США, далее следуют Япония (63,7%) и Европа (48,3%). Это цифры свидетельствуют о возрастании спроса на соответствующие телекоммуникационные решения для корпоративного сектора, что вызывает усиление активности основных вендоров, стремящихся занять на этом перспективном рынке максимальную долю.

Рост доли мобильных сотрудников по отношению к общему количеству работников по регионам мира, 2004 – 2009

Рост доли мобильных сотрудников по отношению к общему количеству работников по регионам мира, 2004 – 2009

Источник: IDC, 2006

Avaya, в частности, предлагает решение Avaya one-X Mobile, которое позволяет использовать мобильник как многофункциональный офисный телефон. Производитель позиционирует Avaya one-X Mobile как первое из представленных на российском рынке решений по конвергенции фиксированной и мобильной связи для корпоративных пользователей.

В числе ближайших (декабрь-январь) нововведений – реализация Avaya one-X Mobile в мобильных устройствах, работающих на платформе Windows Mobile, и в телефонах Nokia Е-серии с поддержкой WLAN (Nokia Е60, E61, Е62 и E70). Корпоративным пользователям, обладающим такими телефонами, станут доступны многие функции АСМ (единый номер для офисного и мобильного аппаратов, переключение с офисного на мобильный аппарат и обратно в процессе вызова, выбор активной линии, автоматический обратный вызов/отмена и др). А поддержка в сотовых телефонах протокола SIP, которую намечено реализовать в январе 2007 года, позволит пользователю делать выбор между сетями GSM и Wi-Fi.

Между тем, долгожданный перелом в пользу IP решений в корпоративном сегменте, по-видимому, еще не наступил. Соотношение продаж оборудования Avaya для корпоративного сектора составляет 60-70% для классического оборудования (TDM) против 30-40% для оборудования с поддержкой IP.

Трудности переходного периода

Одна из основных проблем перехода к IP-коммуникациям и NGN в российской действительности заключается в том, что у большинства входящих в "Связьинвест" компаний нет средств для покупки софтсвичей, и не так давно установленные цифровые АТС вряд ли будут снова менять. Но в любом случае, сети доступа нужно строить уже сейчас и на их основе предоставлять современные телекоммуникационные услуги. При этом важно, чтобы сети доступа были универсальными – могли работать не только с софтсвичами, но и с традиционными станциями. За счет этого можно обеспечить сохранение инвестиций.

Ряд сложностей перехода к NGN лежит в плоскости коммутации. В этом случае не до конца проработаны вопросы обеспечения требований СОРМ. Кроме того, непонятно, как на основе софтсвича удовлетворить до сих пор существующее требование по обеспечению возможности вмешательства телефонистки, как реализовать выбор оператора дальней связи по категории абонента; есть проблемы стыковки со старой системой сигнализации и т.п.

По большому счету, движущей силой внедрения новых услуг является не NGN, а протокол SIP. На базе SIP можно реализовать любые услуги, вплоть до самых экзотических, таких, например, так персональный сигнал посылки вызова (ring back tone). Причем этот сервис, достаточно просто реализуемый в мобильных сетях, можно реализовать благодаря SIP и на сетях традиционных операторов.